Греческие натурфилософы.
То, что мы называем философией — это просто попытка осмысления мира. Первая форма осмысления — эколого-мифологическая, или же мифолого-религиозная, то есть легенды. Мы не знаем, откуда появилась мифология, может быть, она существовала уже у неандертальцев, но до сих пор любая религия сохраняет в себе мифологический пласт. Мифология — это не логическое, а пралогическое мышление.
Где-то в VI-VII в. до н.э. наступает грандиозный перелом, а именно, новое осмысление мифов, основанное не на авторитете традиций, а на разуме. Этот процесс параллельно идет в трех местах: в Греции, в Китае и в Индии. Это можно назвать зарождением философии.
Однако, в Индии философия не освободилась от религии и мифов, только в VII в н.э. она достигла уровня Платона. В Китае философия тоже отлична от европейской. Религия не занимала такое же место, как и в Индии, но философия в Китае — это просто поучения. Дело в том, что Индия и Китай — это традиционные общества, в которых присутствует сильная иерархия, подчиненность старшинству и авторитету, сильны традиции.
В Греции возникают общества нового типа — полисы, античная демократия. В них нельзя было ссылаться на обычаи, а надо было убеждать. Так появились дискуссии, дискутивный тип мышления, очевидность, анализ, изучение, доказательство.
Наибольшее затруднение, которое испытывал человек в его стремлении понять устройство материального мира, заключалось, несомненно, в бесконечном многообразии окружающего мира. Повсюду он видел самые разнообразные картины — облака, реки, землю, камни, деревья, цветы, животных. По-видимому, первый вопрос, который мог возникнуть в то время, относился к классификации столь разнообразных и многочисленных проявлений материи. Ни один из народов Древнего Востока (китайцы, египтяне, вавилоняне, финикийцы) не поднялся до философского размышления о природе, свободного от мифологических представлений. Этому высшему достижению человеческой мысли мы обязаны грекам, которые в своем богатом наследии оставили нам философию природы, на которой впоследствии было воздвигнуто здание современной науки.
Вo всей истории науки от греческой философии до современной физики имелись постоянные попытки свести внешнюю сложность естественных явлений к некоторым простым фундаментальным идеям и отношениям. Это основной принцип всей натуральной философии.
Первый философ ионийской школы Фалес Милетский (около 600 до н. э.) учил, что первичной материей, из которой возникают все объекты окружающего мира, является вода, но не обычная, а абстрактная вода. В то же время не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства и обычной, эмпирической воды.
Весь космос представлялся живым сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят из воды. Впоследствии ученик Фалеса Анаксимен предложил считать первичной материей воздух, соответственно, все остальные вещи — это сгущение или разрежение воздуха. Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь впервые появилась в воде и только потом вышла на сушу.
Гераклит Эфесский ( 540-480) в качестве первоначала взял огонь, как основу изменчивости мира. Вторая его важная идея — то, что мир состоит из противоположностей. Например, единство бытия и небытия; движение считалось исчезновением одного и появлением другого тела - тоже единство.
Гераклит также предположил, что центр вселенной — это не Земля, а некий Мировой Огонь. Это было первой негеоцентрической теорией.
Эти воззрения завершились теорией Эмпедокла из Агригента в Сицилии (490—430 до н. э.), который рассматривал материальный мир состоящим из четырех элементов: земли, воды, воздуха и огня, которые не могут превращаться друг в друга и входят в состав всех объектов в различных соотношениях. Качественные различия между объектами в природе обусловлены неодинаковым соотношением входящих в них элементов.
Преобладающей идеей этой теории элементов была классификация веществ по плотности, начиная от наиболее плотной формы (земли) до наименее плотной (огня). Огонь считался самой разреженной формой вещества. Понятие элемента у греков включало представление не только о составной части, но и о качестве, свойствах. Последнее очень трудно понять современному человеку. Элементами считали свойства: холодный и влажный (вода), сухой (земля), теплый (огонь). Греческая теория элементов сохрани-лась с небольшими изменениями до конца XVIII в.
Впервые успешно объяснить сложные явления природы с помощью про-стой фундаментальной идеи, не потерявшей значения и в наши дни, удалось атомистам. Двадцать три столетия назад Демокрит писал: «Условно сладкое, условно горькое, условно горячее, условно холодное, условен цвет. А в действительности существуют атомы и пустота. То есть объекты чувств предполагаются реальными,… но на самом деле они не существуют. Реальны только атомы и пустота». Эта идея остаётся в древней философии ни чем иным„ как остроумным вымыслом воображения. Законы природы, устанавливающие связь следующих друг за другом событий, были не известны грекам. Наука, связывающая теорию и эксперимент, фактически началась с работ Галилея.
Итак, по воззрениям атомистов объекты состоят из атомов — мель-чайших частиц, неделимых и неизменных, образованных из одного и того же первичного вещества, но отличающихся по размерам, форме и движению. Объекты имеют различные свойства, поскольку входящие в их состав атомы смешаны и расположены по-разному. У философов-атомистов встречается и другая очень важная современная идея о сохранении материи, конкретизированная в знаменитом высказывании Демокрита: «Ничто не образуется из ничего, ничто не исчезает в ничто». Несмотря на близость к современной теории, это учение не оказало никакого влияния на практическую химию, поскольку ей недоставало экспериментальной, коли-чественной основы. С помощью атомистической теории нельзя было ни объяснить частные явления, ни предвидеть их. Однако с развитием этой теории человек получил представление о мире, совершенно отличном от пестрого мира чувств, лишенном звука, цвета, вкуса и запаха, в котором господствуют лишь число и соотношение частиц.
Важный момент в концепции Демокрита то, что взаимодействия атомов носят характер однозначной предопределенности — эта идея была доминирующей до создания квантовой механики. Понятие "закон" подразумевало предопределенность. Демокрит ( возможно) пытался разработать логику, но она до нас не дошла. Первая логика, которую мы знаем — логика Аристотеля.
Значительное влияние на более позднюю греческую культуру и особенно на философов-схоластов средних веков оказал Аристотель (384—322 до н. э.), работы которого охватывали все области науки того времени. Этот философ учил, что весь мир заполняет материальное вещество — эфир, который определяет порядок и непрерывность мира. Эфиру родственна пневма, или дыхание жизни, причина жизненных функций животных и растений. Четыре элемента Эмпедокла, по его мнению, происходят из единой первичной материи и входят в состав всех объектов в различных соотношениях. Из воды и земли в недрах земного шара в течение длительного периода времени образуются все соли, камни, руды и металлы. Металлы родственны и могут превращаться друг в друга. Так, медь, сплавленная с определенной землей (безусловно, речь идет о сульфиде цинка), превращается в новый металл, желтый, как и золото (латунь). Эти идеи имеют немало общего со взглядами поздних греческих алхимиков, однако алхимики не вдохновлялись непосред-ственно ими. Вероятно, они были общим достоянием всей древней культуры. В своих произведениях алхимики признавали не греческих философов, а совсем другие авторитеты.
Космология Аристотеля основывается на метафизике. Вокруг Земли вращается Луна по круговой орбите, Солнце вращается вокруг Земли по круговой орбите, планеты вращаются вокруг Земли по круговой орбите, а дальше расположена сфера неподвижных звезд (звезды на сфере неподвижны, а вся сфера вращается вокруг Земли) Мир Аристотеля сферический ( у него нет "низа" и "верха", у него есть центр и периферия центра), конечный и замкнутый.
Физика понимается главным образом как учение о движении. Аристотель подразделяет движения на естественные и насильственные.
Естественные движения — те, которые не требуют особой причины ( напри-мер, круговые движения и движение тел к своему месту). Круговые движения являются совершенными, так как не имеют ни начала, ни конца.
В современной теории инерциальное движение считается естественным.
Неестественные движения являются насильственными, т.е. требуют нали-чия силы — действующей причины.
Рассмотренный нами период можно назвать предалхимическим – от начала цивилизации до IV века н.э.
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 815;