Мелкая пластика (скульптурные изображения)
Бивень мамонта предоставил широчайшие возможности для мелкой пластики. В Западной и Центральной Европе произведения мобильного искусства широко известны в Испании, Франции, Германии и Моравии (эпохи ориньяк, граветт, мадлен). В Европейской части России фигурки людей и животных найдены на стоянках Костенки I, Гагарино, Авдеево, Хотылево II (рис. 35). На территории Сибири 99% подобных произведений искусства сосредоточено на стоянках Мальта и Буреть в Прибайкалье (рис. 34).
Антропоморфные изображения.
Для сибирского палеолитического искусства характерны:
1. реалистические изображения женщин, одетых в меховой комбинезон,
2. реалистические изображения женщин без одежды,
3. сочетание моделированной головки с палкообразным «телом».
Как правило, выполнена прорисовка лиц – от схематического обозначения до тщательного моделировани элементов, что может свидетельствовать о стремлении мастера к портретному сходству. Вероятно, фигурки раскрашивались. В ряде случаев, по мнению А.П. Окладникова, можно говорить о куклах – костяной основе, обшитой лоскутками шкур.
Рис. 34
Рис. 35
Териоморфные изображения(рис. 34).
Основными объектами в палеолитическом мобильном искусстве Европы являлись мамонт, медведь, лошадь. В Сибири единственное стилизованное изображение мамонта известно на Усть-Кове. Рядом с ним было найдено изображение байкальского тюленя – нерпы.9 Обе фигурки выполнены одной рукой, в одной манере, из массивных плоских кусков бивня. Целая серия фигурок гусей (лебедей) найдена на стоянке Мальта. Во всех случаях мастером сделан акцент на вытянутой тонкой шее птиц.
Самое древнее скульптурное изображение в Сибири (30 тыс.лет) - головка медведя, выполненная из позвонка носорога, открыто на стоянке Толбага (Забайкалье).
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1794;