Мечеть Кул-Шариф в Казани
Важнейшей их задачей является подготовка мусульманских священнослужителей и специалистов по различным направлениям исламской науки, а также новой учебной литературы в рамках традиционных для России толков ислама. Большими тиражами были изданы русские переводы Корана. Мусульмане получили возможность совершать хадж (паломничество в Мекку). Мусульманские религиозные обычаи (такие, как соблюдение поста в священный месяц Рамадан) и праздники прочно вошли в жизнь миллионов людей.
В регионах традиционного распространения буддизма происходило возрождение религиозных практик. К настоящему времени в России действует более двух сотен буддийских общин как в регионах традиционного распространения буддизма (Бурятия, Калмыкия, Тыва), так и во многих городах страны, в том числе в столице и Санкт-Петербурге, где почти век назад был открыт первый в Европе буддистский храм. Буддисты отправляют юношей на многолетнее обучение в тибетские монастыри.
Быстрым ходом шло восстановление иудейских религиозных общин, они получили в свое распоряжение помещения для организации религиозной и культурной жизни. Вокруг синагог развернулась деятельность культурно-просветительских центров. Появились еврейские религиозные учебные заведения, школы и еврейские университеты (в Москве и Петербурге). Активно развивались связи с зарубежными еврейскими организациями (тем более тесные, что за рубеж еще в советское врем позднее выехало немало граждан еврейской национальности большие русскоязычные общины, поддерживавшие связь с русской культурой, появились в Израиле, США, Австрии и ряд других стран). Были опубликованы фундаментальные исследования на русском языке по иудаике и истории евреев в России и СССР. Центром еврейской религиозной жизни стала Москва
Новые общины появились у Армяно-григорианской церкви, католиков, представителей различных протестантских церквей, им возвращались закрытые в годы советской власти храмы. Старообрядческим общинам разных согласий также передавались закрытые храмы; наибольшее число последователей имела Русская Православная Старообрядческая Церковь (260 храмов с центром в Рогожской Слободе в Москве).
Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России объединил представителей традиционных религий нашей страны. Их программы появились на телевидении и радио, сайты — в Интернете. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о передаче церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в церковных зданиях, о введении института военного духовенства, о проблемах религиозного образования в школе.
В феврале 2008 г. право государственной аккредитации и выдачи дипломов государственного образца получили церковные вузы. Проблема воссоздания системы образования и подготовки священнослужителей, которых не хватает для открывающихся новых храмов, наряду с восстановлением самих храмов и приходов оставалась в начале нового века насущной для всех традиционных конфессий. Общей задачей было и возрождение религиозной науки. За прошедшие со времени принятия закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) годы острота этих проблем заметно снизилась. Но главной задачей всех конфессий остается возрождение религиозной жизни, развитие межконфессионального диалога и взаимодействия с обществом, утверждение непреходящих духовно-нравственных ценностей в новых условиях информационного общества и размывания устойчивых ценностных ориентиров.
Российская культура и российское общество обращаются сегодня к осмыслению своих истоков и наследия, своего места в современной цивилизации. После периода радикальных перемен и широкого вовлечения страны в мировые культурные процессы приходит осознание преемственности российской истории, неотъемлемой частью которой был и советский период. Оценка тенденций мирового развития века минувшего позволяет взвешенно взглянуть на опыт культурного строительства советских лет и использовать его достижения. Широко обсуждаются приоритеты формирования личности в современную эпоху высоких технологий, масштабы и формы участия государства в этих процессах, задачи государственной политики в развитии культуры.
Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны и своей малой родины. Патриотизм предполагает личную ответственность за становление гражданского и правового сознания, за судьбу страны и за будущее нашей культуры.
Работа с текстом
Социолог М.В. Конкин о проблемах российской молодежи:
В настоящее время в России часто приходится сталкиваться с намеренным противопоставлением молодежи как носителя передовых идей, ценностей и форм деятельности старшему поколению, воплощающему консерватизм, пассивность и социальное иждивенчество. Однако молодежь является частью общества, ее ценности, культурный и образовательный уровень, а также все проблемы и противоречия определяются состоянием общества в целом. Поэтому невозможно решать проблемы молодежи изолированно от других групп населения и от оздоровления состояния всего социума.
Вопросы для обсуждения:
Определите проблемы молодежи в современной России и пути их решения.
Вопросы по теме
1) Какие перемены произошли в духовной жизни России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти перемены?
2) Каким образом происходящие в стране и за ее пределами процессы отразились на языковой культуре граждан?
3) Как экономическое положение россиян отражается сегодня на развитии культуры?
4) Какие новые виды массовой культуры появились в России в постсоветский период?
5) Почему в постсоветский период в России произошло резкое снижение читательской активности населения? С какими социальными и культурными процессами связано это явление?
6) Почему в постсоветской России у экономически активной части населения вырос спрос на второе образование? Какие новые виды профессий, не существовавшие в СССР, стали востребованными в этот период? Почему?
7) Какие изменения произошли в религиозном сознании населения России в конце XX — начале XXI в.? С чем связаны эти изменения?
8) Какие изменения произошли в культуре потребления? Что нового появилось в этой сфере?
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 619;