Логика в Древнем Китае
Логика в Китае появилась в период развития разнообразных школ, конкуренции и дискуссий между ними. Современник Конфуция Мо-цзы, учитель Мо (V-IV вв. до н.э.) основал школу мо-цзя, представители которой занимались поиском источников достоверного рассуждения и условий его правильности. Они отдавали предпочтение рассуждению по аналогии. Разработали метод классификации имён по степени их общности и деления вещей по видам.
Одно из ответвлений моизма, мин-цзя, школа имён (V-III вв. до н.э.), приступило к исследованию собственно формальной логики (они подошли к открытию категорического силлогизма ранее или одновременно с Аристотелем).
При династии Цинь, эта линия исследований исчезла в Китае и вновь логика появилась только с проникновением индийской логики буддистов и далее сильно отстала от развития европейской и ближневосточной логики.
Индийская логика
Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н.э.. Две из шести ортодоксально-индуистских школ индийской философии - ньяя и вайшешика - занимались методологией познания, отсюда и выделилась логика.
Название школы «ньяя» значит «логика». Главное её достижение - разработка логики и методологии, которые стали общим достоянием. Поскольку ньяики считали единственным путём освобождения от страданий достижение надёжного знания, они разрабатывали тонкие методы отличия надёжных источников знания от ложных мнений. Есть только четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение и свидетельство.
Буддийская философия - главный оппонент ньяиков в логике. Нагарджуна, основатель мадхьямики («срединного пути»), развил рассуждение, известное как тетралемма. Этот четырёхсторонний аргумент систематически проверял и отклонял утверждение высказывания, его отрицание, соединение утверждения и отрицания.
У Дигнаги буддийская логика достигла вершины. Центральным пунктом их анализа было установление (определение) необходимой логической присущности, известное как «неизменное следование» или «убеждение».
Школа навья-ньяя («новая логика») была основана в XIII веке Ганешей Упадхьяей из Митилы, автора «Таттвачинтамами» («Сокровище мысли о реальности»).
Логика античности
Несмотря на то, что первые учения о рассуждении, о формах и способах мышления возникли в Древней Индии, Китае, в основе современной логики лежит аристотелевское учение. Принято именно Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) считать отцом логики, хотя известно, что он учился у Платона, а Платон - ученик Сократа, (469-399 гг. до н.э.) который заметил, что результат мышления детерминирован и предопределен предыдущим знанием. Сократ, почти всю свою жизнь потратил на разоблачение псевдоучености софистов. Вклад старших софистов в разработку вопросов синонимии, омонимии, риторических приемов значителен. А вот младшие софисты, «платные учителя ложной мудрости», придали софистике отрицательный оттенок. Платон (427–347 гг. до н.э.) - разработал вопрос о дефиниции, анализировал логическую форму суждения, которую считал основным законом формальной логики.
Занимался логическими вопросами и Демокрит. В перечне его трудов, есть специальная работа, посвященная логике, «О логическом, или Мерило». В ней раскрыта не только сущность познания, его формы и критерии истины, но и огромная роль логического рассуждения в познании, дана классификация суждений, подвергнуты критике некоторые виды дедуктивных умозаключений и предпринята попытка разработать индуктивную логику. Этот трактат не дошел до нашего времени. Логические же работы Аристотеля: «Категории» - учение о понятиях; «Об истолковании» - учение о суждении; «Аналитики» - учение об умозаключении («Первая») и доказательстве («Вторая»); «Топика» - посвященная рассмотрению оснований наук, так называемым общим местам (топам), т.е. общераспространенным мнениям, часто выступающим основанием умозаключений по сходству, вероятностным умозаключениям, диалектическим, индуктивным; «О софистических опровержениях» - посвященная анализу софистических «доказательств», т.е. тех ошибок, тех нарушений логики, которые сознательно допускаются софистами - были собраны учениками в отдельный труд под названием «Органон». Принципы логики Аристотель формулирует не только в «Органоне», но и в «Метафизике». В этих работах Аристотель различил содержание и форму мысли от форм речи, т.е. разделил мышление и язык, определил основные формы мысли, сформулировал принципы мышления, разработал особую форму рассуждения (категорический силлогизм) и теорию доказательства; дал классификацию логических ошибок (паралогизмов и софизмов). Основной заслугой является то, что, во-первых, Аристотель разработал теорию дедуктивных умозаключений и доказательства: открыл силлогизм – как особую форму доказательства (посылка-посылка-вывод); сформулировал три фундаментальных закона мышления: закон тождества; закон противоречий; закон исключенного третьего. Во- вторых, устранил из рассуждений содержание, и сохранил только форму, подставил в суждение вместо названий буквы (переменные).
Пример: «Если все люди смертны,
и все греки – люди,
то все греки смертны».
Если все В суть С
все А суть В
то все А суть С.
В-третьих, доказал, что достоверность результатов различных по содержанию рассуждений зависит не только от истинности положений (посылок), но и от отношений между ними, способа их соединения, т.е. от формы рассуждения. В-четвертых, сформулировал основные законы правильного рассуждения. В-пятых, ввел ряд новых понятий, связанных с мышлением.
Таким образом, логическое учение Аристотеля в зародыше содержит все позднейшие разделы, направления и типы логики: индуктивной, символической, диалектической. Аристотель назвал науку «аналитикой», логикой она стала называться позже, в III веке до нашей эры, и объединила: искусство мыслить – диалектику и искусство рассуждать – риторику. Но позже и диалектика и риторика отделились от логической проблематики.
По Аристотелю, предмет науки логики - основные формы мысли, их структурные особенности и зависимости, законы и наиболее распространенные ошибки, возможные при нарушении этих законов. Однако, предмет логического анализа, последователями Аристотеля понимался и разрабатывался несколько иначе. Если Аристотель использовал формы мышления и их законы для отображения и достижения истины, в большей степени разрабатывая логику дедуктивного характера, то его ученики разрабатывали приемы и формы мысли, лишь приближающие к истине, анализировали рассуждения вероятностного характера, разрабатывали индуктивную логику. Стоики (III в. до н.э.) создали оригинальное учение о выводе вероятностного характера, свою логику условных суждений и умозаключений (логику импликации). Но, логическое учение стоиков в период перехода от античности к средневековью было забыто и европейским мыслителям пришлось заново открывать в середине XIX века закономерности импликативных рассуждении. Предмет логики как науки впервые столетия существования, не очень существенно, но менялся, а за более длительный срок ее истории, почти две с половиной тысячи лет, предмет ее претерпевал более значительные изменения, он расширялся, включая новые формы мысли, совершенствовался. Период ранней, активной античности в отношении логических вопросов, сменила античная схоластика (II-V вв. н.э.) - от Цицерона до Боэция. Характерно вхождение в логический обиход латинской терминологии: схоластика усиленно разрабатывала логический аппарат. Секст Эмпирик и Диоген Лаэрций (II-III вв.) собрали сведения по истории логики; Гален (ок. 130-200 гг.) разработал полисиллогизм и силлогизмы отношений; Порфирий (ок. 232-303 гг.) - дихотомическое деление, учение о видах и родах; Боэций (480-524 гг.) написал ряд специальных работ по логике. Большой вклад в развитие этой науки внесли оратор Цицерон и древнеримский теоретик ораторского искусства Квинтилиан.
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 2898;