Картина мира древних людей.
Каждая эпоха в истории человечества отличается своим особым, неповторимым ритмом жизни, своими ценностями, нормами и представлениями о мире. Все это находится в тесной взаимосвязи с хозяйственной деятельностью человека, уровнем развития его знаний, методами обеспечения разнообразных потребностей, известными как способ ведения хозяйства. Вышеперечисленное в комплексе формирует мировоззрение человека определенной эпохи, складываясь в особую картину мира.
Что же такое «картина мира»?Как можно определить это понятие? Ученые, как правило, выделяют три его составляющих:
1) самоощущение человека;
2) представление им о пространстве, видение его;
3) ощущение времени.
Эти три общие категории полностью характеризуют изменяющуюся структуру мира и место в нем человека. Таким образом, картина мира — это самоощущение человека, основанное на представлениях о пространстве и времени. Следует отметить, что «пространство» и «время» здесь не только и не столько абсолютные физические величины, сколько субъективные формы восприятия их в отдельные эпохи. Пространство в данном случае выступает как реально существующее мировое пространство со всем многообразием составляющих его предметов и явлений, характеризующихся различными свойствами, происхождением и предназначением. Понятие времени также специфично и включает в себя как астрономическое время, так и биологиче-
ское (время сменяющих друг друга поколений), индивидуальное (этапы развития человека от рождения до смерти), социальное (развитие общества, отдельного народа, государства).
Картина мира, безусловно, отражается в памятниках материальной культуры, но из-за сложности и неоднозначности их расшифровки, а также весьма неполного (фрагментарного) отражения ими исследуемого периода они не способны воссоздать картину мира древнего человека в полном масштабе.
Наиболее ярко и полно картина мира представлена в духовной культуре, особенно в рамках религиозных верований представителей первобытной эпохи.
Для человека периода присваивающего хозяйства и ро-доплеменной организации характерны примитивные религиозные верования — фетишизм, магия и гадание, анимизм, тотемизм, культ богини-матери и др. С переходом к присваивающему хозяйству и созданием государств и рабовладельческого общества формируются мифология и мифологическое сознание. (Миф — особый способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями о небывалых существах, явлениях, процессах.) Появление феодальных отношений и связанная с ними система моральных норм воплотилась в новых, более сложных религиозных учениях. Древние цивилизации на этом пути породили конфуцианство и буддизм, еще тесно связанные с прежним, мифологическим мировоззрением. Новая стадия развития человечества — появление единобожия, предшествовавшая появлению мировых религий — христианства и ислама. Христианство, в частности, поставило черту под прежним духовным опытом человечества, создав на его основе принципиально новую и построенную на иных ценностях систему мировоззрения.
Первобытные культы доцивилизационного периода являются своеобразной иллюстрацией процесса формирования человеческого самосознания. Человек еще не ощущал себя как личность, представляя себя в качестве составной части племени или рода. В пользу этого свидетельствуют наскальные изображения, изображенные на которых люди лишены индивидуальных особенностей: не прорисовываются черты
лица, фигуры весьма схематичны. Преобладают лишь темные силуэты. Кроме того, люди по преимуществу изображались группами, сообща совершающими какое-либо действие (охота, обряд и т. д.).
Мир представлялся единым и целым, а человек был лишь частью этого огромного организма. Человек еще не был способен влиять на происходящие процессы, его жизнь целиком зависела от окружающего мира. Он испытывал жесткую привязанность, взаимосвязь и тесное родство с этим миром. Так появляется тотемизм — система верований, согласно которой отдельный род, племя вели свое происхождение от общего предка — какого-либо животного или растения. Племя, род носили имя своего тотема, который представлялся добрым и заботливым покровителем.
Жесткая зависимость от окружающего мира, неспособность осознать причины и суть происходящих в нем явлений способствовали возникновению магии и гадания. Магия была более активной формой выражения, предполагающей возможность как-то повлиять на мир через обращение к отдельным его силам. Одухотворялись не только животные и растения, но и неживой мир, природные явления (дождь, ветер, буря и т. д.). Обращаясь к ним, говоря на их языке, делясь с ними чем-то жизненно важным и доставшимся ценой больших усилий, человек пытался изменить окружающий его мир в благоприятную для себя сторону.
Гадание представляло собой следствие догадки человека 6 закономерности и взаимосвязи происходящих в мире явлений. Не имея представления о системности мира, человек мог открывать для себя лишь отдельные цепочки этой системы. Отталкиваясь от идеи всеобщей взаимозависимости природных и социальных явлений, человек начинал гадать по трещинам на костях и черепках, по полету орла. Затем в процесс гадания стали проникать первые зачатки абстрактного и математического мышления. Классическим примером может служить китайская Книга Перемен.
Человек — представитель первобытной эпохи — во всем видел жизнь, все предметы и явления мира им одухотворялись. Так сложился анимизм — вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывающее им разум, дееспособность и сверхъестественное могущество.
Со временем способности и возможности человечества растут, меняется хозяйственный уклад: от присваивающего человек переходит к производящему хозяйству. Появляются первые государства. Зарождается цивилизация. Меняется и картина мира. Она приобретает большую системность и упорядоченность, ощущение времени, формируется мифологическое сознание. В этот период формируется мифология Древнего Востока и государств античности.
Мифология Древнего Востока хорошо известна по представлениям обществ Древнего Египта и Шумера. Здесь существовал целый пантеон богов, каждый из которых являлся «ответственным» за определенную сферу, категорию природных явлений или человеческой деятельности. Среди них постепенно выделяется один, обладающий выдающимися способностями и качествами. В определенные моменты истории он начинает претендовать на абсолютное главенство среди прочих божеств. Появление пантеона богов, формирование между ними определенных отношений, иерархии, часто трактуемых как отношения господства и подчинения, отразили изменения в структуре общества и представлениях о мире. Отныне отношения внутри общины экстраполируются на природный мир, а не наоборот, как это было раньше. Человек, наконец, выделяет свою активную преобразующую роль, что выражается в антро-поморфизации религиозных представлений. Египетские боги, к примеру, изображались с телом человека и головами различных животных. Последнее можно считать не только отголоском предыдущих верований, но и просто способом иллюстрации характера, отдельных черт того или иного божества.
Усложняются представления о потустороннем существовании души, вследствие чего в сознании человека расширилось понимание пространства и времени. Упорядочение, иерархизация иногда чрезвычайно раздувшегося (как в Шумере) пантеона богов, постепенная схематизация их изображения, отвлеченные размышления о внеопытных явлениях (загробном мире, мире богов) говорят о развитии абстрактного мышления. Таким образом, категории пространства и времени в сознании человека расширяются, приобретают многогранность. В восточной мифологии появляется представление о зле и его борьбе с добром, между тем как античная мифология постулировала принцип гармоничности и завершенности мира. Важное значение приобретает слово, которое понимается и как обозначение явления, и как знание, и как процесс познания, и как специфическая форма существования явления. При этом представление о космосе как структурированном упорядоченном мире ограничивается пределами обитания общины. За этими пределами мир обращается в ничто, то есть, в хаос. Хрестоматийным примером является представление древних греков о том, что корабль, уйдя в море за пределы видимости, исчезнет совсем.
Пространство в мифологическом мышлении становится шире и многограннее, время обретает более сложный ритм, возвращаясь к истоку и становясь цикличным. Мир поэтому мыслится бесконечным. От выделения частей мира в период первобытных культов человечество перешло к синтезу этих частей и созданию цельной гармоничной и завершенной картины мира. В предыдущую эпоху человек осваивал пространство, теперь он стал осваивать время.
На смену мифологии приходят более сложные религиозные учения. Так, в VI — V вв. до нашей эры в Индии зарождается буддизм. Согласно этому учению жизнь человека неизменно представляет страдание. Страдание является следствием нескончаемых и все возрастающих желаний человека, которые невозможно удовлетворить. Окончательное и бесконечное блаженство приходит лишь с достижением нирваны (просветления). Нирвана понималась как освобождение от бесконечной цепи перерождений и растворение в космосе. Перерождения происходят вследствие постоянного потока сцепляющихся в разные формы элементарных частиц материи и сознания — дхарм. Нынешняя жизнь человека обусловлена всем комплексом его предыдущего существования, или кармой. Все в этом мире обречено на бесконечную и бессмысленную цепь перерождений (сансара). Будда провозгласил «срединный путь» достижения нирваны — отказ как от крайностей аскетизма, так и от самообмана прелестями данного мира, который считался иллюзорным. Пространство в буддизме еще более расширилось, охватив мир элементарных невидимых частиц, однако эта реальность стала зыбкой. Время сохранило цикличность и бесконечность.
Конфуцианство трудно назвать религией в полном смысле этого слова. Зародившись как комплекс морально-этических представлений, оно было впоследствии сакрализова-но и получило статус официальной идеологии. Данное учение имеет вполне реального основоположника — это Кун-цзы, или Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.). Конфуций создал концепцию «жэнь», человеколюбия. Она выражалась через преданность государю — «чжун», верность долгу — «и», сыновнюю почтительность — «сяо», великодушие — «куань» и ряд других положительных характеристик. Идеалом Конфуция был «цзюнь-цзы» — «благородный муж». Высшей силой конфуцианство представляло Небо, которое определяет судьбу человека. Конфуцианство проповедовало строгий, освященный традицией иерархический порядок, согласно которому младший по возрасту и положению должен подчиняться старшему, а старший, в свою очередь, должен заботиться о младших.
Необычным, весьма интересным явлением в истории человечества является иудаизм. Появление этой религии связывается с кардинальной перестройкой представлений человека о мире и своем месте в нем. Отныне выстраивалась прямая и непосредственно связующая вертикаль между человеком и высшей силой, Богом. Судьбы всего мира становились подвластными только ему, а человек оказывался на втором, после Бога, месте в мире. Мир меняет свою структуру. Из ограниченного он становится бесконечным, в согласии со всеобъемлющим могуществом Бога. Из относительно аморфного и сферического — четко выстроенным по вертикали. Из подвластного желаниям человека через магию — подвластным лишь Богу и благоприятствующим человеку в соответствии с мерой его веры в бога и бого-угодностыо его поступков.
Следующим этапом в развитии человеческого мировоззрения стало христианство. Оно символизировало кризис античных представлений о мире, утверждая новое понимание мироустройства. В чем заключаются отличия христианства от предшествующих религий? Во-первых, в христианстве существует лишь один Бог, в противоположность поли-
теизму античного мира. Во-вторых, он предстает абсолютным властелином и творцом мира, в отличие от олимпийских богов, олицетворявших отдельные природные силы, и подвластных абсолютной гармонии Космоса. Бог в христианстве отделен от мира, являющегося лишь его творением, и наделен сверхъестественными способностями. И, наконец, этот же Бог создал и самого человека как вершину своего творения, создал его по своему подобию, поставив человека выше всего остального мира, наделив его уникальной способностью к творчеству.
Появление таких представлений означало окончательный отрыв человека от природы, а также обособление индивидуума от коллектива. На арену мировой истории выходит Личность.
Но меняется и сам мир. Время перестает быть цикличным. Согласно нормам христианства, все имеет свое начало от момента сотворения Богом и конец, обозреваемый в будущем как Страшный Суд. Человек стал поистине песчинкой в этом мире, но при этом самой значительной и «выдающейся» песчинкой.
Культурное наследие древних цивилизаций.
Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдающихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.
«у лее к началу эпохи Древнего Царства в Египте возникает письменность, получившая название иероглифической (от греч. hieros — «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различных целях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.
Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирамидами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальницами царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаными гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирамиды, построенные фараонами TV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высота самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семц чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пирамиды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраивавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Нового Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созданы также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается монументальностью и необычайным богатством отделки.
Скульптура Древнего Египта также являлась тесно связанной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их располагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашивали: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скульптура Египта достигла в эпоху Нового Царства.
Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности — клинописи, которая не была звуковым письмом, а содержала иде-
ограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи — произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распространенными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.
Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отличавшееся применением высоких платформ. Храмовые башни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить аккадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.
Одним из самых величественных городов древней Месопотамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазированным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.
Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство произведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий человека и неизбежности смерти.
Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III — П тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические произведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей — дорического и ионического. Дорический стиль — строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.
Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за^ нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.
Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.
Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некоторые произведения, созданные древнегреческими драматургами, до сих пор занимают важное место в репертуаре современных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 822;