Методические указания для студентов третьего курса
Зачетные требования считаются выполненными, если все комбинации на снарядах, вольных упражнениях и опорных прыжках оценены не ниже 8.0 баллов. В случае, если на каком-то снаряде получена оценка ниже 8.0 баллов, зачетные требования не выполнены.
Правила составления комбинаций на снарядах, вольных упражнениях и опорном прыжке составляется согласно правилам соревнований по гимнастике группы «Б». На каждом снаряде в комбинации на снарядах должна быть трудность два элемента группы «Б» и пять элементов группы «А».
4.4 Примерные комбинации для студентов третьего курса |
Приложение 1
Термины, применяемые на различных снарядах.
Висы смешанные
Вис присев –вис, при котором гимнаст находится в приседе лицом к снаряду. Слово «спререди» опускается.
Вис присев сзади – такое же положение, как и предыдущее, но гимнаст обращен спиной к снаряду (рис.1).
Рис. 1
Вис присев на нижней жерди – вис на верхней жерди с опорой ступнями согнутых в коленях ног о нижнюю (рис.2). При выполнении висов присев на одной ноге обязательно указывать опорную ногу и положение другой ноги. Например: вис присев на правой, левую вперед, в сторону и т.п.
Рис. 2
Вис стоя –положение гимнаста у снаряда, в котором он находится в стойке и держится за снаряд, несколько отклонившись от вертикали, но не более чем на 45° (рис.3).Слово «спереди» опускается.
Рис. 3
Вис стоя сзади –такое же положение, как и предыдущее, но гимнаст обращен спиной к снаряду (рис.4).
Рис. 4
Вис лежа – вис, при котором гимнаст, держась руками за снаряд и опираясь ногами ( на брусьях р/в – бедрами), образует угол с опорной плоскостью менее 45° (рис.5).
Рис. 5
Вис лежа сзади – такое же положение, но гимнаст обращен спиной к снаряду (рис.6).
Рис. 6
Вис лежа, ноги сзади – вис лежа (спереди), при котором гимнаст опирается ногами не спереди, а сзади (рис.7)
Рис. 7
Вис стоя согнувшись– вис стоя, при котором тело гимнаста согнуто в тазобедренных суставах (рис.8).
Рис. 8
Вис лежа справа(слева)– вис лежа, при котором гимнаст обращен к снаряду боком, а ноги опираются справа (слева) (рис.9).
Рис 9
Вис лежа на нижней жерди – вис хватом за верхнюю жердь с опорой задней поверхностью бедер о нижнюю (рис.10).
Рис. 10
При выполнении висов лежа с опорой одной ногой указывать ногу, которой производится опора. Например: вис лежа левой (рис.11)
Рис. 11
Вис на левой (правой) – вис хватом за верхнюю жердь с дополнительной опорой согнутой в колене ногой о нижнюю жердь (рис.12).
Рис. 12
Вис прогнувшись с опорой (на брусьях) хватом за нижнюю жердь с дополнительной опорой ступнями о верхнюю (рис.13).
Рис. 13
Висы простые
Вис углом – вис, при котором поднятые прямые ноги образуют с туловищем прямой угол (рис.14).
Рис. 14
Сгиб – вис на согнутых руках (рис.15). Иную степень сгибая указывать. Этот термин применяется и для обозначения сгибания рук.
Разгиб – термин, противоположный описанному выше.
Рис. 15
Вис на согнутых ногах – вис, при котором гимнаст удерживается на снаряде, зацепившись согнутыми в коленях ногами, руки в стороны (рис.16). Выполнение данного виса на одной ноге или иное положение рук необходимо указывать дополнительно.
Рис. 16
Вис согнувшись– вис, при котором тело гимнаста согнуто в тазобедренных суставах так, что поднятые вверх ноги находятся над туловищем (рис.17)
Рис. 17
На перекладине и одной жерди брусьев может выполняться спереди и сзади; слово «Спереди» опускается, а «сзади» всегда указывается (рис.18). При выполнении на кольцах или брусьях хватом за правую и левую жерди – ни то ни другое слово не указывается.
Рис. 18
Вис прогнувшись – вис, при котором гимнаст находится головой вниз, тело прогнуто, голова отведена назад (рис.19). Также как и вис согнувшись может быть выполнен спереди и сзади. В случае необходимости применять второе уточнение для более ясного пониманию данного виса. При выполнении на кольцах не применять ни то, ни другой.
Рис. 19
Вис прогнувшись ноги правой(левой) – такой же вис, но ноги при этом разведены: правая вперед, а левая назад (рис. 20).
Рис. 20
Вис сзади –вис, при котором гимнаст обращен спиной к снаряду. Тело свободно висит вниз, ноги выпрямлены, голова приподнята (рис.21).
Рис. 21
Вис в висе – вис, при котором гимнаст находится в горизонтальном положении, тело прогнуто.
Различают:
Переднее равновесие – положение, при котором обращен грудью к точками опоры (к снаряду) (рис.22).
Рис. 22
Заднее равновесие – положение, при котором гимнаст обращен спиной к снаряду (рис.23).
Рис. 23
Боковое равновесие – обычно выполняется на одной руке, другая вверх. Указывать, на какой руке оно выполняется. Например: боковое равновесие на левой (рис.24).
Рис. 24
Упоры смешанные
Упор присев– положение гимнаста в приседе с опорой руками о пол или снаряд (рис.25). Обычно ноги находятся между руками. Иное положение указывается.
Рис. 25
Упор присев на правой (левой) – то же, на одной ноге. В наименовании указывается положение другой., неопорной ноги. Например: упор присев на правой, левую ногу в сторону (рис.26).
Рис. 26
Упор присев на правой за кистью – положение, при котором гимнаст находится в приседе правой ногой на правой жерди за кистью (рис.27).
Рис. 27
При выполнении перед кистью указывать, а при выполнении на разноименной жерди указывать так: упор присев на правой за левой кистью (рис.28).
Рис. 28
Упор стоя– смешанный упор, при котором гимнаст находится в прогнутом положении ближе к вертикальному, не менее 45° (рис.29).
Рис. 29
Упор стоя согнувшись– смешанный упор, при котором гимнаст опирается прямыми ногами о снаряд или пол, тело согнуто в тазобедренных суставах, руки опираются около ног (рис.30).
Рис. 30
Оба упора можно выполнять с разведенными врозь ногами. В этом случае именовать: упор стоя ноги врозь или упор стоя согнувшись ноги врозь. На брусьях разной высоты можно выполнять на верхней жерди с опорой одной ногой о нижнюю. Например, упор стоя правой (рис.31).
Рис. 31
При выполнении упора лицом в другую сторону следует указывать, какой ногой выполняется опора о нижнюю жердь, понимая, что другая нога находится сзади верхней жерди. Например: упор стоя правой на нижней жерди (рис.32).
Рис. 32
Упор на коленях – смешанный упор, при котором гимнаст опирается о снаряд или пол коленями согнутых ног и прямыми руками (рис.33).
Рис. 33
Такой упор выполняется и на одной ноге. В этом случае называть упор на правом (левом) колене. Другая нога, как правило, отведена назад, и этого указывать не надо (рис.34).
Рис. 34
Упор на правом колене, левую в сторону (рис.35)..
Рис. 35
Упор с опорой– смешанный упор, при котором, помимо опоры прямыми руками о снаряд, имеется дополнительная опора задней поверхностью согнутой в колене ноги. При опоре снаружи рук добавлять слово «вне» (рис.36). В практике встречается редко.
Рис. 36
Упор на плечах, ноги врозь– смешанный упор, при котором гимнаст опирается всей длиной рук о жерди брусьев и передней поверхностью бедер, находясь грудью к полу (рис.37).
Рис. 37
Упор лежа на предплечьях – смешанный упор, при котором гимнаст опирается предплечьями и ступнями, голова прямо (рис.38).
Рис. 38
Упор лежа на животе– смешанный упор, при котором гимнаст лежит на снаряде, одновременно опираясь руками. Тело находится в положении, близком к горизонтальному (рис.39).
Рис. 39
Седы
Сед – положение гимнаста, сидя на снаряде или на полу.
Разновидности седов:
Сед ноги врозь – сед, при котором ноги разведены врозь (рис.40).
Рис. 40
Если опора производится перед телом, называть: сед ноги врозь за кистями (рис.41).
Рис. 41
Сед верхом– положение гимнаста на брусьях, при котором он опирается внутренними поверхностями ног, прогнутое тело приподнято до вертикали, руки в стороны (рис.42).
Рис. 42
Сед на бедре– сед, при котором гимнаст сидит на снаряде одним бедром, другая нога отведена назад (рис.43).
Рис. 43
Сед углом– сед, при котором прямые ноги подняты примерно на 45° (рис.44).
Рис. 44
При поднимании ног почти до вертикали именовать:сед согнувшись(рис.45).
Рис. 45
Упор – положение гимнаста на снаряде, при котором он опирается на него прямыми руками, тело умеренно прогнуто, голова прямо (рис.46).
Рис. 46
Упор сзади– упор, при котором гимнаст обращен спиной к точкам опоры (рис.47).
Рис. 47
Упор ноги врозь правой(левой) – упор, при котором ноги гимнаста разведены врозь: правая вперед, левая назад (рис.48).
Рис. 48
Если нога находится снаружи от точек опоры (рук), добавлять слово «вне». Например: упор правой вне (рис.49).
Рис. 49
Упор ноги врозь вне -упор на брусьях, при котором разведенные врозь ноги находятся снаружи брусьев (рис. 50).
Рис. 50
Упор на предплечьях– упор, при котором гимнаст опирается предплечьями, захватив кистями за жерди (рис.51).
Рис. 51
Упор на плечах– упор, при котором гимнаст опирается всей длиной рук о жерди (внутренней стороной их) (рис.52).
Рис. 52
Упор углом– упор, при котором прямые ноги подняты вперед до горизонтального положения (рис.53).
Рис. 53
Упор согнувшись– упор, при котором ноги максимально подняты вверх, почти до ве6ртикального положения (рис.54).
Рис. 54
Упор на плечах согнувшись– упор, при котором поднятые вверх ноги находятся над туловищем (рис.55).
Рис. 55
«Крест»- крестообразное положение гимнаста на кольцах, при котором он удерживается отведенным в стороны руками, опираясь кистями на кольца. Тело незначительно прогнуто и находится в вертикальном положении (рис.56).
Рис. 56
Стойки
Стойка на голове– вертикальное положение гимнаста ногами кверху, при котором он опирается на снаряд головой и руками (рис.57).
Рис. 57
Стойка на лопатках– стойка, при которой гимнаст опирается лопатками и затылком о снаряд (рис.58).
Рис. 58
Если руки не помогают удерживать тело в стойке, указывать их положение. Например: стойка на лопатках, руки вдоль тела (рис.59).
Рис. 59
Стойка на плечах– стойка, при которой гимнаст опирается плечами (наружной стороной) и кистями (рис.60).
Рис. 60
Стойка на предплечьях– стойка, прим которой опирается гимнаст на снаряд предплечьями и кистями (рис.61). При правильном выполнении руки должны образовать угол не менее 90°.
Рис. 61
Стойка на руках – стойка, при которой гимнаст опирается на снаряд прямыми руками (рис. 62).
Рис. 62
Стойка на руке– стойка, при которой гимнаст опирается только одной рукой, другая обычно в сторону (рис.63). При необходимости точно определять руку, например: стойка на правой (левой) руке.
Рис. 63
Общие термины
Исходное положение– положение занимающегося перед началом упражнения. Принято записывать сокращенно – И.П.
Конечное положение – положение гимнаста, которым заканчивается выполняемое им упражнение. Часто оно само собою ясно и не требует специального обозначения.
В тех случаях, когда упражнение начинается не из положения на самом снаряде, следует применять такие термины:
С прыжка – переход в вис или в упор из стойки перед снарядом прыжком. Может выполняться предварительным захватом за снаряд или без него.
Различают переходы:
С прыжка в вис углом, в вис согнувшись, в упор на плечах, в упорили иное положение на снаряде.
С разбегу– переход в вис, выполняемый после предварительного разбега. Может выполняться с предварительным хватом или без него.
Хват– термин для определения способа удерживания гимнаста на снаряде в висе или упоре.
При выполнении упражнений на гимнастических снарядах применяются следующие хваты:
Хват сверху– хват, при котором большие пальцы гимнастов в висе обращены внутрь (друг другу), а в упоре на брусьях – вперед. При записи слово «сверху» опускается.
Хват снизу– хват, при котором положение кистей противоположно хвату сверху.
Разный хват– хват, при котором одна рука держится хватом сверху, а другая хватом снизу.
Обратный хват– хват, при котором пальцы обращены наружу после поворота рук (руки) внутрь.
Скрестный хват– хват, при котором руки гимнасты скрещены.
Скрестный хват определяет лишь положение рук гимнаста. Он может быть «сверху», «снизу» или в «разном хвате».
Положения гимнаста по отношению к снаряду или полу определяются следующими терминами:
Спереди– положение гимнаста у снаряда или на нем, в котором он обращен спиной к снаряду.
Сзади– то же, но гимнаст обращен спиной к снаряду.
Боком– положение гимнаста правым или левым боком к наряду.
Вне– положение гимнаста снаружи двухосевогосмнаряда (брусьев, или лестницы), а также положение ноги (ног) с внешней стороны опорной руки.
Внутри– термин, определяющий положение гимнаста внутри брусьев, лестницы, или положение ноги между руками ( между точками хвата) после перемахов на коне, перекладине и других снарядов.
Как ва первом, так и во втором случае, термин обычно применяется только при программной записи упражнений. В практике особой нужды в нем нет, так как, во-первых, название выполняемого упражнения всегда дает ясное представление о положении ноги после выполняемого движения, и, во-вторых, потому, что всегда применяется более короткий термин «вне».
Вис– такое положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата. Для виса характерно удерживание на снаряде, притягиваясь к нему.
Различают:
Вис(простой) – положение гимнаста на снаряде, в котором он держится за него только руками, или какой-то другой частью тела, но без помощи рук. Слово «простой» при наименовании опускается.
Вис смешанный– разновидность виса, при котором гимнаст, помимо рук, дополнительно опирается о снаряд или пол другой частью тела, чаще всего ногами.
Упор– положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи выше точек хвата. Для упора характерно удерживание на снаряде, отталкиваясь от него.
Различают:
Упор(простой) – положение гимнаста на снаряде, при котором он опирается одними руками без дополнительной опоры другими частями тела.
Подъем– переход из виса, выполняемый медленно, плавно, без помощи маха, за счет мышечных усилий.
Подъемы силой– переход из виса, выполняемый медленно, плавно, без помощи маха, за счет мышечных усилий.
Подъемы махом– переход, совершаемый главным образом за счет инерции махового движения с применением мышечных усилий гимнаста.
Спад– движение, противоположное подъему, т.е. быстрый переход из упора в вис или из более высоких упоров в более низкие.
Термин «спад» применяется не всегда. Часто для обозначения указанного движения достаточно назвать способ перехода и конечное положение. Например: из упора – махом вперед упор на предплечьях.
Размахивание– маятникообразное движение одних частей тела относительно других (в упоре) или всего тела гимнаста около точек хвата (в висе).
Мах– однократное, описанное выше движение, выполняемое в одном направлении.
Раскачивание– маятникообразное движение тела гимнаста вместе со снарядом.
Кач– однократное движение тела вместе со снарядом в одном направлении.
По направлению движений различают:
Мах (кач) вперед– движение, выполняемое гимнастом грудью вперед.
Мах (кач) назад– движение, выполняемое в сторону спины.
Мах (кач) в сторону(вправо или влево) – движение, выполняемое в сторону.
Перемах– движение ногой (ногами) над снарядом в упоре или под ним в висе.
Скрещение– два перемаха, выполненные одновременно навстречу друг другу.
Круг– целостное круговое движение над снарядом или его частью по замкнутой кривой.
Поворот– движение тела гимнаста вокруг его продольной оси или движение отдельными частями тела вокруг их продольной оси.
Оборот– круговое вращательное движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладина) или около точек хвата (брусья, кольца).
Выкрут– выполнение упражнения своеобразным вращательным движением в плечевых суставах.
Вход– перемещение гимнаста из стойки на полу в упор на снаряде или на партнера (в акробатике).
Переход– перемещение гимнаста на снаряде вправо или влево выполнением того или иного элемента.
Выход– перемещение гимнаста с одной части снаряда на другую круговым движением.
Вскок– прыжок на снаряд; необходимо указывать положение, в котором он выполняется.
Соскок– прыжок (спрыгивание) со снаряда на пол различными способами.
Прыжок– преодоление снаряда или пространства (высоты, длины) свободным полетом над ним.
Различают:
Прыжки простые– прыжки, при выполнении которых движение совершается полетом после толчка ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.
Опорные прыжки – прыжки с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом. Среди них в свою очередь различают:
a) прямые прыжки – прыжки, при выполгнении которых полет над снарядом совершается в том же направлении, что и разбег;
b) боковые прыжки – преодолениме снаряда совершается в сторону по отношению к направлению разбега.
Приложение 2
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1827;