Типология онтологических концепций
Онтология, понимаемая как синоним метафизики, разворачивается как учение о сверхчувственной реальности, т. е. в плоскости трансцендентализма. В этой плоскости можно рассматривать следующие концепции:
– сверхчувственное бытие элеатов;
– мир идей Платона;
– схоластический реализм (противоположность номинализму);
– бытие как развитие абсолютной идеи у Гегеля;
Онтология, понимаемая как философия природы, осуществляет возврат к этимологическому значению понятия (слово о сущем). Она ориентируется на позитивные знания о природе, исходящие из нее самой. Здесь существуют следующие концепции:
– античная натурфилософская традиция;
– средневековый номинализм как установка на внетрансцендентальное постижение бытия;
– ренессансный натурализм;
– философия природы Нового времени;
Онтология, понимаемая человекомерно, связана с неклассической философией XX в. В традиции экзистенциализма осуществляется переход от бытия вообще к человеческому бытию. Философия жизни в лице Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше мыслит бытие в таких понятиях, как, например, «воля к власти» у Ницше.
У Хайдеггера бытие определяется как присутствие dasein (вот-бытие). Дальнейшее развертывание данной традиции приводит к появлению понимания «моего бытия для другого…» как условия «моей самости». Приведенные категории отличаются своей тесной связью с человеческими переживаниями, настроением, другими словами, они принципиально субъективны и в этом их философская общезначимость.
Традиция онтологического отрицания онтологии представлена в «критической философии» Канта. В кантовской системе бытие задается в априорных познавательных формах, вне которых невозможна сама постановка вопроса об онтологии. Предшествовавшая онтология оценивалась Кантом как онтологизация интеллектуальных конструкций.
Традиция позитивизма так же считала любое метафизическое суждение как бессодержательное и непроверяемое, а поэтому – бессмысленное.
Позиция философии постмодерна заключается в том, что ставится под сомнение сама возможность конституирования какой бы то ни было картины мира. Осуществляется сознательный отказ от создания любой онтологии.
Современный этап развития философской мысли не дал одного, единственно верного подхода к понятию бытия. Современная философия представляет собой широчайший спектр онтологических концепций.
Категория бытия
Бытие является окончательным результатом процесса обобщения, т. е. устранения видообразующих признаков. В результате получается категория, у которой объем (т. е. совокупность предметов, входящих в класс данного понятия) стремится к бесконечности, а содержание (совокупность признаков, на основе которых формируется данное понятие) стремится к нулю. Категория бытия является прямой противоположностью по отношению к единичному предмету (под которым можно подразумевать и идею и совокупность предметов, которые берутся как единое целое), понятие которого содержит только один предмет, который может иметь неограниченное количество признаков.
Это соотношение является фундаментальным для онтологического знания. Из него вытекают три следствия.
Во-первых, можно рассматривать само бытие как единичный предмет. В этом случае у такого предмета не будет никаких признаков, в том числе и признака существования (подробнее: в диалоге Платона «Парменид»).
Во-вторых, можно рассматривать индивидуальную вещь как микрокосмос, содержащий в себе все законы мироздания.
В-третьих: а) если бытию приписываются какие-либо свойства, то эти свойства не складываются из свойств, входящих в понятие бытия предметов;
б) в каждом мыслимом предмете с необходимостью мыслится свойство бытия. Ни один предмет, ни все предметы вместе не составят бытие путем механического сложения, в то же время о каждой вещи можно сказать, что она есть, т. е. причастна бытию.
Так же как операция обобщения дает в качестве окончательного результата категорию бытия, так и обратная ей операция ограничения (т. е. добавление к понятию видообразующих признаков) разворачивает понятие бытия во множестве конкретных смыслов, выраженных всевозможными философскими категориями. В качестве примера можно привести первые пять категорий диалектической системы А. Ф. Лосева.
Бытие. У бытия полагается одно свойство, свойство быть, это означает, что бытие должно от чего-то отличаться, т. е. иметь границу, но так как кроме него самого ничего нет, то бытие должно отличаться от самого себя, а это значит, что оно переходит в свою противоположность — в категорию небытия.
Небытие. Если установлен переход от бытия к небытию, то, следовательно, должен иметься и обратный ему переход, от небытия к бытию, и должно быть категориально выраженное единство этих двух переходов. Это единство представлено категорией становления.
Становление есть процесс взаимного перехода бытия и небытия, в котором проявляет себя сущность того, что становится, т. е. ставшее (человек на протяжении всей своей жизни, тем не менее, остается самим собой).
Ставшее (факт) как неизменная сущность становящегося является нам не иначе, как через те или иные проявления, которые ее символизируют в нашем сознании
Символ (выражение), так же как само бытие, не выражает ничего кроме самого себя и, следовательно, так же может рассматриваться в свете категорий бытия, небытия, становления и т. д.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 1627;