Культура Древнего Рима
Римская культура, начало формирования которой относится к первому тысячелетию до н.э., важнейшая часть цивилизации Античной Европы, в целом продолжила греческие традиции. Римляне были хорошо знакомы с достижениями своих великих предшественников и многое и с удовольствием у них перенимали. Заимствования прежде всего касались религии. Римляне восприняли основных греческих богов, дав им, однако, новые имена. Так, греческий Зевс стал у римлян Юпитером, Гера — Юноной, Посейдон — Нептуном, Афродита — Венерой. Заимствовали римляне и всю древнегреческую мифологию, так и не потрудившись придумать о богах новые легенды.
Впрочем, кроме богов, имеющих греческое происхождение, у римлян были и свои местные боги. Одним из главных был Двуликий Янус, бог времени, начало всех начал, чье имя осталось в названии первого месяца года — января. Популярной была богиня разума — Мента; одной из наиболее почитаемых была богиня Веста, покровительница римского государства. Культ Весты обслуживали весталки — жрицы, обладавшие правом отменять любое наказание преступнику, в том числе смертную казнь. Были добрые домашние боги — Пенаты, хранители семьи и домашнего очага, и Лары, хранители дома. Римляне считали, что когда семья навсегда покидала свое жилище, Лары оставались в доме, а Пенаты следовали за своими хозяевами. Поклонялись Манам — добрым душам умершим, боялись Лавров и Лемуров— душ умерших, не нашедших себе покоя из-за собственной вины или нанесенной им обиды. Верили в существование индивидуальных богов, «приставленных» к каждому человеку — Гениев для мужчин и Юнон для женщин. Эти личные божества сопровождали человека от колыбели до могилы. Итак, в Риме было много богов, и за каждым была «закреплена» своя сфера деятельности. Многобожие, а также присущее римлянам стремление к четкости и порядку, а также удобству и комфорту привели к тому, что были составлены таблицы богов с точным указанием функции каждого, а также дней в году, им посвященных. В эти дни в честь данного бога устраивались праздники и приносились жертвы.
В отношении жертвоприношений римляне занимали жесткую и прагматичную позицию: Божество могло рассчитывать только на те «дары», в которых были не заинтересованы сами люди; поэтому в качестве жертвы богам доставались лишь кожа, кости и внутренности. Итак, римская религия, в основных чертах похожая на греческую, была гораздо более прагматична.
В первые века н.э. в Риме произошли кардинальные перемены в сфере религии. С Востока, из Палестины, пришло христианство; несмотря на суровые преследования его сторонников, оно быстро распространилось в римской общине. В конце 4 в. н.э. христианство было объявлено государственной религией в Риме; христианство выходит за границы государства и начинает победное шествие по Европейскому континенты.
В литературе достижения римлян относятся прежде всего к поэзии, представленной знаменитыми именами Катулла, Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала, произведения которых вошли в сокровищницу мировой литературы. Кроме того, развиты были ораторское искусство (Цицерон), комедия (Плавт, Теренций), роман (Петроний, Апулей).
В римском искусстве, как и в искусстве Древней Греции, главная роль принадлежала архитектуре. Римляне заимствовали греческую ордерную систему, а также широко использовали арки, купола, пилястры.
Римский форум, строители неизвестны, 6 — I вв. до н.э. Италия, Рим
Наряду со строительством храмов, большое внимание в Риме уделялось строительству сооружений, выполнявших практические функции. Так, большой популярностью пользовались термы — общественные бани, полы в которых подогревались, имелись бассейны с теплой и холодной водой, парильни, залы для занятий спортом, отдыха и дискуссий. В первом веке н.э. в Риме был создан театр Колизей, вмещавший до 50 тысяч зрителей. Он служил для гладиаторских боев, театральных и цирковых представлений.
Колизей, зодчий Гавденций, 75-80 годы н.э., Италия, Рим
Римская наука, как и прочие сферы культуры, в основном опиралась преимущественно на греческие достижения и ориентировалась на практические нужды. Римляне первыми в мировой истории изобрели бетон и стали использовать его в строительстве зданий и сооружений. Они научились возводить надежные мосты и великолепные прямые дороги; и сеть римских дорог легла в основу транспортной системы Европы. Виднейшим представителем не только римской, но и всей античной техники является Витрувий (1 в. до н.э.), автор трактата «Десять книг об архитектуре», где рассмотрены градостроительные, инженерно-технические и художественные вопросы, обобщен опыт греческого и римского зодчества и дан подробный анализ разнообразных технических строительных приемов.
Среди других наук особое развитие поучили история (Тит Ливий, Тацит, Саллюстий), агрономическая и экономическая мысль (Катон, Варрон, Колумелла), а также созданная именно в Риме юриспруденция. Основными принципами римского права были неприкосновенность личности, защита частной собственности и свобода как высшая фундаментальная ценность. Каждый свободный римлянин должен быть готов встать на защиту свободы - «при защите свободы нет частных лиц», говорили они. Римляне, лучшие воины древнего мира, больше всего ценили в людях справедливость, стойкость, мужество, верность. Именно римлянам принадлежит заслуга в формировании основополагающих для современного общества понятий гражданство, право, законность.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 691;