Подъем национальных культур
Массовизация национальных культур
Одна из особенностей эпохи глобализации — всестороннее распространение продукции массовой культуры. При этом ведущие позиции в индустрии развлечений занимают США. Американские кинофильмы составляют 80% европейского кинорынка, а европейские — только 5% рынка Соединенных Штатов. Среди ста наиболее прибыльных фильмов мира — 88 американских. Подобное положение вызывает озабоченность интеллигенции многих стран. Массовая американизированная культура ведет к унификации и упрощению языка, образа жизни различных народов. Возникли движения деятелей искусства и науки в защиту национальных обычаев и культурных традиций. Во Франции был принят закон, согласно которому доля американских фильмов в прокате не должна превышать 60%. При этом благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества.
Всемирную известность приобрел сенегальский поэт Леопольд Сенгор, который в годы войны, находясь во Франции, участвовал в движении Сопротивления. В 1948 г. он стал лауреатом Нобелевской премии за сборник стихов «Антология». В 1949 г. Пулитцеровскую премию — наиболее престижную награду США в области литературы — впервые в истории получила темнокожая поэтесса Гвендолин Брукс, обратившаяся к теме положения афроамериканской общины США. В 1982 г. Нобелевской премии был удостоен латиноамериканский писатель Габриель Гарсиа Маркес, в 1988 г. — египетский прозаик Нагиб Махфуз, в 1992 г. — вест-индский поэт Дерек Валкотт, в 1994г. — японский писатель Оэ Кензабуро.
Показательно, что многие деятели национальной культуры, затрагивающие в своих произведениях актуальные проблемы современности, как правило, непосредственно принимали участие в общественно-политической деятельности. Л. Сенгор выдвинул теорию «негритюда» — создания эгалитарного общества на основе африканских традиций. Она получила признание во многих африканских странах, стала составной частью идеологии движения афроамериканцев за равноправие. В 1960—1980-е гг. Сенгор был президентом Сенегала.
В октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии. Она закрепляет за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.
Работа с текстом
Из книги Д. Нэсбитта и П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):
Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубоких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного протеста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что чем более похожими мы становимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникальность.
Вопросы для обсуждения:
Как по мнению авторов сочетается универсализация мировой культуры с ростом значимости ее национальных особенностей?
Вопросы по теме
1) Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творчестве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.
2) Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракционисты определяли главную цель своего творчества?
3) Как вы думаете, с появлением, каких черт в жизни общества связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?
4) Что знаменовало собой появление «самоуничтожающегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.
5) Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движения протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?
6) Чем вызван подъем национальных, самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры?
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 3700;