Социальная структура обществ Древнего мира.
Социальная структура Древнего Востока. Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью. Ниже его располагались знать, жрецы, высшие чиновники. Многочисленный аппарат чиновников следил за управлением и функционированием государства. Воины, служащие в составе постоянной армии, обеспечивали внутренний порядок в тюсударстве и его защиту от внешних врагов.
Основную часть общества составляли крестьяне-общинники. Сельская община являлась основной производственной единицей общества, а основной ячейкой общины была большая патриархальная семья. В ходе процесса приватизации появляется имущественное неравенство и, вследствие этого, зависимые категории населения. Зависимость могла выступать в форме долговой кабалы или арендных отношений на землю.
В городах жили торговцы и ремесленники. Ремесленники часто попадали в зависимость, оказываясь в составе государственного или храмового хозяйства. Среди торговцев выделяется привилегированная прослойка купцов, занимающаяся транзитной торговлей с другими странами.
В самом низу общества находились рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военнопленных и лишь позднее долговое рабство. Как уже говорилось, рабство было патриархальным, раб входил в состав большой патриархальной семьи.
На Востоке в качестве организующей общество структуры сложилась система корпораций. Частично этими корпорациями становились уже известные социальные институты (семьи, кланы, общины), частично — новые (касты, секты, цехи). Корпорации на Востоке представляли собой сплоченные и организованные группы населения, имеющие свой устав и свои нормы поведения, отличающие их от других корпораций. Корпорация обеспечивала его члену определенные гарантии защиты от произвола, обычного в восточном обществе. Человек был тесно вовлечен в жизнь корпорации. Обратной стороной этой вовлеченности выступало своеобразное растворение человека в коллективе. Человек осознавал себя, прежде всего, как часть коллектива, а не отдельной личностью, независимой от других.
Через корпорации государству было проще контролировать общество. Государственным чиновникам было достаточно обратиться к главе корпорации, чтобы добиться желаемого.
В Индии сложилась структура общества, отличная от других древневосточных обществ. Индийское общество состояло из варн и каст. О четырех варнах было сказано выше. Со временем четвертая, низшая варна шудр стала повышать свой статус, сближаясь в своем положении с вайшьями, которые соответственно утратили часть своих позиций.
Варны кшатриев и брахманов находились на самом верху индийского общества. Между ними происходила постоянная борьба за власть. Брахманы опирались на непререкаемый религиозный авторитет. Согласно брахманизму — древнейшей индийской религии, брахманы занимают более высокое социальное положение, чем кшатрии. В итоге данное противостояние закончилось в пользу брахманов. Попытка кшатриев заменить брахманизм буддизмом и джайнизмом завершилась неудачей. Вплоть до настоящего времени в Индии доминирует развившийся из брахманизма индуизм.
Согласно представлениям жителей Древней Индии, человек в течение земной жизни не мог выйти из состава своей варны. Но, согласно закону кармы, хорошие и плохие поступки суммировались, и в итоге человек в будущей жизни мог сменить варну на лучшую. Если плохие поступки преобладали, человек перерождался в шудру или животное. Закон кармы приводил к пассивности индийцев в социальной жизни, способствуя их концентрации на нравственном совершенствовании.
Со временем система варн становилась только жестче и разветвленнее. Варны делились на подразряды — касты. Все общество превратилось в строгую систему каст. Вторгавшиеся в Индию завоеватели находили в этой структуре определенное место и вливались в нее как новая каста. Ниже системы каст находились неприкасаемые, находящиеся вне общества и закона, любой контакт с ними был запрещен.
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 751;