Необходимость и случайность

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Философский де­терминизм имплицитно предполагает существование объективной не­обходимости. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регуляр­ной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерно­сти. Одновременно в любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию в мире случайности. Необ­ходимость — это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Пример — развитие организма человека, про­хождение человеком нескольких последовательных стадий. "Необходи­мость" это то, чего нельзя обойти, что "не-обойти" ("не-обходить"). Случайность же — то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Важным вопросом философского детерминизма является вопрос об объективном познавательном статусе категории случайности. Суть про­блемы заключается в следующем. Если принимать принцип причин­ности, что для концепции философского детерминизма обязательно, то и случайные явления следует считать причинно обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является необходи-


мость, следовательно, случайность тоже необходима и объективное противопоставление необходимости и случайности лишается смысла.

В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации: или случайность выводилась за рамки действия принципа детерминиз­ма и постулировалось объективное существование абсолютной случай­ности как ни чем не детерминированного события, явления, процесса, или случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа детерминизма, второе — к лишению категории случайности объектив­ного познавательного значения.

Но каким бы соблазнительным ни выглядело предложение отка­заться в рамках детерминистского учения от объективного существо­вания случайности, в конечном счете оно ведет к абсурдным выводам.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер, то случайности действительно не остается места в науке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда свыше. Как было показано ранее, и необходимость причинного обусловливания, и необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или от­сутствие которых не всегда определяется необходимостью. Эта пред­посылка лежит в основе познания наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию окружаю­щего мира. Смысл экспериментальной деятельности ученых заключа­ется в создании таких условий, в которых исследуемая причинная связь или закон проявляет свое действие с необходимостью. В равной мере человек использует в своей деятельности знание законов, варьируя условия их действия. Необходимость относительна. Говоря о необхо­димости того или иного предмета, процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписывая относитель­ный характер необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям. Одно и то же выступает как необходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной этого отношения выступают условия, совокупность различного рода факто­ров, влияющих на процесс детерминации.

При такой трактовке относительного характера необходимости и случайности существует опасность релятивизма. Может показаться, что различение необходимого и случайного событий определяется выбором


круга условий, который осуществляет субъект. Однако это не так. Сами условия существования того или иного предмета или процесса форми­руются объективно и тесно связаны с формированием внутренней сущности изучаемого явления. Материальные предметы, процессы, явления представляют собой определенные системные образования, относительно отграниченные друг от друга. Совокупность внутренних связей, лежащих в основе таких образований, как бы противостоит совокупности внешних связей, посредством которых одни материаль­ные образования связаны с другими. Внешние связи и выступают в виде условий, в которых реализуются внутренние существенные связи.

Обращение к понятию условия является одним из путей обоснова­ния объективного существования случайности. Другой путь обоснова­ния объективного существования случайности был предложен Г. В. Плехановым. Он отмечал, что случайность возникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономерно обусловлен­ных цепей или линий существования различных объектов. Необходи­мой является и последовательность событий, обусловленных внутренними закономерностями данного предмета. Такая последова­тельность образует линию его существования. Пересечение внутренне необходимых линий существования двух или более различных объектов в одной точке порождает случайность.

Если два человека встречаются в определенном месте, не догова­риваясь о такой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, а могла и не быть. С другой стороны, если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется интересами этих людей, то она является необходимой. Другим примером могут служить несчастные случаи: производственные травмы, дорожные аварии и т.д. Так, организация производственного процесса включает правила техники безопасности, соблюдение которых исключает травматизм. Относительно этих правил несчастный случай на производстве не является необходимым, и если он происходит, то в силу случайного стечения обстоятельств. Объяс­нения существования случайности вариациями условий и пересечени­ем необходимых линий существования не противоречат друг другу, а в известной мере совпадают. Например, дорожная авария выступает одновременно как результат пересечения двух независимых необходи­мых линий существования транспортных средств, но непосредственно дорожное происшествие возникает как результат возникновения не­предвиденных обстоятельств или условий: поломка ходовой части или рулевого управления, отказ тормозов, переход пешеходом дороги в неположенном месте, потеря водителем сознания в силу болезни и т. п.


Все эти условия являются внешними по отношению к правилам дви­жения и законам, по которым создается и эксплуатируется транспорт­ное средство.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий. Случайными являются изменения в наследст­венной структуре организмов, ибо они определяются действием многих факторов, непосредственно не связанных с жизнедеятельностью. Слу­чайным является выпадение той или иной стороны монеты при броса­нии, поскольку исходные условия бросания монеты определенным образом варьируются.

Соответственно к необходимым относятся такие события, которые вытекают из существенных связей и которые осуществляются в ста­бильных условиях. Необходимым является движение планет по неиз­менным орбитам; оно определяется действием законов, изучаемых небесной механикой: внешние условия движения планет относительно стабильны. К необходимым событиям относят также наследование организмами их видовых свойств. Этот процесс обусловлен действием законов, изучаемых генетикой. Механизм наследования также относи­тельно независим от действия внешних условий.

Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является законо­мерным.

В связи с сосуществованием случайных и необходимых явлений следует обратить внимание на утверждение: "Наука — враг случайно­сти". Если понимать эту формулу в том смысле, что наука не должна интересоваться случайностью, то эта формула безусловно ложна и не соответствует практике научного исследования. Интерес науки к изу­чению случайных явлений и процессов возрастал в геометрической прогрессии начиная с XVIII в. Для исследования случайных процессов были выработаны специальные, так называемые вероятностно-стати­стические методы исследования, которые широко используются в физике, биологии, социологии, в других науках. Однако если эту формулу понимать как отрицание существования случайности абсо­лютной, не связанной с необходимостью и не подчиняющейся прин­ципу причинности и закономерности, то такая случайность действительно исключается наукой.

Цель научного исследования случайных процессов и явлений за­ключается в том, чтобы за случайностью обнаружить необходимость, причинную обусловленность, закономерность. Поэтому для диалекти­ческого детерминизма важно не только обоснование объективного


существования случайности, но и выявление связи случайности и необходимости.

* * *

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайно­стью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.

Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде.

Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе до­рогу через массу случайностей. Так, общественный прогресс, подчиня­ясь необходимым законам, осуществляется через массу случайных отклонений, которые могут приводить и к попятным движениям. По отношению к общему прогрессу научного познания открытие неэвк­лидовой геометрии именно Лобачевским было случайным событием, но само это открытие было с необходимостью подготовлено всем ходом развития геометрии в конце XVIII — начале XIX в. Именно поэтому независимо от Лобачевского неэвклидова геометрия была открыта также Больяи и Гауссом. Все примеры так называемых параллельных научных открытий обнаруживают их внутреннюю необходимость.

В тех случаях, когда мы имеем дело с динамическими закономер­ностями, случайность также оказывает свое действие. Так, траектория полета снаряда однозначно определяется исходными условиями и законами динамики. Теоретически действие случайностей здесь иск­лючено. Но реальная траектория полета снаряда всегда отклоняется от расчетной в силу действия таких случайных факторов, как состояние атмосферы (ветер, температура, давление). В итоге снаряд летит по траектории, которая отклоняется от расчетной, и в этой траектории результируется как действие начальных условий и законов динамики, так и действие случайных факторов.

Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнения необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытие существенных и необхо­димых связей предмета, определяющих его существование. Познание сущности и закона одновременно является и познанием общего, того, что характеризует целый класс однородных явлений. Но каждый пред-


ставитель этого класса наряду со всеобщими имеет и индивидуальные черты, возникновение и проявление которых определяется случайно­стью. Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том олучае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование дополнять знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей науки, как геология, биология, история. Так, пони­мание процесса зарождения жизни на земле должно базироваться на знании общих и необходимых закономерностей эволюции и возникно­вения новых структурных уровней существования материи. Но посколь­ку мы говорим о происхождении жизни в земных условиях, которые являются относительно уникальными, важно знать также и конкретные условия, существовавшие на Земле в период зарождения жизни, а они были в значительной мере случайными по отношению к общим законам эволюции материи. Равным образом и в гражданской истории изучение того или иного исторического периода базируется на знании общих законов зарождения, эволюции и смены общественных формаций; но на ход истории в равной степени оказывают влияние физиологические и личностные особенности исторических деятелей, климатическое ус­ловия, географическая среда и т.д. По отношению к общему ходу истории они имеют случайный характер, но они в равной степени важны для понимания тех конкретных изменений, которые происхо­дили в развитии человеческого общества.

Еще одна черта, характеризующая диалектику необходимости и случайности, связана с процессом их превращения друг в друга в ходе развития и эволюции материальных систем.

Эволюция видов в органической природе осуществляется на базе случайных изменений, происходящий в генетических структурах от­дельных организмов. Эти изменения являются случайными, поскольку детерминируются теми внешними условиями, которые относительно безразличны для организма. В ходе естественного отбора полезные для жизнедеятельности организма изменения закрепляются и со временем становятся его видовыми признаками. Тем самым из случайных они превращаются в необходимые.

Этот механизм превращения случайных признаков в необходимые видовые признаки крайне сложен и изучается в рамках так называемой синтетической теории эволюции. Весь эволюционный процесс под определенным углом рассмотрения может быть представлен как после­довательность превращения случайности в необходимость и обратно. То же можно сказать об исследовании процесса зарождения жизни. Существуют различные точки зрения на роль необходимости и случай-


ности в процессе зарождения живого. Французский биолог Ж. Моно, анализируя проблему происхождения жизни, приходит к выводу о фундаментальной роли случайности в этом процессе. Сам процесс зарождения живого представляется ему как цепочка случайных, мало­вероятных событий. Случайность в его концепции приобретает абсо­лютный характер и отрывается от необходимости. Бельгийские ученые И. Пригожий и Г. Николис, анализируя физико-химические основания возникновения живого, показывают, что необходимость возникнове­ния биологических систем коренится в некоторых общих физических законах, присущих нелинейным системам. Опираясь на эти идеи, ученый из ФРГ М. Эйген старается установить связь между случайно­стью и необходимостью в процессе возникновения биологических структур. Он отбрасывает абсолютную случайность как основной фак­тор, детерминирующий становление живого; в его концепции прогля­дывает идея трактовки случайности как формы проявления необходимости, а также идея их взаимопревращения в ходе биологи­ческой эволюции.

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимо­стью и случайностью коренится в самом процессе развития материаль­ных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществив­шийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития. По­тенциально реализация любой из этих возможностей в будущем явля­ется случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необхо­димые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуще­ствляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности. В таком представ­лении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость, и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

§ 6. Возможность и действительность. Вероятность

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взя­тых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике


категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что "действительность есть ставшее непосредственным единство сущ­ности и существования, или внутреннего и внешнего" ("Соч". М.—Л., 1929. Т. 1. С. 238). В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность от­дельного конкретного материального объекта — это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможность это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью. С этой точки зрения развитие представляет собой бесконечный процесс реализации одних возможностей и возникновения новых возможно­стей.

Под возможностью понимается также то, тенденции возникнове­ния и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, то возможность — потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения но­вой действительности, которые уже имеются в наличном бытии. Анто­нимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается зако­номерностями, присущими действительности.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности про­является в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная дей­ствительность возникла как результат реализации ранее существовав­ших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, измене­ния, развития. На этот момент обращал внимание еще Аристотель, когда характеризовал изменение как непрерывный переход возможно­сти в действительность. Признавая диалектическую взаимосвязь этих категорий, научная философия в то же время подчеркивает примат в этой паре категории действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна воз-


можность не охватывает всей действительности. Именно поэтому Гегель характеризовал возможность как "абстрактный момент действительно­сти" ("Соч". Т. 1. С. 240).

Эти две категории, с одной стороны, выступают как категории диалектической концепции развития, с другой — как категории детер­минизма. Весь процесс развития в самом общем виде может быть охарактеризован как процесс зарождения и действительного определе­ния спектра возможностей, дальнейшего сужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего ее превращения в новую действительность. Диалектика возможности и действительности при­дает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всего как саморазвития: действительность через порождение возмож­ностей и их последующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления во времени (разумеется, механизм этого становле­ния может быть понят только на основе действия законов диалектики).

Вместе с тем в категориях возможности и действительности рас­крывается сущность объективного процесса обусловливания, в них выражается закономерный характер процесса становления, конкрети­зируется диалектика взаимосвязи сущности (закона) и явления, необ­ходимости и случайности, причины и следствия.

Связь категорий возможности и действительности с категориями детерминизма проявляется в ряде отношений.

Прежде всего, само определение понятия возможности содержит явное обращение к понятию закона, закономерности, регулярной обус­ловленности: возможно то, что не противоречит законам функциони­рования и развития объекта, что предполагается действующими законами. Отрицание регулярной обусловленности процесса развития и становления делает бессмысленным само понятие возможности.

Имеются разные виды возможностей (существенная и несущест­венная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).

Обратимой возможностью называется такая возможность, с превра­щение которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример — превращение жидкого состояния воды в газообразное. Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действи­тельность становится невозможностью. Пример — смерть человека.

Для понимания существа формальной и реальной, абстрактной и конкретной возможностей важное значение имеют следующие их связи (разграничение предложено А. П. Шептулиным). Первые две соотно­сятся с необходимостью и случайностью, вторые две — с стадиями развития материальной системы. Возможности, которые обусловлены


случайными свойствами и связями, считаются формальными (таковой, к примеру, является выигрыш автомашины в лотерее). Для превраще­ния их в действительность нужно, чтобы "пересеклись" в одной точке не две необходимые линии, что само по себе уже есть, как мы знаем, случайность, но чтобы "пересеклось" в одной точке множество необхо­димых линий. Приведенный в примере "случай" возможен, но вероят­ность его близка к нулю; это скорее даже невозможность, чем возможность. Реальные возможности — это такие возможности, кото­рые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта (пример — возможность созревания овощей на огороде, когда имеются опреде­ленная температура воздуха, своевременное выпадение осадков и т. п.).

Абстрактные возможности — это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие усло­вия; эти возможности могут появиться лишь при достижении матери­альным образованием более высокой стадии развития. Так, в Западной Европе при простом товарном производстве разрыв цепи Д — Т — Д' в течение ряда столетий являлся лишь абстрактной возможностью кризиса этого производства. Лишь после 1825 года, как известно, такое нарушение естественного процесса более чем на столетие определило уже конкретную возможность экономических кризисов. Конкретная возможность — это возможность, для осуществления которой на дан­ной стадии развития материальной системы могут сложиться соответ­ствующие условия.

Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирование определенных условий для реализации одной из возможностей.

Принадлежность категорий возможности и действительности к группе категорий детерминизма проявляется также через их связь с категориями необходимости и случайности. В той мере, в какой воз­можность может превратиться в действительность (а она может и не превратиться), она является случайностью. Но в той мере, в какой возможность имеет объективные предпосылки своего существования в наличной действительности, в объективных тенденциях ее развития, она обладает и необходимостью. На стадии превращения реальной возможности в действительность возможность из случайности превра­щается в необходимость, она как бы теряет случайную компоненту в своей природе. Более того, диалектика возможности и действительно­сти, да и случайности и необходимости в определенных контекстах рассмотрения оказывается пересекающейся. В той мере, в какой слу­чайность является формой выражения и дополнения необходимости,


возможность является формой проявления и дополнения действитель­ности. Эти две пары категорий органически связаны друг с другом. Особенно тесная связь категории возможности с категориями необхо­димости и случайности обнаружилась в дискуссиях по проблемам детерминизма и причинности в квантовой механике.

Для количественной оценки возможности в науке разработано понятие вероятности. В конкретных науках было развито несколько понятий вероятности: классическое, частотное, диспозиционное, ло­гические, математическое и т.д. На базе частнонаучных представлений о вероятности в настоящее время формируется философское понятие вероятности.

Вероятность — это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действи­тельности. Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной действительности.

Для определения степени близости возможности к действительно­сти используется шкала вероятности от 0 до 1 (или, в процентах — до 100%). Вероятность выживания отдельной особи для млекопитающих и птиц — примерно 0,33 (или 33%). Известно также, что взаимодейст­вие "канцероген — вирус — клетка" способно порождать злокачествен­ную опухоль с вероятностью, равной 0,9 (т.е. 90%). Следует отметить, что возможность или вероятность не всегда можно выразить численно с абсолютной точностью. В приведенных и аналогичных фактах нередко применяют слово "примерно". Во многих случаях для практики вообще не требуется это иметь, и тогда применяются выражения типа: "малая вероятность", "большая вероятность" ("менее...", "более вероятно"), "равновероятно". Границы шкалы вероятности, т.е. точки 0 и 1, явля­ются моментами, с достижением которых возможность перестает быть таковой, превращаясь в одном случае в невозможность, в другом — в действительность. Не всякая возможность обязательно осуществляется, но любая возможность содержит в себе определенную степень необхо­димости и, вследствие этого, определенный шанс стать действительно­стью. Вероятность есть степень необходимого в возможном. Возможность с большим основанием имеет соответственно и большую вероятность осуществления. Опора на понятие вероятности придает понятию воз­можности более конкретный операциональный характер и повышает его познавательное и практическое значение.

Для механистического детерминизма процесс изменения и разви­тия выступает как реализации одной единственной возможности, оп­ределяемой к существованию закономерностями механического


движения. В этой концепции все будущие состояния однозначно пред­определены. Все возможное одновременно является и необходимым, подлежащим реализации в действительности. Места альтернативным или нереализуемым возможностям в этой концепции не остается. Процессы изменения и развития имеют однозначно предопределенный, фатальный характер. Возможность и действительность в механистиче­ском детерминизме оказываются как бы тождественными.

В диалектическом детерминизме развитие понимается прежде всего как последовательность определенным образом упорядоченных необ­ратимых качественных изменений. Каждая качественно новая стадия в развитии характеризуется действием новых, качественно специфиче­ских закономерностей. А если это так, то на каждом ключевом этапе развития и эволюции материальных систем возникают и новые воз­можности, определяемые к существованию возникновением новых закономерностей, и дальнейшее развитие идет по пути реализации новых возможностей, возникающих в ходе превращения старых воз­можностей в новую действительность.

Поскольку развитие осуществляется через столкновение противо­положных тенденций, на каждом конкретном этапе развития сущест­вует целый спектр возможностей, из которых не все превращаются в действительность. Реализуются только те возможности, для осуществ­ления которых складываются необходимые и достаточные внутренние и внешние условия, а последнее всегда включает в себя элемент случайности. Поэтому развитие не имеет однозначно определенного, фатального характера. Иллюзия однозначной предопределенности и фатальности возникает только при рассмотрении прошлого, где поря­док событий остается неизменным. Будущее же в силу многообразия возможностей и условий их реализации всегда имеет вероятный харак­тер.

Диалектическое понимание взаимосвязи возможности и действи­тельности имеет большое значение для познавательной и практической деятельности человека. В познании отражается не только действитель­ность, но и те возможности, которые в ней коренятся. Именно знание возможностей и условий их реализации придает человеческому позна­нию предсказательный, прогностический характер, что в свою очередь позволяет науке опережать практику и объяснять целеполагающий характер человеческой деятельности. Мера познания объективных воз­можностей и условий их реализации прямо пропорциональна мере познания объективных законов действительности, ибо только в отно­шении к законам можно выявлять объективные тенденции развития материальных систем.


Сама практическая деятельность человека, направленная на преоб­разование действительности, может базироваться лишь на знании и правильной оценке возможностей, тенденций развития и изменения материальных систем. Ведь человек может достигать поставленных перед собой целей только соразмеряя их с объективными возможно­стями и создавая в ходе практической деятельности такую совокупность условий, при которой реализуются желательные возможности.

Известный афоризм гласит: "Политика есть искусство возможного". Секрет этого "искусства" и заключается в умении путем целенаправ­ленной деятельности создать такие условия, в которых нежелательные возможности теряли бы свой реальный характер и не могли превра­щаться в действительность, а желательные возможности приобретали бы реальный характер и превращались в действительность.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 2574;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.