Тема 4.3. Международный и внутренний туризм в странах Азии и Ближнего Востока. 2 страница

В старом Токио бережно сохраняются как памятники культуры, парки, храмы и некоторые официальные здания, например Токийский университет «Токиодайгаку», старый дворец императора. Как на окраинах столицы, так и в центре имеется большое число старинных, в основном деревянных зданий.

В Японии производят лучший в мире жемчуг, поэтому многочисленные «жемчужные фермы» являются и интересными туристическими объектами, которые посещает до полумиллиона иностранных туристов в год.

К числу несомненных столичных достопримечательностей относятся старинные парки «Хибия», «Сиба», «Уэно», «Асакуса», «Мэйдзи». В дни празднеств парк «Асакуса» привлекает посетителей зрелищными театрализованными представлениями, национальными играми, выступлениями артистов эстрады. В «Хибия» проводятся выставки цветов, концерты, театральные представления и политические митинги. Парк «Сиба» интересен своими храмами и культовыми сооружениями. В «Мэйдзи» расположены художественная галерея и храм Мэйдзи. Важно отметить, что по причине стихийности развития столицы, здесь не разбивается новых парков, и зеленые насаждения являются большой редкостью.

В центре города расположено множество небоскребов, в них находятся гостиницы, офисы компаний, банки, конторы, различные административные учреждения, крупные магазины. Над Токио высится 333-метровая телевизионная башня, напоминающая своими очертаниями Эйфелеву. Главная торговая улица и главная улица административного центра столицы Гиндза, напоминающая громадную ультрасовременную витрину, оформленную с бесконечной роскошью и фантазией, привлекает массу горожан и туристов. Гуляние по Гиндзе можно считать своеобразной японской традицией. В Токио широко ведется подземное строительство, поэтому можно смело констатировать тот факт, что город устремлен не только вверх, но и вниз. Внимание гостей привлекает многоуровневый подземный центр «Токио», где жизнь бурлит до глубокой ночи.

Вряд ли кто-то из гостей столицы может остаться равнодушным перед посещением таких всемирно известных развлекательных центров как Диснейленд и Аквапарк. Большой популярностью у туристов пользуется Киото – важный промышленный, культурный, исторический и религиозный центр страны. Здесь развиты старинные традиционные ремесла: лаковые и бронзовые изделия, фарфор, кружева, вышивки. Вниманием гостей пользуются национальный музей «Киото», Ботанический музей, множество памятников японской классической архитектуры. В числе достопримечательностей города около 2000 храмов, сотни парков, десятки дворцов, Здесь расположен самый посещаемый иностранцами храм Реандзи со знаменитым садом пятнадцати камней. К числу труднодоступных памятников Киото относится императорская вилла Кацура Рикю, которая и сегодня используется членами императорской семьи. Посетить виллу довольно сложно, так как для этого необходимо разрешение ведомства императорского двора. Посещение виллы состоит из непродолжительной прогулки по причудливо извивающимся парковым тропинкам. Удивительно гармонично вписываются в окружающий ландшафт каменные фонари, мосты, беседки и павильоны. Неотъемлемой частью Киото являются современные кварталы с высотными зданиями, где внимание гостей привлекает Дворец конгрессов.

Нара – первая столица Япония (710-784 гг.). Здесь находится самая большая фигура Будды, которая расположена в храмовом ансамбле Тодайдзи. Зал Великого Будды в этом монастыре – это самое большое в мире деревянное здание, хотя сегодня оно составляет всего лишь две трети от своей первоначальной величины (площадь 58х51 м, высота 49 м), так как много раз оно горело и восстанавливалось. Статуя Будды отлита из 444 тонн бронзы. Сидящая фигура имеет в высоту 16 м. Лицо в длину 4,9 м, в ширину 3 м, а гигантские уши – 2,4 м. Правая рука Будды протянута вперед с раскрытой ладонью. Это – жест благословения, и тот, к кому он обращен, получает душевное спокойствие. Положение левой руки символизирует исполнение желаний. Также очень красивы ландшафтные парки и сады, существует единственный в мире «парк 1000 оленей».

К числу японских городов, которые активно посещаются туристами, относится и Хиросима. Этот город навеки вошел в историю. Первая атомная бомба, сброшенная на Хиросиму в 8.15 утра 6 августа 1945 г., сровняла с землей участок диаметром в 6,5 км. При этом погибли не менее 250 000 человек. Начиная с 1949 г., Хиросиму восстанавливали. Сегодня это снова цветущий город, где больше миллиона жителей. Только обуглившиеся и раздавленные каркасы бывшей Торговой палаты – здания, оказавшегося в эпицентре разрушений, – оставлены без реставрации. Теперь их называют «Собором атомной бомбы». Парк Мира в бывшем центре города был создан под девизом «Второй Хиросиме – нет!». Там находится мемориальный Музей Мира – одна из самых мрачных, волнующих экспозиций на земном шаре. Памятник, сделанный по проекту Тангэ Кэндзо на братской могиле, в чем-то повторяет доисторическую архитектуру коренных жителей Японии. Внутри находится ларец, где записаны имена всех погибших.

Любовь к путешествиям прививается японцам с детства, поэтому туризм в Японии – это массовый вид развлечений и активного отдыха. Как правило, это связано с посещением природных и религиозных достопримечательностей. Многочисленные храмы, арки, каменные изваяния поставлены в честь бесконечного числа больших и маленьких гор, рек и речушек, озер, лесов, утесов, ущелий. Все они с почтением посещаются японцами.

Давние традиции имеет паломничество на Фудзияму. Громадные размеры горы и ее правильные формы поражают воображение. В Японии считается необходимым хотя бы раз в жизни подняться сюда. Июньский парад в Токио возвещает приближение сезона восхождений на священную гору. В этот период, продолжающийся только два месяца – июли и август, на вершине в ожидании восхода солнца еженощно собираются тысячи паломников-туристов.

Огненный праздник «Хамацури» завершает сезон восхождений. Вся гора от подножия до вершины озаряется огненным светом тысяч факелов – это очень торжественное и заворачивающее зрелище.

На Самокита, северо-восточной оконечности острова Хонсю, находится известная каждому японцу гора Осорэдзан (Ужас). Согласно старинным легендам, здесь расположен вход в преисподнюю, а также выход из нее, которым четыре дня в июле могут воспользоваться души умерших, стремящиеся пообщаться с родственниками. Именно в эти дни сюда прибывает множество людей, желающих почтить память своих близких.

В развитии внутреннего туризма Японииважную роль играет самый небольшой из основных островов – Сикоку. Это связано с паломничеством по 88 священным местам, повторяющим маршрут основателя буддийской секты Сингон – проповедника Кобо Дайси, путешествовавшего здесь в IX в. Священные места расположены не только в крупных городах, но и в различных живописных местах острова. Пешее путешествие рассчитано на 40-60 дней, но современные паломники сокращают сроки путешествия за счет использования различных средств транспорта. Нередко по соседству с буддийскими священными местами расположены храмы синтоизма, которые паломники также не оставляют без внимания.

На Сикоку находится самый старый из сохранившихся японских театров (кабуки) Камару-дза. Раз в год здесь можно посмотреть удивительное представление, которое устраивают знаменитые актеры, приезжающие сюда на три дня.

В течение года Сикоку посещает около 9 млн. туристов. Среди основных достопримечательностей острова следует отметить знаменитый классический парк «Рицурин», самый большой каменный фонарь – размером с двухэтажный дом. На острове проводится популярный народный фестиваль «Ава-одори». В городке Пио интерес гостей вызывают: центр экспериментов с солнечной энергией, завод-лаборатория по извлечению урана из морской воды, парк развлечений «Город солнца».

На острове Хоккайдо привлекает внимание туристов снежный фестиваль на зимнем празднике «Хамакура» в столичном Саппоро. Из ледяных глыб строятся самые оригинальные и причудливые сооружения и фигуры. Еще одной достопримечательностью Хоккайдо является «Дом тоски по родине», который выстроен на полуострове Немуро, в том месте, где от самой крайней его точки, мыса Посяппу, до российских Курильских островов менее 4 км. Здесь каждый год проводятся своеобразные акции – «дни борьбы за возвращение северных территорий». Все желающие с помощью оптических приборов могут обозревать острова Курильской гряды (Сигнальный, Кунашир и т.д.), принадлежащие России.

«Онсен-рекан» – гостиницы с баней на горячих источниках, всегда были популярны в Японии. В последние годы их популярность возросла, начали проводиться крупные официальные мероприятия – различные съезды, симпозиумы, конференции. Большие и малые фирмы часто используют такой вид отдыха, вывозя на источники весь персонал, что является важной составляющей корпоративной культуры. Туристская поездка в Японии имеет очень важное, можно сказать ритуальное значение. Это не просто путешествие с целью проведения досуга, а форма поощрения служащих администрацией, вариант проведения медового месяца, повод для встречи бывших одноклассников, метод обучения и воспитания. Статистика показывает, что ежегодные расходы японской семьи на туризм составляют около 22% от ее бюджета, а каждый взрослый японец побывал за границей не менее трех раз.

Япония, в свою очередь, также не обделена вниманием иностранных туристов. Можно выделить несколько «high season» Японии: апрель (цветение сакуры), июнь-июль (летний сезон) и октябрь (золотая осень). Две трети зарубежных гостей прибывают в Японию из стран Азии (Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия, Китай), также приезжают туристы из США, Австралии, европейских стран. Касаясь основных целей визита, необходимо отметить, что туристы из азиатских стран и США посещают Японию с целью проведения отпуска, а европейцы в основном совершают бизнес-путешествия.

Наиболее интересные и популярные маршруты пролегают по четырем основным (крупным) островам страны. В распоряжении туристов 1600 музеев, 357 национальных и префектурных парков, 290 зоопарков и ботанических садов, 76 аквариумов, 227 развлекательных комплексов, в том числе и «Токио Диснейленд», открытый в 1983 г.

На благоустроенных дорогах расположены автомобильные и велосипедные кемпинги, а различные туристические компании предлагают более 3000 автобусных, автомобильных, велосипедных, пешеходных и прочих экскурсий для ознакомления с жизнью страны. 10 трасс в Японии имеют статус «международных туристских» и связывают все известные центры туризма и курорты страны.

В Японии 3,5 тыс. гостиниц европейского типа, а также большое количество национальных гостиниц Рёкан, «молодежных гостиниц».
Привлечению иностранных туристов в страну способствует беспошлинная продажа традиционных японских товаров: фото-, аудио-, видео- и радиоаппаратуры, изделий из дерева, керамики, жемчуга, кукол.

В Японии созданы Совет по туристической политике и Межведомственный координационный совет по туризму, координирующие политику правительственных органов по вопросам туризма, а также Департамент по туризму Министерства транспорта Японии, пропагандирующий туризм и регулирующий деятельность туристических организаций:

Наиболее влиятельными туристическими компаниями в Японииявляются «Японская ассоциация туристических агентств» и «Японская национальная туристическая организация». Всего же в Японии существует более 500 турфирм, имеющих лицензию Министерства транспорта, и более 2000 организаций, ведающих внутренним туризмом.

 

Юго-Восточная Азия.

Лаос.

Известная в древности как Лансанг (Страна Миллиона Слонов), а во время войны в Индокитае называема журналистами «Страной Миллиона Несоответствий», эта редконаселенная страна наконец обрела мир после 300 лет войны с Аннамом, Бирмой, Китаем, Сиамом, Францией и США.

Будучи самой отсталой и наиболее загадочной из трёх стран Индокитая, Лаос стал лидером экономических и политических реформ. Однако, полное отсутствие иностранного влияния даёт возможность туристам увидеть бесподобную жизнь старой Юго-Восточной Азии. Эта, граничащая с пятью странами страна, ошеломляющая своей естественной красотой и сильными духовными традициями, остается неоткрытым драгоценным камнем Юго-Восточной Азии. После приезда во Вьентьян Вы будете удивлены мягкой атмосферой и провинциальным обаянием этой столицы, отличающийся эклектичным сочетанием колониальной французской архитектуры и древних храмов наряду с живописными рынками. К северу в горах среди долин находится Луангпрабанг – бывшая королевская столица, а ныне занесенный ЮНЕСКО в Список Мест Мирового наследия. Этот чарующий город, находящийся во власти храмов с золотыми крышами и ярких шафрановых одежд монахов, источает необыкновенную духовность.

Древнейшие памятники искусства – огромные гранитные «сосуды» (вероятно, погребальные урны), сосредоточенные главным образом в Долине Кувшинов (нагорье Траннинь) и датируемые началом нашей эры. В середине 1-го тыс. н. э. в Лаосе распространилось влияние культуры кхмеров. Среди сохранившихся памятников середины 1 – начала 2-го тыс. и. э. – святилища близ Саваннакхета (Инг-Ранг и др.), сходные с прасатами Камбоджи 6-11 вв. С образованием государства Лансанг (14 в.) утвердился буддизм, развилась своеобразная художественная культура, впитавшая влияния искусства Камбоджи и Сиама. Сохранились многочисленные монастырские комплексы – «ваты»: Сиенг-Тхонг в Луангпрабанге (1561), Фра-Кео (1565, восстановлен в 1938) и Сисакет (1820) во Вьентьяне и др. Они включают храмы – «боты» (прямоугольные в плане здания с портиками и многослойными 2-скатными черепичными крышами), библиотеки, жилища монахов и святилища – «тхаты» (разновидность ступы). Разнообразные по размерам и формам (полусферические, колоколовидные, ступенчатые, башнеобразные со шпилем) тхаты ставились и отдельно, образуя вместе с террасами, галереями и окружающими малыми тхатами самостоят. комплексы (Тхат Луанг во Вьентьяне, 16 в., восстановлен в 1909-31). Памятники средневекового изобразительного искусства – каменные, деревянные и бронзовые статуи Будды (известные с 14 в.), в которых строгая каноничность позы и обобщённая моделировка формы сочетаются с точно выраженными этническими чертами (выпуклые, с узким разрезом глаза, короткий нос) и мягкостью линий. Распространение получили мелкая пластика, часто не буддийская (статуэтки танцовщиц и др.), орнаментальная резьба с позолотой на деревянных фронтонах ботов, на дверях и ставнях. Внутри боты украшались росписями на религиозные темы. Господство французских колонизаторов затормозило развитие национальной культуры. В городах Вьентьян и Луангпрабанг появились геометрически правильно распланированные улицы с 2-4-этажными домами европейского типа. С установлением независимости стали возрождаться традиции национальной культуры. В архитектуре зданий используются формы как современные (отель «Лансанг» во Вьентьяне, 1963, архитектор Кхамфет), так и традиционные национальные (Министерство внутренних дел во Вьентьяне, 1960-е гг., архитектор Серг). Массовым народным жилищем остаётся традиционный каркасный дом на сваях с 2-скатной крышей, часто – с верандой. Развивается станковая живопись (лаковая, масляная; Нуараонг, Виливонг), графика (Самнан), скульптура; наряду с буддийскими мифологическими сюжетами начали появляться сцены из народной жизни, пейзаж и натюрморт. Возрождаются традиции резьбы на дверях и ставнях, декоративной живописи, ткачества, обработки металла.

Индонезия.

Индонезия – одна из самых привлекательных и перспективных с точки зрения мирового турбизнеса стран Юго-Восточной Азии. Индонезия – страна огромных масштабов и безграничных возможностей. Это целый мир, поражающий богатством и разнообразием, занимающий 13677 островов самого большого на планете архипелага – Малайского. Индонезия – страна во всех отношениях удивительная. В ней сочетаются казалось бы абсолютно не сочетаемые вещи. Здесь вы увидите пылающий закат над прозрачным морем, полюбуетесь озерами, заполняющими кратеры вулкана Кели Муту на Флоресе, подниметесь на восьмой ярус храма Боробудур, увидите громадных драконов на острове Комодо, гигантскую бабочку на острове Сулавеси, спуститесь в кратер действующего вулкана, подплывете к Кракатау – самому известному вулкану планеты.

Своеобразие архитектуры и традиционного искусства Индонезии обусловлено влиянием различных и резко отличающихся друг от друга культур и цивилизаций – буддийской, индуистской, мусульманской и европейской. Уже в первые века нашей эры народы острова Ява восприняли под индийским влиянием буддизм и индуизм. Индийские и местные традиции соединились в классическом искусстве Явы, в том числе и в архитектуре. Древнейшие из сохранившихся архитектурных памятников – небольшие изящные индуистские храмы («чанди») на плато Диенг в Центральной Яве. Они представляют собой компактные кубические массивы на ступенчатых основаниях, увенчанные пирамидами.

Самое грандиозное святилище на Яве – Боробудур. Это естественный природный холм, облицованный блоками андезита. Он имеет вид ступенчатой пологой пирамиды, увенчанной ступой. Бесчисленные рельефы на галереях террас Боробудура, статуи Будды рассказывают о земной жизни Будды и его перевоплощениях.

С VIII века государственной религией на Яве и соседних островах стал индуизм. Индуистский храмовый комплекс Лара Джонгранг в Прамбанане объединяет три больших храма, пять меньших святилищ и многочисленные часовни. Особенно красив стройный и устремленный ввысь главный храм Шивы. Храмовый комплекс Панатаран на востоке Явы очень изыскан; необычна его свободная, неправильная форма. К этой же эпохе относятся и многочисленные индуистские храмы острова Бали, украшенные роскошной орнаментальной резьбой.

С XVI века в Индонезию проник ислам, и традиции индуистской культуры стали утрачиваться. Они сохранились только на острове Бали, население которого до сих пор исповедует индуизм. В остальной же части Индонезии в мечетях и дворцах местных правителей стали преобладать мотивы мусульманской архитектуры стран Азии. С установлением в Индонезии голландского господства (XVII век) города строились по европейскому образцу.

Наиболее освоенной туристической зоной Индонезии считается остров Бали, «остров тысячи храмов», который привлекает своими первозданными ландшафтами, тропическими лесами и величественными вулканами и Храм Пура Бесаких. Бали – это и непостижимым образом сохранившийся «островок индуистской культуры» в крупнейшей мусульманской стране мира. Богатейшая культура, пришедшая на Бали с Явы в XV в. вместе с династией Маджапахит, и в наши дни поражает неповторимой архитектурой, экзотикой музыки, танцев и живописи.

Гора Джая – самая высокая точка Индонезии – одно из природных чудес, которыми так богата страна. Ее белоснежная вершина возвышается над густыми тропическими лесами в одном из самых недоступных уголков острова.

В северной части острова Суматра находится крупнейший заповедник Индонезии – Гунунг-Лёсер, созданный для охраны мест обитания суматранского носорога и орангутанга. Здесь, в районе самой высокой вершины Северной Суматры – горы Лесер, охраняются живописные горные ландшафты и уникальные обнажения горных пород. Остров Комодо – известный заповедник. Это места обитания «комодорского дракона» (варана). Остров Мадура славится красочными «керапан сапи» – гонками на быках, остров Сумба – групповыми поединкам всадников, остров Ниас – прыжками через двухметровую каменную колонну.

Сингапур.

Сингапур – небольшой тропический остров площадью около 633 кв. км, длиной 42 км и шириной 22 км, окружен 58 маленькими островами. Сингапур соединен с Малайзией плотиной, по которой проходит крупная автомагистраль. 78% населения страны составляют китайцы, малайцы и потомки европейских колонизаторов. Представители практически всех наций и религий, особенно из азиатского региона, сохраняют свои особенности, объединившись, создали новую общность и национальность, уже имеющую свои традиции, культуру и только ей присущие черты – сингапурцы.

Бурное развитие острова началось 28 января 1819 года, когда на его землю ступил сер Томас Стамфорт Раффлз – молодой служащий Британской компании Восточной Индии, которая получила права на этот странный остров от Джохорского принца.

Площадь основного острова составляет около 640 кв. км. Однако его небольшой размер вводит в заблуждение и дает неправильное представление об экономическом могуществе этого государства. Недостаток природных ресурсов острова компенсируется упорством местных жителей, их трудолюбием и оптимизмом. Всего за 150 лет Сингапур превратился в процветающий коммерческий и индустриальный центр всей Юго-Восточной Азии, а также удивительно привлекательным местом для международного туризма. Ежегодно сюда приезжают более 6 млн. туристов, что более чем в 2 раза превышает собственное население Сингапура.

Сингапур – это суперсовременные небоскребы и старинные кварталы с маленькими домиками, роскошные супермаркеты и крошечные китайские лавки, оживленные улицы и спокойные, утопающие в зелени парки и сады орхидей, набережные с многочисленными ресторанами, где представлена кухня практически всех стран, индусские и буддийские храмы, златоглавые мечети и даже армянская церковь.

Ничего так не очаровывает поклонников Сингапура, как традиционная кухня. Остров – настоящая находка для гурманов с любыми запросами и бюджетами. Они не будут разочарованы китайской, индийской или малайскоиндонезийской кухней. Этническая пестрота острова и любовь к пище местных жителей привели к тому, что китайские и индийские блюда можно попробовать на каждом шагу. Одно из немногих мест, где можно встретить невероятное разнообразие восхитительных лакомств, которые подаются в бамбуковых корзиночках, называемых димсум. Собственно сингапурская кухня- это смесь китайских, малайских и индонезийских традиций приготовления пищи. Называется эта кухня «нонья». Одно из местных блюд, можно сказать национальное, это крабы в соусе «Чили». Едят их с помощью молотка и рук, пачкаются они при этом неимоверно, но вкусовые ощущения незабываемы.

Порт Сингапура считается самым большим портом в мире. Супертанкеры, грузовые судна, пассажирские лайнеры более чем 600 различных корабельных компаний делят это оживленное водное пространство с прибрежными рыбацкими судами и старинными деревянными маяками.

Сингапур – это действительно рай для любителей шопинга. Как и в ультрасовременных торговых центрах, так и в старых магазинчиках огромный выбор товаров. Кроме традиционных покупок (золото, техника, одежда) здесь большой выбор антиквариата, в первую очередь – китайский фарфор: изделия современных дизайнеров и копии старинных работ. Здесь можно найти блюда из раковин, корзины и лампы из Филиппин, миниатюрные шедевры – крохотные наборы для шитья или писем размером с кредитную карточку из Японии, шелковые рамки для фотографий, галстуки и жакеты из Таиланда, медные изделия, сандаловые статуэтки и драгоценные камни из Шри Ланки.

Малайзия.

Малайзия – восходящая звезда азиатского туризма, чему в немалой степени способствуют тысячи километров роскошных песчаных пляжей, разнообразная тропическая флора и фауна и, естественно, современная туристическая инфраструктура, непрерывно совершенствующаяся год от года.

Многие малайзийские курорты, такие как о. Пенанг, о. Лангкави, Кота-Кинабалу на острове Калимантан снискали себе мировую известность среди ценителей беззаботного тропического отдыха и привлекают тысячи туристов со всего мира.

Как «скромно» утверждается в буклетах для туристов, «только в Малайзии есть все». И тут нет особого преувеличения. Представьте себе живописные рыбацкие деревушки, уютные горные курорты, девственные тропические леса, протянувшиеся на километры белые песчаные пляжи, прибавьте ко всем этим красотам культурное многоцветье малайзийской нации — и вам непременно захочется посетить эту страну сельского очарования и интригующего образа жизни, страну, влекущую своей романтичностью и возможностью испытать приключения.

До 1989 года страна официально называлась Бирма. На западе Мьянма граничит с Бангладеш и Индией, на севере и северо-востоке с Китаем, на востоке – с Лаосом, на юго-востоке – с Таиландом. Общая протяженность границы – 5876 км, из них 2185 км приходится на границу с Китаем, 1800 км – на границу с Таиландом. С юго-запада страна омывается водами Бенгальского залива, с юга – водами Андаманского моря. Длина береговой линии равняется 2832 км. В состав Мьянмы входит архипелаг Мьюи (Мьей, Myeik), находящийся в Андаманском море.

Древнейшие памятники искусства на территории Бирмы (изображения животных, магические знаки в пещерах близ Таунджи) относятся к раннему неолиту. В начале нашей эры возникали государства и города (Пейтано близ современного г. Таундуинджи; Тарекитара, или Шрикшетра, близ Пьи;. Халин близ Шуэбо); сохранились руины кирпичных стен, буддийских культовых построек -небольших храмов и ступ («зеди»), фигуры Будды из камня (в храмах), серебра и золота (мелкая пластика из реликвариев), керамические вотивные таблички. Возникла уникальная для Восточной Азии техника кладки клинчатых арок и сводов. В 11-13 вв. в столице раннефеодального государства Пагане были построены многочисленные буддийские храмы и ступы различных типов и размеров – от миниатюрных до гигантских (храмы - Ананды, Годопалин, Табинью). Ведущие типы храмов – центрический (с 4 входами и статуями 4 будд) и осевой (с одним главным входом и одной статуей). Для храмов характерны ступенчатое завершение, увенчанное башенкой сложного профиля («кунтаун»), обилие орнаментальной резьбы по светлой штукатурке на порталах, карнизах, пилястрах. Форма ступ преимущественно колоколообразная. Скульптура представлена строго фронтальными фигурами Будды (камень, дерево и др.), каменными и керамическими барельефами на сюжеты джатак и жизни Будды. Крупные (до 20 м) статуи сплошь золотились или ярко раскрашивались. Оригинальна иконография буддийских росписей темперой по штукатурке, плоскостных и графичных по манере, сохранившихся на стенах ряда храмов. В период феодальной раздробленности (14-18 вв.) строились квадратные в плане города-столицы (Пегу, Таунгу, Ава) с регулярной планировкой, окруженные стенами и рвами; создавались храмовые комплексы с крупными ступами в центре, гигантские статуи Будды под открытым небом. В централизованном государстве Конбаунов (середина 18-19 вв.) развивалось градостроительство, строились гигантские деревянные комплексы дворцов (в Мандалае, 2-я половина 19в.) и монастырей, сложные по композиции, изобилующие филигранной резьбой, росписью, позолотой. Расцвело искусство бронзового литья и чеканки (статуи Будды, колокола). В акварельных иллюстрациях бумажных книг (сменивших книги на пальмовых листьях), наряду с сюжетами из джатак, появились светские темы (сцены придворной жизни, пейзажи). Богато декоративно-прикладное искусство: резьба по дереву, слоновой кости и перламутру, ткачество, самобытные лаки с многоцветным гравированным рисунком, оригинальная чеканка по серебру; преобладают сцены народной жизни и буддийских легенд, растительный орнамент, изображения животных. В колониальный период (1886-1947) национальное искусство подавлялось. Планировка городов (Рангун и др.), типы и формы зданий повторяли английские образцы. Вместе с тем в конце 19 в. появилась реалистическая живопись (портретист У Чоун), в 1920-х гг. У Ба Ньян и У Ба Зо начали писать маслом пейзажи, портреты, жанровые картины. В 1930-х гг. выступили архитекторы-бирманцы (У Тин).

С провозглашением независимости (1948) развернулось строительство общественных и промышленных зданий современного типа по проектам бирманских и зарубежных архитекторов, в том числе советских (технологический институт в Рангуне). Расширяется строительство 2-4-этажных жилых домов, школ, больниц по типовым проектам (архитектор У Маун Маун Джи и др.), начинают создаваться микрорайоны (Канбе, Тамайн в Рангуне). Возводятся также мемориальные и традиционные культовые сооружения. Распространён и традиционный тип народного деревянного дома, часто на сваях, с верандой и нависающей двускатной крышей. В живописи – станковой и монументальной (мозаичные композиции и росписи общественных зданий) – ведущую роль играет реалистическое направление, возглавляемое У Ба Джи. Прогрессивные современные художники (живописцы У Сан Вин, У Кин Маун, У Аун Кин, скульпторы У Луин, У Хан Тин) в 1964 объединились в Общество живописцев и скульпторов, стоящее на позициях реализма, обращения к современности, к жизни трудящихся. Развиваются акварельный пейзаж и книжная графика (У Маун Джо, У Аун Со). В реалистическом искусстве 60-х гг. видно стремление к выразительному лаконизму и декоративности. Сохраняются традиции художественного ремесла.

Индия.

Индия – это величественные и прекрасные Гималаи, многокилометровые песчаные пляжи, омываемые изумрудными водами моря. Здесь все насквозь пронизано особой атмосферой, а воздух насыщен благоухающими ароматами цветов и сандала.

Тадж-Махал стоит среди кипарисовых парков на берегу Ямуны, и его величавый и совершенный облик отражается в водной глади прудов. Мраморные фасады сверкают серебром под луной, сияют розовым светом на заре и переливаются огненными отблесками заходящего солнца. Этот сказочный по красоте мавзолей был сооружен при шахе Джахане в память его горячо любимой жене. В 1629 году, родив на свет 14-го ребенка, супруга индийского Могола умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем. Султан Шах-Джахан потерял не только любимую жену, но и мудрую политическую советницу. Есть сведения, что он два года носил по ней траур и дал клятву построить надгробный памятник, достойный памяти жены, совершенно необычайный, с которым ничто в мире не сможет сравниться. Арджуманд Бану, известная также, как Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), покоится именно в такой необычайной гробнице, названной ее именем в сокращении: Тадж-Махал. Строительство велось в несколько этапов, с 1631 по1653 год. Над сооружением здания работало более 20 000 человек, набранных не только по всей Индии, но даже и в Центральной Азии. Главным архитектором был Иса Кхан, прибывший из иранского города Шираза, а замечательные европейские мастера богато украсили фасад здания. Усыпальница выстроена из мрамора (его надо было доставлять на место из каменоломни за 300 километров), но здание вовсе не выдержано полностью в белом цвете, как это пытаются представить многие фотографии. Поверхность его инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Искусной ручной работы, филигранно отделанная, мраморная облицовка отбрасывает – в зависимости от падения света – завораживающие тени. Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. Воры похитили эти драгоценные предметы и неоднократно пытались выбить драгоценные камни инкрустации. Но, несмотря на все это, мавзолей и сегодня у каждого посетителя вызывает потрясение. Здание расположено в садовом ландшафте, входить в него нужно через большие, редкостно красивые ворота, которые символизируют вход в рай. Его огромная беломраморная терраса и двойной купол совершенной формы, окруженные четырьмя минаретами, покоятся на основании из красного песчаника. Внутри – инкрустированная драгоценными камнями усыпальница королевы, а рядом с ней, чуть с боку – богато украшенный гроб императора, единственный нарушающий абсолютную симметрию сооружения. От посетителей их ограждает восьмиугольная ажурная мраморная стена. Шах планировал продолжить строительство, мечтая возвести по другую сторону реки двойник белоснежного Тадж-Махала – Мумтаз Махал из черного мрамора, который стал бы его собственным надгробным памятником. Но Джахан был свергнут своим сыном и остаток жизни провел в одиночестве, заключенный в форте Агра, глядя в тоске на быстротекущую реку. Оттуда Шах-Джахану был виден Тадж-Махал.








Дата добавления: 2016-01-16; просмотров: 1236;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.