Предмет, сущность и цели современного естествознания
Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа делится на 3 мира: -микро мир; -макро мир; -мега мир. Микро мир- это мир внутри атомов. Макро мир- простирается от атома до величины Земли. Мега мир- за пределами Земли до вселенной.
Есть два мира: который отражается (объективный мир) и отраженный (субъективный мир). Свойство субъективного мира больше зависит от сознания. Объективный мир увидеть невозможно; объективный мир- неискаженное сознание. Субъективный- человеческое сознание, искаженное. Субъект- человек как носитель сознания. Объект- на что направлено сознание. Абсолютное- это вечное, неизменное, бесконечное. Относительное- увиденное по средствам чего-то другого, познанное относительно другого. Абстрактное- упрощенное, отвлеченное. Изолирующие абстракции- изолируют некоторые свойства: легкость, прозрачность. Абстракция отождествления- когда группе объектов присваивается какое-то наименование.
Главная задача Естествознания должна заключаться в изучении объективных законов природы на основе понимания физической сущности явлений.
Как известно, каждый предмет и каждое явление имеют бесчисленное множество свойств. Количественно охарактеризовать каждое свойство можно лишь с определенной точностью. Учесть все свойства даже одного предмета или одного явления невозможно, так же как и нельзя даже одно свойство оценить с бесконечной точностью, т. е. с нулевой погрешностью. Поэтому любое описание предмета, его физическая модель всегда приближенны, так же как и численная характеристика каждого его свойства. Это значит, что полностью ни один предмет и ни одно явление мы не будем знать никогда. Всегда из всей совокупности свойств будет учитываться только некоторая их часть, а эта часть будет исследоваться с опр. погрешностью.
Понять явление совсем не означает дать ему адекватное математическое описание. На самом деле объяснить явление - означает объяснить его природу, объяснить причины, по которым это явление существует и по которым оно ведет себя именно так, а не иначе. А это означает необходимость:
- выявление внутренней сущности явления, его механизма
- причин движения каждой из частей
- механизма взаимодействия этих частей между собой
- взаимодействия этого движения с частями других явлений и материальных образований.
Познаваемость явлений означает возможность вскрытия их внутренней сущности.
Главной целью Естествознания является вскрытие природы всех явлений. Выявление скрытых связей, создающих органическое единство всех физических, химических и биологических явлений. Более глубокое и точное познание самих этих явлений.
2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры: их специфика и взаимосвязь
И тот, и другой типы культур – суть творения разума и рук человеческих. А человек при всей своей обособленности от природы продолжает быть ее неотъемлемой частью. Естественно-научный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем, предметная область которых едина для того и для другого. Решение таких проблем заставляет идти их на сотрудничество друг с другом. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей. В свою очередь мировоззрение также обладает характеристкиой целостности: невозможно левым глазом видеть одно, а правым – другое. Поэтому гуманитарные и естественно-научные знания вынуждены координироваться, взаимосогласовываться.
Естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по следующим проблемам: 1) интенсивное развитие естественных наук и создаваемых на их базе технологий способно порождать объекты, ставящие под угрозу существование всего человечества (ядерное оружие и т.д.) поэтому необходима гуманитарная экспертиза. 2) вполне «законным» объектом естествознаниявляется человек в качестве элементарной «химической машины», обойтись без экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез естественные науки не могут, но определять пределы допустимости экспериментов лучше поручить наукам гуманитарным. 3) главное оружие естественных наук заключено в их методологии – способах, правилах, приемах научного исследования; учение о методах науки, а также их системная организация называются методологией; но методология естествознания составляет также и предмет науки гуманитарного профиля. 4) самое главное: все, что не делает человек, должно быть наполнено смыслом, целесообразностью; а постановка целей развития естественно-научной культуры не может быть осуществлена внутри ее самой, такая задача неизбежно требует большей широты обзора, позволяющей учитывать и основные гуманитарные ценности.
Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественно-научной культуры: 1) рассуждая о месте человека в мире, разве можно не принимать во внимание естественно-научные представления о том, что этот мир собой представляет; 2) чего стоило бы гуманитарное знание без современных средств его распространения, которые являются плодами развития естественно-научных отраслей знания; 3) достижения естествознания важны гуманитариям и в качестве примера, образца строгости, точности и доказательности научного знания. 4) там, где можно, гуманитарное значение с удовольствием пользуется количественными методами исследования – экономические науки, лингвистика, логика и т.д. 5) гуманитарное знание имеет дело в основном с идеальными объектами (смыслами, целями), но идеальное само по себе не существует. Поэтому многие особенности социального поведения человеканеобъяснимы без обращения к такой материальной основе а это – сфера компетенции естественно-научного знания.
Несмотря на все неоспоримость тенденции сближения естественно-научной и гуманитарной культур, речь вовсе не идет о полном их слиянии. Достаточно разрешения конфликта между ними в духе принципа дополнительности.
3. Особенности познания в «науках о природе» и в «науках о духе»
Природа для нас есть нечто внешнее, материальное. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. Их исследование сводится к столь же бесстрастному расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное и пр. Все в природе жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение – главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе.
Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию. То есть такой познавательной процедуре, в которой мы можем поставить себя на место другого и «изнутри» почувствовать и пережить какое-либо историческое событие, религиозное откровение.
Истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науке о духе лишь истолковываются, интерпретируются. Мера переживания, вчувствования не может быть одинаковой.
Другим существенным основанием выделения специфика наук о природе и наук о духе являются особенности метода исследования. Для первых характерен метод «генерализирующий» (выделяющий общее в вещах), для вторых – «индивидуализирующий» (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления). Цель науке о природе – отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. И чем больше различных объектов попадает под найденное обобщение (генерализацию), тем фундаментальнее закон.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 2258;