Естествознание в Европе
В конце XI в. стали развиваться европейские научные школы.
Первый университет появился на севере Италии в городе Болонья (он существует до сих пор).
В 1999 г. в Болонском университете прошла конференция министров образования стран Европы, где выработали общую стратегию образования в странах Европы и была принята Болонская декларация.
В 2004 году состоялась очередная конференция в Берлине, на которой Россия приняла Болонскую декларацию (всего в организации 43 страны).
В XI – XIII вв. появились университеты во Франции и Англии.
Парижский университет – Сорбонна. Сорбонна – сначала богословская школа и приют для бедных студентов, впоследствии название богословского факультета парижского университета, основана в 1253 году Робером Сорбоном, духовником французского короля Людовика Святого. Вначале школа была рассчитана на 16 человек, по 4 от каждой из наций, имевших более всего представителей среди парижских учащихся (французы, немцы, англичане, итальянцы), но уже очень скоро появилась возможность определить комплект из 36 человек. Не прошло и 50 лет, как репутация Сорбонны затмила многие старые богословские факультеты Европы. Курс обучения был десятилетний, и на последнем экзамене студент подвергался от 6 часов утра до 6 часов вечера нападению 12 диспутантов, которые сменялись каждые полчаса, он же был лишен отдыха и не имел права за все 12 часов экзамена ни пить, ни есть. Выдержавший испытание становился доктором Сорбонны и увенчивался особой черной шапочкой.
В 1792 г. на этой базе образован теологический факультет Парижского университета (теология – наука о религии). Первый ректор этого университета – Буридан.
В ХIII в. в Англии появились Оксфордский, Кэмбриджский университеты (ректор в 2002 г. – Колин Лукас).
В средневековых университетах существовало 4 факультета (3 старших и 1 младший): богословский, юридический, медицинский и факультет искусств.
Клавдий Птоломей | Н. Коперник | Дж. Бруно | Г. Галилей |
Обучение в средневековых университетах было пронизано схоластикой, отвергавшей опыт как источник познания и признававшей только визуальные наблюдения, основанные на ощущениях. Основу схоластики составляли учения Клавдия Птоломея, Аристотеля и Платона. Роджер Бекон – провозвестник опытного естествознания (1250–1324) – в эпоху жестокого средневековья, засилья схоластики, отвергавшей опыт как источник познания, провел в тюрьме 20 лет. По мнению Бекона, наука должна строиться на строгих аргументах и точных опытах, доказывающих теоретические заключения.
Схоластику критиковал родоначальник английского материализма, философ и политический деятель Френсис Бэкон (1561–1626 гг.). Френсис Бэкон был представителем Нового времени, вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость наблюдений для обнаружения истины. Путем, ведущим к знаниям, полагал Бэкон, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Бэкон заложил основу новой науки – экспериментального естествознания.
Индекс (т.е. перечень) запрещенных книг вышел в 1599 г. Основой для запрещения было несоответствие сочинений еретиков и вольнодумцев с представлениями схоластов. Упразднен индекс в 1966 г. Он просуществовал 400 лет.
Система мира К. Птоломея.К. Птоломей представлял картину мироздания так: в центре – неподвижная Земля; вокруг нее движутся 7 планет и Солнце. Все планеты созданы для того, чтобы обслуживать Землю.
Революция в естествознании началась с учения Н. Коперника (1473–1543 гг.), который заменил геоцентрическую систему Птоломея (ее критиковал еще Бируни) на гелиоцентрическую, в которой центром является Солнце.
Коперник наблюдал за звездами в подзорную трубу. Труды Коперника получили поддержку в деятельности Дж. Бруно и Г. Галилея. Дж. Бруно был сожжен на костре инквизиции в 1600 г. на «Площади цветов» в Риме за свои убеждения.
Галилей занимался развитием учения Коперника. Галилей является основателем классической механики (наряду с И. Ньютоном).
Галилей не избежал суда инквизиции. Будучи стариком, он отрекается от своего учения на суде, но до конца своих дней продолжает заниматься этим делом.
Суд над Галилеем (картина итальянского художника Флери) |
Классическая механика изучает движение объектов макромира со скоростями, далекими от скорости света в вакууме.
В классической механике рассматривается принцип дальнодействия: взаимодействие тел распространяется через пустое пространство мгновенно. Кроме того, рассматривается принцип преобразования движений (или принцип относительности, или принцип инвариантности): законы физики имеют одинаковую форму во всех инерциальных системах отсчета.
Весь мир делится на три вида объектов:
Классическая механика | Квантовая механика (квант – порция энергии) | |
Мегамир | Макромир | Микромир |
Вселенная, галактики, (скопление 109 – 1012 звезд) | звезды, планеты и т.д., пылинка | элементарные частицы (неделимые), молекулы, атомы |
Это деление условно, т.к. макро- и мегамиры состоят из атомов и молекул.
Большой вклад в развитие естествознания и культуры внес Леонардо да Винчи (1452–1519) – физик, конструктор, архитектор, мыслитель, художник.
Он сконструировал подводную лодку, парашют, летательный аппарат (рис. 8, 9). Леонардо да Винчи известен как хороший изобретатель фортификационных сооружений (оборонительных сооружений).
Существует гипотеза: на знаменитой картине Леонардо «Мона Лиза» художник нарисовал свое лицо (французские ученые доказали это с помощью компьютерной графики).
Рис. 8 | Рис. 9 | ||
Проекты геликоптера и парашюта Леонардо да Винчи (копии его личных рисунков) | |||
Как свидетельствуют его современники, Леонардо да Винчи хотел открыть математические соотношения красоты, использовал в своих произведениях золотое сечение (другие названия: божественная пропорция, золотая середина, золотой прямоугольник).
Отношение длины к ширине золотого прямоугольника должно быть равно 1,618033989 (число «ФИ» в сокращении 1,618). Итальянский математик Фибоначчи (1170–1250, родился в Пизе) открыл бесконечный ряд чисел: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, …, в котором каждое новое число является суммой двух предыдущих, отношение последующего к предыдущему (после 3) равно «ФИ».
Рис. 10. Механистическая картина мира
На основе представлений древних ученых и последующих представлений средних веков полностью сложилась механистическая картина Мира (рис. 10).
В рамках данной картины все События и Перемены были взаимосвязаны и взаимообусловлены механическим движением, и это связано с механистическим детерминизмом в концепции Лапласа.
Детерминизм (лат. determine – определяю) в краткой интерпретации означает, что, если известны начальные условия системы, можно, используя законы природы, предсказать ее конечное состояние.
Случайность – это явление, причина которой пока неизвестна.
Жесткую причинно-следственную связь событий критиковал еще Эпикур. Этическую неприемлемость концепции детерминированного движения атомов Эпикур выразил словами «Смерть не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, Смерть еще не существует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».
Развивая учение Детерминизма, Эпикур заявил, что атомы различаются по массе и это было подтверждено после открытия системы Д.И. Менделеева, и в отличие от Демокрита он считал, что атомы движутся по строго заданным траекториям, и поэтому все в мире предопределено заранее. Эпикур полагал, что движение атомов в значительной степени случайно, и, следовательно, всегда возможны различные варианты развития событий.
Дата добавления: 2016-01-07; просмотров: 1385;