Духовные отношения – формы общественного сознания. 1 страница
Все они тесно переплетаются и оказывают друг на друга воздействие.
3. Вопрос о том, как «становится» социальная реальность есть вопрос о соотношении объективного и субъективного факторов в общественном развитии.
Человек всегда в своей деятельности преследует ту или иную цель. Но объективные события складываются в конечном счете независимо от цели. Историческое событие складывается как равнодействующая столкновений различных желаний, волеизъявлений, обусловленных разными интересами. Поэтому поставленные цели осуществляются далеко не так, как их представляли себе люди, их ставящие. Однако это не означает, что люди никак не могут влиять на исторический процесс. Необходимость в истории пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей. От осознанности исторических потребностей, активности (субъективного фактора) зависит как будет развиваться общество.
4. Мы уже говорили, что в структуре общественных отношений наличествует очень важная компонента – духовные отношения (общественное сознание). Общественное сознание – это идеи, взгляды, настроения людей на определенном историческом этапе общественного развития. Общественное сознание – необходимая категория, появившаяся в результате материалистического понимания истории, при котором выделяются два уровня общественной жизни: первичный – материальный и вторичный – духовный. Общественное сознание определяется общественным бытием, материальной жизнью общества, производством и потреблением.
Структура общественного сознания представляет взаимодействующие между собой элементы, выделяемые по разным основаниям. Так, обыденное и теоретическое сознание связано с отражательными способностями людей (уровень чувственного и уровень теоретического сознания). Общественная психология и общественная идеология рассматриваются как сферы общественного сознания, функционирующие в социальном пространстве.
Если общественная психология – это обыденное сознание, реализуемое в традициях, обычаях, общественных настроениях и т.д., то общественная идеология – это синтез обыденного и теоретического, преломленный через классовый, групповой интерес.
Особое значение имеют формы общественного сознания: политическое, правовое, религиозное, нравственное, эстетическое, которые выделяются по объекту и способам отражения этого объекта.
Особое значение имеет в общественной жизни относительная самостоятельность общественного сознания по отношению к общественному бытию.
Общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от общественного бытия, обнаруживать преемственность по отношению к идеям прошлого. Поэтому в диалектико-материалистической модели учитываются социоличностная и культурно-историческая составляющие.
Общественное сознание можно характеризовать по его носителю (общественное, классовое, групповое, индивидуальное). Однако общественное сознание нельзя рассматривать как простую сумму сознаний индивидов или сумму сознаний классов. Безусловно, индивидуальное сознание общественно в том смысле, что складывается под влиянием общественного, но в зависимости от жизненного пути индивид принимает далеко не все идеи, культивируемые в обществе, поэтому между идеями индивидуального и общественного сознания могут быть и противоречия. Виды общественного сознания различаются между собой не только по функциям, но и по объекту отражения. Так, объектом науки являются закономерности природы и общества, предметом политических взглядов – отношения классов к государству, к другим классам, к другим государствам. Религиозные взгляды имеют своим предметом весь окружающий мир, но поставленный в зависимость от воображаемого сверхъестественного существа: бога, духа и т.д.
Содержание сознания по отношению к предмету может быть истинным и иллюзорным (например, научное и религиозное).
В каждой форме сознания существует еще третья сторона – эмоциональная. «Ничто великое в мире, – писал Гегель, – не совершается без страсти». Вызывает интерес один из элементов общественного сознания «массовое сознание». Классики оперировали понятием «сознание масс», имея в виду уровень сознания в системе общества. В настоящее время под массовым сознанием мы понимаем стереотипное, стандартизированное сознание масс, сформированное средствами массовой информации через культивирование объектов массовой культуры. В бессодержательных сериалах и многочисленных шоу обыватель находит те же ценности, которыми живет сам и тайно их исповедует. Растление души порождает поверхностное, извращенное, негуманное отношение к другим людям и к самому себе. Учитывая подобные общественные условия, говорить о формировании высоконравственного человека по меньшей мере легкомысленно.
Общественное сознание имеет различные функции, из них важнейшими являются познавательная, социально-преобразовательная, прогностическая, регулятивная, воспитательная.
В настоящее время некоторые философы полагают, что формационный подход должен быть заменен информационным.
Действительно, со времен К. Маркса социальный мир сильно изменился. В условиях активного развития науки и техники возникают новые технологии, связанные с производством и потреблением информации. Возникает «информационное общество», основанное на особой информационной структуре, включающее «индустрию знаний» – коммуникационно-вычислительные сети.
Естественно, в научном понимании общества следует учитывать и современно-технократическую компоненту, так как общая теоретическая модель развития общества по мере развития самого общества становится многомерной.
Реальная диалектика социальной действительности подводит нас к необходимости учитывать не только уровень общественного производителя, но и меру свободы человека, предоставленную ему обществом. Эти две стороны общественной жизни являются критерием общественного прогресса в настоящее время. Прогресс и регресс – взаимосвязанные стороны единого процесса общественной жизни.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА
ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1. Социальная структура общества. Это – единство различных социальных общностей людей с определенной системой взаимодействия. В современном обществе взаимосвязаны и взаимодействуют социальные группы, слои населения и национальные общности. Они вступают в экономические, политические, социальные, духовные отношения, что в свою очередь и образует социальную структуру общества. Основой существования общества является материальное производство, отношения в котором в значительной степени строятся на собственности. Социальные отношения отражают удовлетворение потребностей и реализацию интересов, что делает социальную структуру динамичной. К примеру, в социальной сфере потребностями выступают соответствующие условия труда, потребление материальных благ, образование, быт, отдых, духовная культура, самовыражение в ней человека.
Социальная структура означает дифференциацию по самым различным признакам: классовым, национальным, профессиональным, возрастным, половым, территориальным. В широком смысле к элементам социальной структуры относят классы, слои внутри классов, группы, нации, народности, роды, семьи, различные возрастные группы.
2. Исторические формы общности людей. Первой исторической формой общности людей является род. Термин «род» уже указывает на то, что речь идет о коллективе, состоящем из кровных родственников. Род являлся организацией, объединяющей группу людей, скрепленных узами единокровного происхождения, сплоченных коллективным трудом, связанных общностью интересов, языка, обычаев, традиций, элементов первобытной культуры. Основой родовой организации было совместное владение всеми членами рода средствами производства. Внутри родового строя не существовало различий между правами и обязанностями. Разделение труда происходило естественным образом между полами.
Более широкой формой этнической общности и общественной организации, свойственной первобытно-общинному строю, является племя. Племя возникло в период развитого родового общества из рода как из основной общественной ячейки. Принадлежность человека к племени делала его совладельцом общей собственности и обеспечивала участие в общественной жизни. Племя обладало теми же признаками, что и род, поэтому правомерно употребление общего понятия – «родоплеменная общность людей». Каждое племя имело собственное имя, территорию, общность экономической жизни, языка, обычаев, нравов, религиозных представлений и культовых обрядов. Территория, принадлежащая ему, была, как правило, уже постоянной (в отличие от часто меняющейся территории рода). Она состояла из места поселения и значительного участка для охоты и рыбной ловли. Все соплеменники имели общие интересы. Потребности развития производительных сил вызывают укрупнение первобытных коллективов. Появляются союзы племен, образование которых означало уже начало разрушения родоплеменной организации. Союз племен, по словам Маркса, уже является подобием народа. Процессом, подготовившим формирование народности, является разложение родов и племен на семьи, обладающие уже индивидуальными интересами. В основе такой семьи лежали уже не естественные, а экономические условия. Таким образом, народность как общность людей формируется с возникновением частнособственнических отношений и характерна для рабовладельческого строя и феодализма. Кровно-родственный принцип объединения людей уступил место территориальному принципу.
Народности при всех различиях между собой являются определенной формой исторически сложившейся совокупности людей, характеризующейся общностью территории, территориальных экономических связей, единым языком, проявляющимся в его диалектах, и выросшим на основе этих общностей осознанием своей этнической принадлежности.
Термин «нация» возник задолго до образования нации как особой формы общности людей. Он происходит от латинского «natio», что означает племя, народ. «Чистых» наций нет. Все нации возникли из различных элементов. Нация – новая этническая общность. Нельзя отождествлять понятия «нация» и «национальность». Элементы нации: язык, территория и, самое главное, устойчивая экономическая общность. Это решающее условие. Нация является особой общностью людей, отличающейся большей четкостью расстановки классовых сил, большей полярностью социально-политических и духовных областей классов. В нации присутствуют классовый и национальный моменты.
3. Разделение общества на классы – это результат действия экономических причин. Образование классов шло двумя путями: через выделение по имущественному признаку либо посредством обращения в рабство пленных. Эволюция классовой структуры начиналась в рабовладельческом и феодальном обществах, где классы существовали в форме каст и сословий.
Каста– это замкнутая эндогамная группа людей, которые связаны между собой наследственностью, профессией, традиционным занятием. Между членами различных каст не допускались смешанные браки, судьба индивида раз и навсегда определялась рождением в соответствующей касте. Границы между кастами устанавливались государством и церковью. Кастовое деление отчетливо проявилось на Востоке, особенно в Индии, где это деление превратилось во всеобщую иерархическую систему.
Сословие представляет собой социальную общность людей, определенную законодательно. По сравнению с кастой в сословии принцип наследования соблюдался не столь строго. Право пребывания в том или ином сословии могло быть приобретено или получено от государственной власти. В рабовладельческом и феодальном обществах существовали классы сословия. Сословное деление, по которому различались классы, устанавливало особое юридическое место в государстве для каждого класса. В капиталистическом обществе граждане юридически равноправны, следовательно, в сословном делении необходимость отпадает. Классы перестают быть сословными.
Классами называются большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Признаки класса: его место в исторически определенной системе общественного производства, отношение к средствам производства. Роль класса в общественной организации труда, размеры и способы получения доли общественного богатства. В маркистской философии выделяется одно измерение общественных отношений – экономический класс, при этом решающим признаком является отношение к средствам производства. Западные философы выделяют понятие «социальная группа, страта». В качестве критерия берутся различия в роде занятий, образовании, доходе, месте жительства. К примеру, М. Вебер выделяет три измерения: класс (отражающий экономическое положение индивидов: определяется богатством и доходом), статус (престиж: определяется авторитетом, влиянием, уважением), партия (власть).
Классы – социально мобильная система. Современные социологи выделяют три класса. Высший – влиятельные богатые династии. Низший – рабочие, наемные работники, занятые физическим трудом в добывающих и производственных секторах экономики. Средний класс – наемные работники, чиновники среднего уровня, инженеры, преподаватели, мелкие собственники.
Социальная структура современного общества такова, что превалирующее по численности положение в ней занимает так называемый «средний класс», который играет все более значительную экономическую роль. Как показывают многочисленные исследования, происходит новый виток наращивания «среднего класса». Это связано со снижением темпов экономического роста и возникновением новых неэкономических типов деятельности. Новая фаза развития общества называется постиндустриальной волной. Она характеризуется снижением интереса к промышленной и сельскохозяйственной деятельности и вызывает постоянные изменения в условиях жизни человека. Такое общество, по мнению социолога Д. Белла, ориентировано на теоретическое знание, где доминируют интеллектуальные технологии, где большой слой составляют технические специалисты, профессиональные носители знания. В самой социальной структуре постиндустриального общества доминирует вертикальная стратификация. Отсюда отличительной чертой современности становится конфликт между двумя классами: старым средним классом (занятым производством и распределением товаров и материальных услуг) и новым средним классом (занятым производством и распределением символических знаний). Новый средний класс включает не только интеллектуалов, но и всех основных производителей символических знаний – практикующих врачей, медицинских сестер, воспитателей и т.д. «Класс знаний» предъявляет претензии к распределительному механизму, осуществляемому правительством, выступает с позиций общего блага, что выявляет его левую направленность, особенно в Западной Европе.
1. Государство есть основной элемент политической организации общества. Государство не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также «действительность нравственной силы», «образ и действительность разума», как утверждал Гегель. Сложилось два противоположных подхода к пониманию сущности и содержания государства. Согласно первому, сущность государства состоит в выражении интересов всех граждан. Государство является продуктом общества на определенной ступени его развития (при переходе от родовых отношений). Государство становится признаком того, что общество вошло в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, необходима сила, которая бы умерила столкновение. Эта сила и есть государство. Второй подход рассматривает государство как орудие экономически господствующего класса. К ряду философов, поддерживающих эту идею, относится Томас Гоббс (см. работу Гоббса «Левиафан»). Гоббс выступил за абсолютное государство, подчиняющее людей железному порядку. Это необходимо, так как сущность человека заключена в разнузданности и вероломстве. В общественной мысли, в вопросах государства возникла неразрешимая дилемма: либо насилие, царящее в обществе, либо диктат государства, убирающего импульсы насилия из общества и концентрирующего их наверху. Этот подход выбирает ориентацию на государство как фактор стабильности в обществе. Противовесом этой идеи выступает позиция Д. Локка. Для него государство не демиург порядка, а лишь ночной сторож, услуги которого общество оплачивает на основе контракта. Эта идея созвучна представлению о государстве, как выразителе интересов всех граждан. В данном случае возникновение института государства обусловлено необходимостью удовлетворения общих потребностей и интересов, на что уже не способны прежние институты. К таким общим потребностям и интересам относятся потребность в безопасности, соблюдение прав и свобод индивидов, сохранение гражданского мира и правопорядка.
С позиции понимания государства как аппарата принуждения людей оно возникает только там и тогда, когда появляется разделение общества на классы. Поэтому государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим. Несмотря на разницу подходов, и в том, и в другом случае сущность государства видится в одном ключе – господство одних над другими. В нем отражается взаимодействие двух сторон. Одна сторона характеризует государство как орган классов господства, другая сторона – как орган общесоциального управления. В разные исторические эпохи и в разных странах та или иная сторона может приобрести доминирующее значение.
Государство – это часть общества. Соотношение общества и государства можно определить как соотношение содержания и формы, где содержание – общество, а форма – государство. Государство создается для того, чтобы действовать. Функции государства – это основные направления деятельности, обусловленные его сущностью.
К внешним функциям государства относятся защита государственных интересов на международной арене, защита от угрозы внешнего направления нападения, развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира.
К внутренним функциям следует отнести регулирование экономики в сфере бюджета, налогов, инвестиций, кредитования, социальную политику, обеспечение правопорядка. Кроме того, любому государству присуща культурно-воспитательная функция. Внешние функции опосредованы внутренними, в свою очередь оказывая на них обратное влияние. К основным признакам государства относят наличие:
– публичной власти, т.е. особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции власти;
– определенной территории, на которую распространяется власть и действие законов, права;
– суверенности, т.е. независимости и верховенства государственной власти внутри и вне страны.
Как было отмечено ранее, государство является выразителем интересов экономически господствующего класса. Исторически сложились три основных типа государства, отражающих экономический базис и формы эксплуатации: рабовладельческий, феодальный и буржуазный.
Рабовладельческое государство пришло на смену родовому строю. Основными классами здесь были рабы и рабовладельцы. Первоначально рабовладельческое государство возникло в странах Древнего Востока, утвердившись и оформившись затем в Древней Греции и Древнем Риме. Раб был лишен прав и рассматривался как бездуховная вещь, которую можно купить, продать и безнаказанно убить.
На смену рабовладельческому государству пришло феодальное, в котором установилась абсолютная монополия на собственность земли в руках помещика и полная зависимость крестьян (личная и экономическая). Однако крепостной отличался от раба, так как крестьянин не считался полной собственностью феодала, последний мог купить, продать но по закону не мог его убить.
Буржуазный тип государства упраздняет сословные привилегии. При капитализме непосредственные производители – рабочие – становятся юридически свободными. Но они лишены средств производства. Поэтому буржуазное государство входит в ряд формаций, имеющих антагонистическую сущность. Вслед за ним идет социалистическое государство, которое предполагает снятие антагонизма, исключение эксплуатации человека человеком, уничтожение противоречия между физическим и умственным трудом, между производством и собственностью.
2. Гражданское общество отражает вторую сторону государства, как органа общесоциального управления. Философский опыт осмысления данной проблемы обширен. В эпоху древнегреческих и средневековых мыслителей гражданское общество, политика и государство были взаимозаменяемыми понятиями. Причинами такого отождествления стали социально-политические и философские традиции. К сфере «политика» относили все то, что касалось семьи, религии, образования, культуры и т.д. Отождествлялись сами понятия «человек» и гражданин, что значило быть членом государства.
Значительный вклад в разработку концепции гражданского общества внесли представители немецкой классической философии Э. Кант и Г. Гегель. Э. Кант связывал гражданское устройство государства с республиканской формой правления, которая означала свободу членов общества, зависимость всех от общего законодательства, законодательное равенство.
Гегель разделяет понятия «гражданское общество» и «государство», рассматривая последнее как действительность нравственной идеи. Основой гражданского общества Гегель считает принцип индивидуальности, видя в нем защиту собственности и личной свободы. Тогда как государство по Гегелю обеспечивает принцип всеобщего. В нем индивид в качестве его члена обладает объективностью, нравственностью, свободой. Гражданское общество, по его мнению, это государство нужды и рассудка, а подлинное государство есть шествие бога в мире, его основанием служит власть разума , осуществляющая себя как воля.
Следующим этапом стало не только понимание того, что нельзя смешивать государство с гражданским обществом, но и наполнение категории гражданского общества конкретным содержанием. Возникновение гражданского общества рассматривалось как необходимость разграничения прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом (это право на жизнь, свободу, стремление к счастью), а права гражданина – государством (политические права). В общем, можно заключить, что гражданское общество это система социальных связей и отношений, в которой формируются и реализуются неполитические интересы людей.
Можно выделить пять основных положений концепций гражданского общества:
– гражданское общество – это общность людей, в которой с помощью труда удовлетворяются первичные потребности;
– это объединение людей неполитического характера;
– это совокупность негосударственных отношений в обществе (национальных, семейных);
– это сфера самопроявления индивидов без влияния государства;
– это социальное пространство, в котором функционирует социальная власть.
Необходимость расширения влияния гражданского общества на государство обусловливается необходимостью и возможностью освобождения человека от тотальной зависимости государства, регулирующего отношения с помощью принуждения. В социальной сфере признаком гражданского общества становится его многоуровневая сложная структура, в политической сфере правовая гарантия прав личности, в экономической сфере – свободный рынок, в духовной сфере – исключение тотального режима идеологии.
3.Традиционно природа насилия и ненасилия рассматривается в рамках морализаторско-религиозного подхода, часто встречаемого в художественной литературе. В широком смысле общеупотребимым понятием «насилие» охватывается всякое принижение человека, все то, что ведет к ущемлению физических и духовных потенций индивидов, что мешает им овладеть саморазвитием. Насилие прямо отождествляется со злом вообще.
В более узком специальном значении насилие рассматривается как прямое применение силы или угроза такого применения: убийство, пытки, шантаж, ограбление и пр. Данное определение отождествляет насилие с физическим и экономическим ущербом, который люди наносят друг другу.
Отсюда ненасилие выступает либо как этико-религиозное убеждение, либо как эффективная общественная практика.
При широком толковании насилия акцент делается на целях человеческой деятельности, при узком – на средствах, что является слабой стороной данного подхода к проблеме насилия. Насилие относится не просто к сфере цели и не просто к технологии деятельности. Это тип отношения между людьми, когда во имя выгоды и желания используется принуждение. Для избежания ограниченности в понимании проблемы «насилие и ненасилие» необходимо связать насилие со сферой свободной воли, обращаясь к опыту Э. Канта. В его трактовке насилие – это такие принуждение и ущерб, которые осуществляются вопреки воле того или тех, против кого они направлены. Это позволяет отличать насилие как определенную форму общественного отношения от инстинктивных природных свойств человека: агрессивности и воинственности, а также от других форм принуждения в обществе, в частности, патерналистского и правового1.
Ненасилие в отличие от насилия не является взаимоотношением человеческих воль, а представляет перспективу их солидарного слияния. В основе ненасилия лежит концепция, согласно которой человеческая душа - это арена борьбы, добра и зла. Ненасилие выступает как нормативная программа, акцентирующая доброе начало в человеке. Основная установка ненасилия -исправить отношения, преодолеть зло. Его содержание характеризуется тремя особенностями: во-первых, ненасилие предполагает решение личных и общественных споров через сотрудничество, во-вторых, ненасильственные формы борьбы являются массовыми, что требует участия всех индивидов, вовлеченных в конфликт, в-третьих, ненасилие требует познавательных и нравственных усилий человека. Последнее условие наиболее важно, так как моральная аргументация и мотивация продолжают играть в деле ненасилия решающую роль. Путь ненасилия – это перспектива развития человеческого общества.
_________________
1 Гусейнов А.А. Ненасилие и перспективы общества // Философские науки. 1990. № 11.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИИ.
СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ
1. Вопрос о сущности исторического прогресса непосредственно связан с выяснением движущих сил развития общества, а движущие силы – с деятельностью людей.
Деятельность – активное взаимодействие с действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и таким образом удовлетворяющий свои потребности.
В структуре деятельности мы выделяем следующие элементы: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели – предполагаемые результаты, на достижение которых деятельность направлена, и средства, с помощью которых она осуществляется.
И материальные структуры, и политические институты, являясь результатами человеческой деятельности, вовлекаясь в дальнейшую деятельность людей как цели и средства, приобретают общественный смысл, так как служат интересам людей.
В теме «Общество и его структура» мы говорили о том, что развитие общества совершается по объективным законам – общество всегда результат человеческой деятельности, который не исключает субъективный фактор в историческом процессе.
От людей зависит, каким образом они разрешат назревшие общественные противоречия, приблизят или затормозят общественное развитие.
Эта направленность хода истории зависит от позиций разных социальных субъектов, расстановки социальных сил в конкретных исторических обстоятельствах. И лишь из множества конкретных изменений вытекают и всеобщие изменения цивилизованно-формационных форм бытия людей.
2. В историческом развитии решающим фактором является деятельность народных масс. Во-первых, потому что трудящиеся являются главной производительной силой общества на всех этапах исторического развития, и благодаря этому труду удовлетворяются все важнейшие потребности общества. Во-вторых, самая гениальная идея выдающейся личности «становится реальной силой, когда она овладевает массами» (К. Маркс), а «овладев», реализуется в деятельности масс.
Роль народных масс в истории представляет собой единство всеобщего и специфического содержания. Всеобщее выражается в том, что народу, как мы уже подчеркивали, принадлежит решающая роль в истории, а специфическое – в том, что эта роль обнаруживается в формах соответствующих конкретным исторически обусловленным возможностям участвующих в деятельности людей.
Поскольку люди, участвующие в деятельности, объединены в объективные общности (классы, нации, трудовые коллективы), требуется конкретно-исторический подход, учитывающий всю специфику каждой социальной группы. Особое значение приобретают классы как группы людей, выражающих интересы, а потому классовое положение детерминирует социально-активную позицию людей и побуждает либо к закреплению социального статуса класса, либо приводит к действиям по его изменению.
Угнетенные классы активно действовали в истории развития общества, борясь за свои человеческие права, реализуя через классовую борьбу потребности человеческого существования. Борьба рабов против рабовладельцев, крестьян против феодалов, пролетариев против капиталистов способствовала разрешению сложившихся противоречий и общественно-историческому прогрессу. Неслучайно в диалектико-материалистической философии классовая борьба признается движущей силой развития общества, а социалистическая революция – единственной возможностью разрешения противоречия между трудом и капиталом, между пролетариями и капиталистами.
Дата добавления: 2015-11-24; просмотров: 686;