Географическое районирование
Исследование любой территории (например, страны) неизбежно приводит к установлению территориальных различий «от места к месту». При этом каждое явление (природное или социально-экономическое) занимает не всю территорию, а некоторую ее часть – ареал. Внутри ареала оно может охватывать его практически сплошь (континуально) или только отдельные части, т. е. дискретно.
Разделение территории (акватории) по какому-то признаку (явлению, условию) и степени его выраженности или по сочетанию признаков и есть пространственное дифференцирование, т. е. районирование в широком смысле. Следует иметь в виду, что такое дифференцирование всегда объективно, так как исходит из наличия или отсутствия количественного выражения какого-либо признака.
Районирование – это универсальный метод упорядочения и систематизации территориальных систем, широко используемый в географических науках. Районирование как метод имеет большое значение для решения задач территориального управления и районной группировки, для административного деления и т. п. По мнению Ю. Г. Саушкина, выделение и описание районов является критерием теоретической зрелости и практической значимости географической науки. Существует много способов районирования, основные из которых – картографический, статистический, математический, комплексный и др. Сущность процессарайонирования заключается в выявлении своеобразных территориальных образований и их границ в пространстве.
Остановимся на содержании понятий «район», «географический район». Район – основная категория в географии, отражающая как дифференциацию пространства, так и процессы территориального комплексообразования, являясь таким образом критерием географичности исследований и атрибутом географического мышления. В самом широком понимании район – это территория, выделенная по совокупности каких-либо взаимосвязанных признаков или явлений, а также таксономическая единица в какой-либо системе территориального членения.
Географический район – целостная территория (акватория), характеризующаяся, как правило, общностью генезиса взаимосвязанностью компонентов географической оболочки и элементов ландшафта или общественного воспроизводства (эти характеристики отличаются от наблюдаемых на соседних территориях).
В силу особенностей географического положения и, главным образом, сочетания различных компонентов и элементов на данной территории общие закономерности проявляются в пределах района в специфических формах, отличающихся относительной устойчивостью и придающих всему сочетанию характер системы. Внутренние (внутрирайонные) взаимосвязи и взаимодействия района отличаются от внешних (межрайонных) большей устойчивостью и интенсивностью. Как правило, интенсивность свойственных какому-либо району процессов (особенно району узловому) максимальна на одном из участков (ядро) и убывает к периферии, зачастую не позволяя четко ограничить территорию района. Иногда таких ядер обнаруживается несколько, что свидетельствует об усложнении структуры, образовании пространственных сочетаний более низкого иерархического порядка – подрайонов.
Район однородный (гомогенный) – ареал, в каждой точке которого районируемый объект или явление (например, почвы, ландшафт, направление сельского хозяйства) характеризуется одним и тем же признаком или набором признаков. Район однородный изображается на карте способом качественного фона.
Район узловой (нодальный) – ареал с центром (ядром), собирающим или разделяющим потоки (вещества, энергии, информации). Районы узловые возникают главным образом в результате разделения пространства между производственными, социальными, культурными и другими предприятиями и учреждениями, административными и государственными органами (государства, территориально-политические единицы, земельные владения; районы тяготения к городам, портам, железнодорожным станциям; участки почтовых отделений, поликлиник). Границы района узлового, выявленного по преобладающим потокам, проводятся там, где связи с собственным центром становятся слабее, чем с соседним.
Районообразование – процесс возникновения устойчивых пространственных сочетаний элементов ландшафта (природное районообразования) или элементов общественного воспроизводства (экономическое районообразование) с высокой интенсивностью внутренних взаимосвязей и взаимодействий. Районообразование – проявление неоднородности географической оболочки, хорологически неодинаковой интенсивности взаимодействия ее различных элементов. Районообразование может и не охватывать всю территорию, тогда как административное районирование требует деления территории «без остатка». В таком случае к району волевым путем (чаще всего по признаку территориальной смежности) присоединяют пустые, «резервные» с точки зрения развития районообразующего процесса, территории. Таким образом, административно закрепленный экономический район может вовсе и не обладать целостностью экономической (а только территориальной).
В отличие от процесса районообразования районирование характеризуется постановкой цели, оно может осуществляться для выявления объективно существующих районов, регионализации социально-экономической политики, в интересах управления и т.п. Результатом районирования является сеть (сетка) районов, которая отражает иерархичность пространственных систем. При этом как районы одного уровня, так и иерархическая цепочка районов разных уровней должны отвечать заранее заданным типологическим и классификационным характеристикам.
Районирование – это метод членения исследуемой территории на такие таксоны, которые отвечали бы, по крайней мере, двум критериям – критерию специфики выделяемых территориальных ячеек и критерию взаимосвязанности насыщающих их элементов.
Районирование пространственно-временное типологическое – объединение объектов внутренне разнородных, но обладающих какими-либо общими признаками, выбираемыми в соответствии с целью районирования, и отграничение от них объектов, не обладающих этими признаками. Между соседними объектами по установленному признаку должна быть разница не меньше произвольно выбранной ступени неразличимости.
Методология районирования – «учение о принципах построения, формах и способах научного познания, ставящего своей целью членение географического пространства на таксоны и выявление закономерностей пространственной дифференциации природных, демографических и хозяйственных геосистем. Рассматриваются также особенности применения в районировании общенаучных и общих методов».
Обобщение данных естествознания и обществоведения с позиций монизма привело А. Ю. Ретеюма к выводу, что мир состоит из сложных объектов, имеющих один и тот же концентрический план строения, подобный архитектонике нашей планеты. Эти материальные, материально-идеальные и идеально-материальные образования он предложил называть хорионами – пространственно-временными ячейками (от греч. chorion – страна, местность, край, пространство, промежуток времени)[3].
В ходе физико-географических исследований найдены многочисленные территориальные и акваториальные сочетания компонентов живой и неживой природы (урочища, ландшафты и т. д.), приуроченные к определенным массам минерального вещества с характерным рельефом.
Способность отдельных вещественно-энергетических начал упорядочить вокруг себя среду может, очевидно, рассматриваться как закон, однако статус конкретных централистических форм в литературе не установлен.
Феномен территориального расслоения в хозяйстве впервые подробно рассмотрен И. Г. Тюненом, установившим наличие земледельческих зон вокруг рыночных центров. Опыт хозяйственного строительства в нашей стране позволил сделать Н. Н. Колосовскому вывод о формировании на базе источников сырья и энергии территориально-производственных комплексов – скоплений предприятий, связанных с ними по вертикали и по горизонтали. Объединения городов с зависимыми от них поселениями и окружающими угодьями со времен П. Видаля де ла Блаша известны как узловые районы. Порядок влияния и взаимовлияния городов воспроизводит теория центральных мест В. Кристаллера и А. Лёша.
Можно констатировать универсальность структуры и организации образований, наделенных центром, который играет двоякую и троякую роль: начальной основы, упорядочивающей сердцевины и конечной вершины.
Знакомство с центральной частью любой реальной системы раскрывает концентрическое строение, обусловленное центростремительными и центробежными тенденциями.
С помощью понятий тела, россыпи, поля, волны, огня, знака или идеи удается развить монистическую установку до уровня методологии анализа и синтеза хорионов. А. Ю. Ретеюм назвал ее архизмом (от греч. arche – начало). С позиций архизма хорионы рассматриваются как нуклеарные, т.е. ядерные, системы. Функции ядра – очага и фокуса в этих системах – выполняют тело, россыпь, поле, волна, огонь, знак или идея. Здесь сосредоточены относительно большая масса, энергия и (или) информация, ядро окружено более или менее сплошными оболочками и связано с разветвленными субсистемами, т. е. подчиненными хорионами.
Все вышесказанное суммирует схема процесса монистического изучения действительности. Меняя пространственно-временные границы монистического исследования, можно видеть, как материя течет и изменяет форму тех или иных хорионов под действием электромагнитного и гравитационного полей Солнца, Земли и Луны.
Можно заключить, что географическое пространство, образованное геосистемами разного рода, континуально с элементами дискретности.
На земной поверхности размещены геосистемы многих групп. И каждая из них имеет определенную область распространения. Специальное изучение закономерностей размещения таксонов геосистем приводит в совершенно иную плоскость географическую проблему районирования. Выделение ареалов и их описание – задача районирования с системной точки зрения.
Ареалы могут быть простыми и сложными в зависимости от того, сколько видов, родов или типов геосистем мы совместно рассматриваем. Несмотря на то, что людей всегда интересует довольно узкий круг природных свойств, существует необходимость в анализе простых и сложных ареалов. Это объясняется практической потребностью учета качеств как однородности, так и разнородности пространства при планировании деятельности, в особенности строительства, сельского и лесного хозяйства. Знать первое нужно для выбора площадных границ распространения какого-либо одного действия, например посадки деревьев, второе – для территориальной (реже – акваториальной) привязки сочетаний действий, например мелиорации земель. Строгий учет конкретных условий повышает эффективность труда, обеспечивает стабильность его результатов.
Одни группы геосистем имеют глобальное распространение, другие – региональное, некоторые узко локализованы в своем распространении. По очертаниям среди ареалов можно выделить сплошные, островные и единичные области. Различаются по крайней мере десять типов форм ареалов: площадная (когда распространение бывает и сплошным, и островным), линейная, древовидная, сетевая, кольцевая, полосчатая и др. Каждый тип ареала, как правило, характерен не для всех категорий геосистем.
Анализ распространения геосистем неизбежно превращается в исследование генезиса того или иного ареала. Обнаруживается, что сплошным ареалом часто обладают геосистемы, получающие питание от крупных монолитных тел или обширных полей. Островные ареалы присущи геосистемам, связанным с различными пространственно разобщенными началами, как ныне действующими, так и недействующими.
По происхождению ареалы бывают монофакторными и полифакторными. В первом случае мы имеем дело лишь с одним условием распространения геосистем определенной группы. Ясно, что настоящий монофакторный ареал – это по существу проекция на плоскость однородных составляющих более крупной системы, ядро которой и выступает в роли общей причины размещения. Во втором случае размещение геосистем контролируется совокупностью условий, но при выяснении обстоятельств формирования ареала всегда или почти всегда обнаруживается ядро объемлющей геосистемы, которая обусловливает местоположение порождаемых ею подсистем.
Знание происхождения геосистем важно при исследовании их распространения. На известном этапе оно позволяет подняться до отражения парагенетических ассоциаций.
С позиций теории нуклеарных (ядерных) геосистем (Ретеюм, 1988) цель районирования заключается в выделении однородных, точнее изотропных в заранее известном отношении территорий или акваторий. Понятие изотропности в данном контексте не означает совершенного подобия свойств всех точек ограничиваемого региона. Подразумевается определенная близость характеристик региональных элементов, каждый из них при ближайшем рассмотрении оказывается анизотропным, разнокачественным.
Таким образом, районирование должно отражать феномен однородности –разнородности. Последовательность операций здесь следующая: выбор геосистем → установление нужных признаков → классификация → нахождение областей распространения отдельных групп.
В географии, и прежде всего в физической, разработаны многоступенчатые схемы соподчиненных районов. Признавая их научное значение (они по-своему воспроизводят сложность устройства природы Земли), следует, тем не менее, отметить их противоречивость, объясняющуюся нечеткостью исходных принципов (смешение процедур разграничения геосистем и разграничения ареалов, включая сложные).
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 19883;