Культура современной России.
Начало XXI века привнесло в жизнь российского общества относительную стабильность, которая позволяет сделать попытку проанализировать те тенденции, которые появились в сфере культуры с развалом СССР.
Процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура России последних полутора десятилетий органически связана с прошлыми периодами истории нашей страны. При этом новая политическая, экономическая и социальная ситуация не могли не сказаться на культурной сфере, поскольку заметно повлияли на менталитет, мировоззрение и интеллектуальные устремления сограждан.
В начале 90-х государство перестало диктовать культуре свои требования, лишив ее таким образом гарантированного заказчика. Однако вместе с идеологической свободой появилась необходимость перехода культуры на самообеспечение, что, конечно же, изменило самый принцип функционирования большей части институтов культуры: повсеместно происходил отказ от порой чисто дидактических принципов в пользу потакания запросам среднестатистического человека, иными словами, востребованная массовая культура наконец-таки получила доступ к глазам, ушам и сердцам людей.
Вместе с тем, после того, как из нашей жизни исчезла "руководящая и направляющая роль партии", перед обществом встал вопрос о том, в каком направлении должно происходить развитие. Диапазон поисков был и остается достаточно широким - от следования западным образцам до увлечения Востоком.
Нельзя сказать, что российская ситуация в этом смысле уникальна - развитие средств коммуникации привело к активному взаимопроникновению культур, которое хотя и началось еще с позапрошлого века, но подобного размаха достигло только в последние годы, что позволяет говорить о культурном аспекте глобализации. Даже само слово "глобализация", раздающееся на каждом углу, воспринимается простым человеком, не экономистом или политиком, прежде всего как глобализация культурная.
Каких хобби сейчас только не встретишь! Одни увлеклись китайской кухней, другие подались в индуизм и ездят прочищать чакры в Индию, третьи ходят в одежде цветов национального флага Ямайки, называют себя растаманом и хотят, чтобы Джа забрал их в Эфиопию, а четвертые уже жить не могут без расплодившихся, как грибы после дождя, даже в спальных районах Москвы японских сусечных, а обычную еду едят исключительно палочками. Параллельно у общества появилась потребность, обусловленная, по всей видимости, неким коллективным инстинктом сохранения собственной идентичности, - в исконно русских элементах культуры. Снова, как и на рубеже XIX-XX веков, "наевшись" европейской культуры, образованные слои населения потянулись к истокам: в моду входит все русское и народное, порой не без оттенка лубочности. Встретить по весне в метро юношу с длинными волосами и в косоворотке - далеко не редкость, а уж какой размах год от года приобретают празднования исконных языческих праздников - Масленицы, Ивана Купалы, Святок и пр.!
Учитывая современные экономические условия, эту русофилию нельзя списать только на очередную "высоколобую" идею сохранения национального самосознание, возникшую как реакция отторжения на распространение "буржуйских" праздников типа дня св. Валентина и дня св. Патрика. Дело еще и в том, что для простых людей, лишившихся в своей массе доступа к культуре, народные праздники остаются практически единственно возможной формой досуга. И, правда, чем не заманчиво провести всей семьей или с друзьями день на свежем воздухе, поучаствовать в народных играх, попробовать блинов и медовухи, попрыгать через костер? В то же время, успокоившись после взрыва демократии начала 90-х, люди, которые еще застали Советский Союз, стали испытывать ностальгию по атрибутом советского застоя. Вовремя сориентировавшиеся владельцы клубов и заведений общепита могут за умеренную плату предоставить возможность почувствовать себя членом партийной элиты и поужинать в заведении, копирующем интерьеры номенклатурно ориентированных ресторанов эпохи Советов.
Признаться, несложно понять истоки ностальгии по советским временам, особенно после попытки провести вечер, а то, не дай Бог, и будний день в компании телевизора. Переход телевидения на самоокупаемость привел к тому, что эфир заполняется тем, что лучше смотрится, а рейтинг определяет сетку телевещания. Очевидно, что развлекательные программы привлекают больше телезрителей, чем, скажем, образовательные. В итоге, большая часть каналов носит практически стопроцентно развлекательный характер. Количество телешоу, не сильно отличающихся друг от друга, не поддается исчислению, занимая самое прайм-таймовое время, а у производителей всенародно любимых латиноамериканских сериалов, похоже, начался творческий кризис: сюжеты их кино-шедевров не укладываются в мозгу психически здорового человека.
Поняв, что домохозяйки - вполне интересная целевая аудитория для многих.
рекламодателей, теледеятели соревнуются изо всех сил, стараясь не дать заскучать хранительницам домашнего очага. Похоже, уже ни у кого не осталось сомнений в том, что лучше всего готовится борщ и протирается пыль именно под аккомпанемент ток-шоу и сериалов. Однако прайм-тайм - тоже не время, когда телевидение может позволить себе интеллектуально напрячь уставшего после работы зрителя. Если советское телевидение было одним для всех, то сейчас программы стали точно ориентироваться на свою узкую целевую аудиторию. Надо отметить, что в последние год-два появились тенденции создания универсального телепродукта (сериалы "Московская сага" и "Идиот" были лидерами по рейтингу и обсуждались с одинаковым интересом и в очереди в поликлинику, и в коридорах вузов, и в курилках офисов). Но, даже несмотря на подобные всплески интеллектуального единения, создается ощущение, что средства массовой информации навязывают некую интеллектуальная стратификацию населения.
С началом рыночных отношений исчезла былая советская расслабленность граждан. Принцип "солдат спит - служба идет" сменился на "волка ноги кормят". Вот почему у экономически активного гражданина становилось все меньше и меньше времени на массовые мероприятия из разряда митингов и демонстраций - после ненормированного рабочего дня идти на улицу в поддержку кого бы то ни было уже не хочется. Таким образом, политика становится развлечением студентов и пенсионеров, а остальные, погрузившись в политическую апатию, предпочитают участвовать в событиях неполитической направленности - концертах, open - эйрах, многодневных музыкальных фестивалях.
В сфере музыки с появлением специализированных телеканалов и музыкальных FM-радиостанций, деление музпроизведений стало происходить по принципу "формат" / "не формат". Стремление вписаться в "формат" заставляет музыкантов идти на компромисс: рокеры попсеют, появилось понятие рокопопс, поп-исполнители не брезгуют кожаными куртками и гитарными запилами, а оперные певцы превращаются в звезд шоу-бизнеса.
Если происходящее в музыкальной сфере можно обозначить как практически безграничное разрастание мэйнстрима, то с книгами происходит обратное. При советской власти идеологически не подходящая литература, "неформат" в нынешних терминах, просто не печаталась, в то время как сейчас издается всё и даже больше. Видимо, подобное изобилие, которое положило конец книжному дефициту, привело к потере книгой былого сакрального значения, когда не дай Бог, загнешь уголок страницы или поставишь галочку на полях. Хорошие книги были дефицитом, а приличные библиотеки собирались из поколения в поколение.
Издательский бум, когда российские читатели наверстывают многолетнее отставание от западного мира и знакомятся с десятками и сотнями давно ставших классиками в западном мире авторов всего в течение нескольких лет, - приводит к тому, что простому человеку достаточно сложно сориентироваться на просторах книжных магазинов. Тут на помощь приходят специальные программы о книжных новинках на телевидении и рубрика "книги", присутствующая в любом уважающем себя глянцевом журнале. Появилась и концепция книги для отдыха или книги для "чтения в метро". Даже формат у них специальный - легко влезает в карман или небольшую женскую сумку. Содержание таких книг не должно нагружать мозг, стиль должен быть простым, а сюжет интересным. Поскольку второй раз читать подобную книгу не будешь, то по своей сути она приравнивается к газете, которую, прочитав, можно использовать в хозяйственных целях. Собирание "библиотеки" превратилось в тяжелую задачу, и вовсе не из-за дефицита книг, а наоборот - непонятно, где стоящая литература, которая будет актуально годы спустя, а где - просто макулатура.
Нельзя не упомянуть и о таком новом феномене современной общественной жизни, как Интернет. Сложно переоценить значение Интернета в современной культуре, ведь он является уникальным средством коммуникации и местом хранения информации, которые делают культуру более доступной, демократичной и дают возможность развиваться различным маргинальным направлениям в культуре и искусстве, которые не выжили бы в реальном мире. Особое значение имеет Интернет для провинции: люди из маленьких городов, да и из больших городов за пределами Центральной России получают возможность участвовать в культурной жизни столицы и всего мира.
Таким образом, сейчас, в начале XXI века, невозможно выделить какой-то один, основной вектор развития культуры, да это и не нужно. В какую бы сторону ни стала развиваться Россия в нынешнем столетии, русская культура останется главным богатством страны и залогом единства нации.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 622;