Ландшафтоведение – отрасль физической географии, изучающая природные и природно-антропогенные геосистемы – ландшафты как части географической оболочки.
Палеогеография –географическая наука о физико-географических условиях (генезисе, морфологии, структуре, функционировании, динамике и развитии) прошлых геологических эпох и об истории развития географической оболочки на основе изучения разнообразных материальных свидетельств.
Идея о географической оболочке, имея давнюю историю, восходящую к работе Б. Варениуса «Всеобщая география» (1650 г.), стала вполне складываться лишь на рубеже XIX и XX вв. Особенно четко вопрос был поставлен Ф. Рихтгофеном в 1883 г. Он указал, что география изучает земную поверхность как целостную организацию, образованную взаимодействием четырех сфер: лито-, атмо-, гидро- и биосферы. Каждая сфера и вся земная поверхность рассматривается с точки зрения формы, состава, происхождения и преобразований. Аналогичную мысль высказывали тогда и наши отечественные ученые: Э. Ю. Петри, Д. Н. Анучин, П. И. Броунов, Р. И. Аболин; а также англичанин А. Гейки, немец Ф. Ратцель и др.
Однако учение о географической оболочке в законченном виде сложилось в трудах А. А. Григорьева. В 30-х годах XX в. он, определив физическую географию как науку о географической оболочке, обогатил это представление идеей физико-географического процесса. Тогда же он разработал пути исследования процесса через баланс вещества и энергии. В 1936-1946 гг. А.А. Григорьев дал количественную характеристику зональных типов ландшафтов Земли через баланс вещества и энергии.
Он теоретически оформил ранее существовавшее представление о наружной комплексной оболочке понятием физико-географического процесса, состоявшего из таких элементов, как развитие, динамика и интенсивность. Далее, был разработан метод исследования процесса. Наконец, А. А. Григорьев получил результат из своей теоретической концепции и метода балансов в виде количественной характеристики географических зон.
Второе направление физической географии, позже получившее название «ландшафтоведение», стало развиваться также на рубеже веков. В 1889 г. географию как науку о природных комплексах определил А. Н. Краснов; в 1906 г. О. Шлютер назвал географию наукой о ландшафтах. В 1908 г. появилась работа З. Пассарге о ландшафтах Африки, в 1913 г. – работа Л. С. Берга о ландшафтно-морфологических областях Азиатской России. В этих двух последних работах дается определение понятия ландшафта как предмета исследования географии. В конце ХIХ в. В. В. Докучаев выделил географические зоны Земли. В его работах обосновывается единство природы земной поверхности и ее закономерной территориальной дифференциации в виде географических зон и высотных поясов, т. е. решается вопрос о единстве общеземлеведческого и ландшафтного подходов. Однако исследовательская практика географов, не отвергая подобного единства в методологическом и теоретическом планах, все же сложилась так, что эти направления развиваются вполне самостоятельно.
Полевые исследования по ландшафтоведению начались лишь после второй мировой войны. В нашей стране они начались в Московском, Санкт-Петербургском (Ленинградском) и Воронежском университетах под руководством Н. А. Солнцева, А. Г. Исаченко и Ф. Н. Милькова соответственно. Были разработаны вопросы морфологической структуры ландшафта, состоящей из местностей, урочищ и фаций. Первые преимущественно выделялись по местоположению природных комплексов в системе междуречье – речная долина. Урочища соответствуют мезоформам рельефа, а фации – граням рельефа. Фация – это совершенно неделимая в географическом отношении территория. Поэтому, хотя в природе объекты можно делить до бесконечности, географическое исследование кончается на уровне фации.
Тогда же были разработаны методы картографирования морфологической структуры ландшафта, методы и принципы деления природы земной поверхности на относительно однородные территории – единицы физико-географического районирования (районы, провинции, зональные области и т.д.). Причем, чем выше таксономический ранг физико-географической единицы, тем более относительно однообразие.
Изучение географической оболочки и ее ландшафтов может быть вполне успешным, если природа рассматривается в развитии. В этой связи возникла на стыке геологии и физической географии палеогеография – наука о физико-географических условиях прошлых геологических эпох и о развитии географических природных систем. Она геологична в том отношении, что изучает геологическое прошлое, а географична потому, что изучает ландшафты прошлого, а не отдельные флоры, фауны и другие элементы географического комплекса.
Современная физико-географическая картина природы состоит из четырех элементов, имеющих свою структуру.
А. Теория целостности, или теория радиальных связей компонентов состоит из представлений:
- о взаимосвязи геосфер и компонентов, которые порождают, в свою очередь, «цепные реакции» – представление о том, что нельзя изменить одно, не влияя на все остальное;
- о ведущем взаимодействии, выражающемся в понятиях об источниках динамики ландшафтов, которое составляет основное противоречие ландшафта. Здесь имеются варианты – эндогенные и экзогенные факторы, рельеф и климат, биотические и абиотические компоненты;
- о «выходном звене», или интегративном показателе, через который можно понять сущность ландшафта. В этом отношении предлагались разные варианты. А. А. Григорьев в качестве такого показателя называл соотношение тепла и влаги. По другим вариантам, таким показателем назывались сток, продукция биомассы.
Б. Теория пространственной дифференциации ландшафтов, состоящая:
- из законов зональности, высотной поясности и секторности;
- из представления о дифференциации ландшафтов по местоположению и морфологической структуре ландшафта;
- из теории физико-географического районирования
В. Концепция о горизонтальных отношениях, состоящая из представлений:
- о центрах рассеивания типа барических центров, горных узлов и цепей, междуречий и вообще любых топографически выделяемых возвышений;
- о транзитных системах типа мировой циркуляции воздуха и воды, речных систем, склонов различных размерностей, ледников;
- о центрах накопления от Мирового океана до любой топографически оконтуриваемой низины.
Г. Принцип развития. Имеются четыре способа приложения этого принципа к изучению развивающихся объектов, учитываемых в физической географии:
- геологический, изучающий литостратиграфические комплексы в качестве субстрата ландшафта;
- палеогеографический, изучающий ландшафты геологического прошлого для понимания современного их состояния;
- историко-географический, изучающий изменения природной среды под воздействием общества на разных этапах его развития;
- ритмический, изучающий суточную, сезонную и многолетнюю динамику географических процессов.
Пространственная дифференциация ландшафтов в основном изучается картографическим, а радиальные связи компонентов – балансовыми методами. При изучении горизонтальных отношений неплохие результаты дает сравнительно-пространственный метод в совокупности с балансовыми подходами. Развитие исследуется преимущественно методами геологии, палеогеографии и истории, хотя при этом обязательна чисто географическая интерпретация. Ритмические явления подтверждаются разными методами от стационарных до геологических.
Одной из важнейших проблем современной физической географии является исследование и определение устойчивости ландшафтов по отношению к воздействию человека. Что разные ландшафты различно реагируют на антропогенное давление, ясно было давно. Заводы с одинаковой технологией производства по-разному загрязняют среду, скажем, в тундре и лесостепи. В задачу современной географии входит решение вопроса, насколько один тип ландшафта устойчивее другого, т. е. количественное выражение устойчивости ландшафтов при разных формах хозяйственной деятельности.
Совместные усилия физической, экономической и социальной географии направлены на оптимальную территориальную организацию производства и расселения без большого ущерба для окружающей среды, но с выгодой для человека – его материального благосостояния, здоровья и эстетического отношения к ландшафту обитания.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1806;