Тема №6: «Традиции и ритуалы армии и флота, их предназначение и классификация».
Занятие №1: «Традиции и ритуалы армии и флота, их предназначение и классификация».
Введение
В силу противоречивости процессов, происходящих в обществе и армии, как никогда возрастает роль историко-патриотического сознания, национальных традиций. В России зреет понимание всей пагубности исторического невежества, усиливается интерес к познанию многообразных сторон отечественной истории. Желание полнее и глубже узнать свое прошлое перерастает в насущную потребность и диктует необходимость нового осмысления пройденного пути. Открывается связь времен и поколений. Гордость за своих предков постепенно становится мерилом исторического самосознания и национального достоинства.
В армейской среде сформировалась высокая степень неудовлетворенности моральным и духовным развитием военнослужащих. Воинские коллективы постепенно утрачивают социальные, нравственные ориентиры и ценности. В этот период обращение к истории российской армии, ее боевым традициям, ритуалам может стать одной из отправных точек в воспитании мужества, отваги и стойкости у нового поколения защитников Родины. Исходя из этого, актуальность рассматриваемой темы представляется следующим образом.
Во-первых, исследование важно для исторической науки, поскольку в прямой постановке проблема не разработана. На сегодняшний день нет крупного обобщающего труда, в котором было бы проведено историческое исследование деятельности государственных, военных органов по созданию, законодательному закреплению воинских традиций и ритуалов российской армии. В научной литературе не получили должного освещения место и роль воинских традиций и ритуалов в системе воспитания, основные факторы, закономерности и тенденции использования церемоний и ритуалов в качестве важного средства укрепления воинской дисциплины. Кроме того, воинские традиции и ритуалы являются частью не только военной, но и государственной истории, поэтому их изучение является вкладом в историю России.
Во-вторых, становление вооруженных сил современной России предполагает использование опыта, накопленного предыдущими поколениями российских военных. Традиции и ритуалы, как часть военной истории, обеспечивают его переход в современность. С помощью традиций и ритуалов реализуется одна из связей между прошлым и настоящим в воинской деятельности. Каждое новое поколение воинов использует исторически сложившуюся систему традиций и ритуалов, критически ее анализируя, а иногда и перерабатывая.
Воинские традиции и ритуалы во многом способствуют поддержанию боевого духа армии, помогают лучше организовывать боевую и психологическую подготовку, воспитательную работу в войсках.
Они служат одним из средств по внедрению среди военнослужащих идей о необходимости сохранения и защиты государства и Отечества от любых врагов, как от внешних, так и от внутренних.
В-третьих, умелое использование исторически сложившихся воинских традиций и ритуалов, дает возможность поднять авторитет вооруженных сил. Приобщение к истории через традиции и ритуалы сегодня крайне необходимо. Именно в историческом опыте наших вооруженных сил, в традициях, завещанных предыдущими поколениями ратников, можно найти те точки опоры, которые должны помочь преодолеть духовный кризис общества. Исторический опыт будет способствовать возрождению былой славы и величия вооруженных сил. В условиях, когда идет сложный процесс становления российской государственности, осуществляется возрождение боеспособности армии, традиционное содержание воинских традиций и ритуалов может послужить одной из нравственных основ для защитников Отечества. Они сделают службу более престижной и в глазах подрастающего поколения, что со временем приведет к увеличению количества желающих посвятить жизнь военной профессии. Это, в свою очередь, поможет качественней производить отбор, особенно в ряды офицерского состава.
В-четвертых, воинские традиции и ритуалы являются одним из факторов процесса воспитания. Кроме того, они выступают действенным средством передачи нравственных ценностей и комплексной формой воздействия на сознание, чувства и волю воинов. При проведении воинских ритуалов максимально задействованы все символы воинской доблести, знаки отличия, являющиеся олицетворением боевого пути российской армии, что способствует выработке соответствующего эмоционально-ценностного отношения воинов к ним. Идейное значение знаков и символов, использующихся в обрядовых действиях, интерпретируется в сознании воинов как программа необходимого социального поведения. В ритуалах содержатся действия и приемы, которые составляют основу алгоритма всей служебной деятельности воинов. Имея в своей основе определенные идеи и установки, ритуалы способствуют формированию у военнослужащих боевых и моральных качеств, необходимых для любой воинской специальности.
В-пятых, обращение к истории воинских традиций и ритуалов связано и с тем, что некоторые из них не применялись из-за ряда причин политического и идеологического характера, или применялись без учета исторических традиций. Возобновление и совершенствование практики их применения может дать положительный эффект в период нынешнего реформирования российской армии.
В этой связи представляется важным изучить исторический опыт развития воинских традиций и ритуалов, их роль в жизни и деятельности армии России.
1-й учебный вопрос: «Зарождение воинских традиций и ритуалов. Их предназначение и классификация».
Воинские традиции.
Во все времена в жизни каждого народа и его армии важную роль играли традиции — установившиеся определенные действия и отношения (обычаи и правила поведения), соблюдение которых стало общественной потребностью. Этот термин в переводе с латинского означает «передача», «предание».
Традиции представляют собой своеобразный способ хранения и передачи социального опыта из поколения в поколение, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, обычаев и убеждений.
Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных. Их содержание определяется историческими условиями, государственным строем, спецификой армии.
Воинские традиции далеко не однородны. Одни из них являются общими для всех Вооруженных сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии. Условия деятельности воинских коллективов также влияют на формирование и проявление воинских традиций.
Обычно воинские традиции подразделяются:
· по степени общности — на общие (характерные для всех Вооруженных сил) и частные (характерные для определенного вида Вооруженных сил, рода войск и т. д.);
· по степени устойчивости — на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся;
· по степени общественной значимости — на прогрессивные (позитивные) и реакционные (негативные);
· по сферам воинской деятельности — на боевые, обучения и воспитания и воинского быта.
Наиболее общими и определяющими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение воинов и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым.
Боевые традиции — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением военной службы. Они все время развиваются и обогащаются. Знаменитый педагог А. С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое.
А образовались они не сразу и не случайно. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. Они выковывались в тяжелом ратном труде, на полях сражений. Какую бы страницу военной истории Отечества мы ни открыли, обязательно увидим яркие картины доблести русской армии, примеры верности боевым традициям.
Важнейшими боевыми традициями российских Вооруженных сил являются:
· беззаветная преданность своей Родине и постоянная готовность к ее защите;
· презрение к предателям, ненависть и непримиримость к врагам Отчизны;
· самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
· массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества;
· воинская доблесть и уверенность в победе:
· верность военной присяге и воинскому долгу, умение стойко переносить трудности военной службы;
· любовь к своей части, кораблю, воинской специальности;
· верность Боевому знамени части, Военно-морскому флагу корабля;
· войсковое товарищество и коллективизм;
· уважение к командиру и защита его в бою:
· отдание воинских почестей погибшим в боях
· гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.
Рассмотрим эти важнейшие боевые традиции армии и флота подробнее.
В тяжелых испытаниях родилась и крепла замечательная, основополагающая боевая традиция — любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.
Разгром шведов и немецких рыцарей дружинниками Александра Невского, битва на Куликовом поле, победа народного ополчения над польской шляхтой во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, разгром шведов под Полтавой, победоносные походы солдат Александра Суворова - это страницы величественной эпохи ратного подвига русского народа в борьбе за свою независимость и национальную честь.
Легендарные сказания о беспримерных подвигах русских богатырей, сражавшихся под предводительством Александра Невского, переходят из поколения в поколение. Мужество и богатырская отвага Гаврилы Алексича, Сбыслава Якуповича и Якова Полочанина, проявленные ими в боях со шведами на берегах Невы, вдохновляли воинов на великие подвиги.
В разгаре боя Гаврила Алексич по доскам верхом на коне въехал на палубу шведского корабля и там продолжал бить врагов.
Шведам удалось сбросить Гаврилу Алексича вместе с конем в воду.
Алексич выбрался на берег и продолжал храбро сражаться с неприятелем.
Новгородец Сбыслав Якупович поражал врагов топором, удивляя всех своей богатырской силой и смелостью.
Яков Полочанин бесстрашно врезался во вражеский полк и смело разил врага, проявляя беспримерную отвагу, мужество и храбрость.
Как говорит предание, он нанес удар предводителю шведов герцогу Бергеру, «возложив печать на его лицо острием своего меча». Войско Александра Невского отстояло право русского народа на выход к Балтийскому морю и за это потомки воздают ему дань уважения и благодарности.
Горячим патриотом земли русской был сам князь Александр Невский. Под его предводительством в апреле 1242 года русские войска наголову разгромили рыцарей в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере. Умело маневрируя пехотой и конницей, полководец древности нанес сокрушительный удар в тыл врага, а затем выгнал далеко за пределы русской земли непрошенных гостей. Рыцари были окончательно отброшены от русской границы. Отпуская после победы пленных на свободу, Александр Невский наказывал им передавать всем, "... что пусть к нам жалуют любые гости, мы им будем рады; но кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет; на том стояла и стоять будет русская земля... " Этот наказ, выражающий волю русского народа, не утратил значения и в наши дни. Мы и сейчас с радостью принимаем всех иностранных гостей, которые к нам жалуют с миссией доброй воли, с миссией мира. Но если кто нападет на нашу Родину, Вооруженные Силы России ответят сокрушительным ударом.
В память о подвиге русского патриота Александра Невского, который еще в 13 веке столь успешно отстаивал от иноземных поработителей священную землю отцов, в стране учрежден орден его имени. Орденом Александра Невского награждаются командиры частей и - 9 подразделений за инициативу в бою по выбору удачного момента для внезапного и стремительного удара по врагу и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск.
Высокие боевые качества, храбрость и мужество, самоотверженность и выносливость русских воинов проявились в 1380 году в знаменитой Куликовской битве. В этой битве было разгромлено татарское войско во главе с Мамаем и фактически сметено иго татаро-монгол.
Благодаря своему мужеству и патриотизму русский народ отстоял независимость своей Родины и в октябре 1612 года, изгнав со своей земли польских интервентов. Организаторами этой победы были горячие патриоты русской земли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, создавшие народное ополчение. Весь народ поднялся тогда на борьбу с врагом. Разгром интервентов силами народного ополчения явился новым замечательным проявлением старой традиции русского народа всеми силами защищать свою землю, свою столицу - Москву. От подвига Минина и Пожарского пошла историческая нить к Отечественной войне 1812 года, а от нее - к героической обороне советской столицы в 1941 году.
Русский человек шел на самопожертвования, проявляя исключительное бесстрашие, презрение к смерти, если этого требовала Родина, ее независимость. Примеров героического самопожертвования безвестных, простых людей, отдавших свою жизнь во имя Родины, было очень много. На этой почве сложилась легенда об Иване Сусанине, в основе которой лежит действительный случай. По преданию один польский отряд добрался до самой Костромы, но недалеко от нее сбился с дороги. Враги зашли в дом крестьянина села Домнина Костромского уезда Ивана Сусанина и потребовали провести их. Иван Сусанин хорошо знал дорогу, по которой должны были идти враги, но - 10 повел их в другую сторону, хотя сознавал, что ему грозит смерть.
Он до конца выполнил свой долг перед русской землей. Враги подвергли его неимоверным мукам, а затем убили, так как он категорически отказался сообщить какие-либо сведения и показать правильную дорогу. Вместе с ним погиб и вражеский отряд, заведенный Сусаниным в непроходимую лесную глушь.
Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование. Профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.
На особую беззаветную любовь к своей Родине неоднократно указывали наши великие полководцы и военачальники. В частности, известный военный теоретик и педагог генерал М. И. Драгомиров отмечал, что «русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России». Благодаря этому российская армия всегда имела подготовленные резервы и надежный тыл, а с объявлением войны быстро превращалась в массовую. — широкое добровольческое движение обеспечивало формирование новых частей регулярной армии и позволяло создать многочисленное ополчение.
С Родиной в сердце, с ее именем на устах наши соотечественники шли на подвиг. Вот фрагмент одного из миллионов солдатских писем времен Великой Отечественной войны. Его написал в октябре 1942 г. рядовой Юрий Казьмин. Ответа из дома он получить не успел... «Не листай, мама, знакомые листы древних книг, — писал Юрий, — не ходи к деду Архипу Найденову. Не ищи вместе с ним святого чуда. Послушай меня: мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы сражаемся не только за свою жизнь... Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых — Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.
Дорогая мама! Я готов умереть в бою во имя жизни Отечества и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одинокой, без сына. Целую тебя крепко. Твой сын Юрий». Эти слова вряд ли могут оставить равнодушным.
На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей. Закономерно, что, когда просторы Родины топчут сапоги иностранных завоевателей, их шаги болью и ненавистью отдаются в сердце каждого патриота. Поэтому понятны строки Михаила Светлова, написанные в суровом 1943 году:
Я не дам свою Родину вывезти
За простор чужеземных морей!
Я стреляю — и нет справедливости
Справедливее пули моей!
Любить Родину — значит быть непримиримым к ее врагам. Эта истина пронесена через века. Измена Родине — преступление, которое никогда не может быть искуплено. В людской памяти навсегда остается презрение к предателю. А его родные и близкие, даже если и не виноваты, покрываются позором этого преступления.
Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется прежде всего в верности присяге и своему воинскому долгу, храбрости и массовом героизме в бою. Эти явления стали знаменательными боевыми традициями. Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина — храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал: лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам. Никогда русский народ не вставал на колени, никогда не была сломлена его воля.
Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска. На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости... Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков. Вот характерный пример.
В одном из воздушных боев летчик-североморец Захар Сорокин сбил вражеский самолет, второй таранил. Но из-за повреждения совершил вынужденную посадку. И тут на него напали два фашиста со сбитого им самолета. Сорокину удалось уничтожить врагов, но и сам он был тяжело ранен в ногу, лицо, потерял много крови. Отважный пилот не пал духом. Превозмогая боль, он отправился в долгий путь, в свою часть. Более шести суток шел и полз глухой полярной тундрой и все же добрался к своим. У Сорокина оказались отмороженными ноги, в госпитале ему ампутировали ступни. Однако, верный своему воинскому долгу, он снова вернулся в строй и сбил еще несколько вражеских самолетов, доведя свой боевой счет до 11. Родина по праву удостоила 3. Сорокина звания Героя Советского Союза. Подобных примеров можно привести множество, ведь героизм воинов носил массовый характер.
А вот пример того, как действовали в Афганистане два наших российских героя. Душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели уничтожающий огонь из пулеметов на флангах. В короткие минуты затишья десантники дали клятву: высоту не сдавать, сражаться до последнего патрона. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.
Традиция любви к своей части, кораблю, воинской специальности имеет давнюю историю. В начале X в. утвердилась система поселенных, или поместных, войск, называвшихся строго по пунктам их формирования: «туляне», «смоляне», «володимирцы» и т. д. С Петровской эпохи принцип наименования полков по месту их формирования или длительной дислокации становится твердым правилом. Эти названия, освященные огнем боев, со временем стали символами воинской славы и чести. Воины гордились принадлежностью к прославленному подразделению. Они были верны закону: умрем, но не уроним чести своего полка. Новейшая история знает массу примеров, когда военнослужащие после ранения, госпиталя стремились вернуться в свою часть (корабль), в свою боевую семью. Это не случайно, ведь в части ждала встреча с боевыми товарищами и друзьями.
Исключительно важными традициями армии и флота являются войсковое товарищество и коллективизм. Еще со времен Суворова заповедью русского солдата стало крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай». Трудно переоценить значение фронтовой дружбы — она самая крепкая. В этом сумело убедиться не одно поколение российских солдат и матросов.
Вот пример наших дней. В Чечне в бою на одной из городских улиц была подбита БМП-3, где наводчиком-оператором был сержант Михаил Аппаков. Десант покинул боевую машину и оказался под прицельным огнем противника. Но в тот же момент ожили пушка и пулемет Аппакова. Шквал смертоносного металла обрушился на боевиков. Михаил вызвал огонь на себя, тем самым спас своих боевых товарищей, сумевших выйти невредимыми из-под обстрела. Когда же подошло подкрепление и дудаевцы бежали, тело мужественного сержанта извлекли из подбитой машины. Он дрался до последнего снаряда, до последнего патрона — боекомплект был весь израсходован. Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. История свидетельствует: русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А. В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, в Чечне...
Так, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М, Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.
В ходе боя с дудаевцами в Чечне тяжело ранило командира батальона майора А. Кумова, и тот остался лежать на открытом пространстве. Одним из первых заметил случившееся младший сержант Алексей Хабаров. Он тут же бросился офицеру на помощь и спас ему жизнь. А вот сам А. Хабаров на следующий день погиб. Его имя и подвиг живут в нашей благодарной памяти.
Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой, чтобы спасти вверенных им подчиненных. Так, гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время атаки, когда душманская граната упала среди солдат, не раздумывая накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.
К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. Знамя издавна олицетворяло собой веру, преданность царю и Отечеству. Оно объединяло и вдохновляло воинов, придавало им организованность и силу.
В старой воинской памятке было сказано: «3намя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя — слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый, солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».
История дает немало примеров, когда воины в: имя спасения чести полка, сохранения знамени. жертвовали своей жизнью. В период Первой мировой войны в русских войсках была популярной песня с такими словами:
«Вот прапорщик юный со взводом пехоты
Старается знамя полка отстоять.
Остался один он от всей полуроты,
Но нет, он не будет назад отступать.
Бой кончен. От крови земля покраснела.
Врага мы прогнали к далекой реке.
И только наутро нашли его тело,
И знамя держал он в застывшей руке».
Традицию поклонения и верности Боевому знамени русские воины свято пронесли через века Сегодня новое поколение защитников Отечества остается верно ей.
Еще в старой русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о ее героях О них писались книги, слагались стихи и песни. А начиная с 1840 г. воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского полка Архип Осипов, подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг приказом военного министра А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».
Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки части. И вновь над строем зазвучали слова: «Пал смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины». Эта прекрасная традиция продолжается и в российских Вооруженных силах.
В пламени Вечного огня, величественных мемориалах и скромных Обелисках, произведениях литературы и искусства, сердцах современников и наших потомков навсегда сохранится память с бессмертных подвигах тех, кто первым поднимался в атаку, кто прикрывал собой от убийственного огня командира, кто стоял насмерть на поле боя. кто не сломился под пытками и не выдал военной тайны.
Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому не случайно, что многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.
Что же означает для каждого солдата и матроса быть верным, славным боевым традициям? Это прежде всего:
· точно соблюдать требования законов, военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;
· быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;
· настойчиво совершенствовать свое боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;
· по-боевому действовать на учениях и маневрах, в полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;
· строго хранить военную и государственную тайну, проявлять бдительность;
· дорожить дружбой и войсковым товариществом;
· помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, сплочении воинского коллектива.
Проходят годы и десятилетия, сменяются поколения воинов, меняются оружие и боевая техника, но неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу и славным боевым традициям.
В Военно-Морском Флотекаждый матрос в своей флотской службе свято чтит свои традиции.Среди них такие, как:
· бороться за живучесть корабля до последней возможности;
· гибнувший корабль последним покидает командир;
· отдавать воинские почести при прохождении мест героических подвигов отечественных моряков;
· не спускать флаг корабля перед противником ни при каких обстоятельствах, предпочитая гибель сдаче в плен.
Воинские ритуалы.
В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам. Наравне с традициями они играют огромную воспитательную роль. Под воинским ритуалом понимаются формы обрядовых церемоний демонстративного характера.
Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Можно перечислить такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия и другие. На полях сражений они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против врагов России.
Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений:
1. сферу боевой деятельности:
· любовь к оружию, искусное применение его в бою;
· принятие военной присяги;
· вручение боевых знамен и государственных наград;
· выполнение воинского приветствие (отдание чести);
· торжественное чествование героев;
· захоронение с отданием воинских почестей и др.
2. сферу учебно-боевой деятельности:
· заступление на боевую службу;
· строевые смотры;
· общие батальонные и полковые вечерние поверки;
· развод и смену караулов и др.
3. сферу повседневной деятельности:
· торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.
Любовь к оружию, искусное применение его в бою – славная традиция российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия военнослужащим, прибывшим на пополнение. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому.
Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Исторические истоки данного ритуала можно проследить со времен великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском «Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие», обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке – в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верности монарху и отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Нарушение офицером присяги расценивалось как бесчестье и не могло быть терпимо в том обществе, в котором они вращались, какими бы соображениями нарушивший присягу человек ни руководствовался. Характерно, что декабристы выбрали для своего выступления такой момент, когда прежняя присяга утратила силу, а новая еще не была принесена, а само выступление проходило формально под лозунгом предпочтения одной присяги, уже принятой (отрекшемуся Константину Павловичу), другой которую предстояло принять. В ином случае сколько-нибудь массовое участие офицеров и солдат в этой акции было бы просто невозможным. Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патриотические традиции не были забыты. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии и Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую Республику, за «светлые идеалы коммунизма». И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше, и сейчас одна: верой и правдой служить отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу. День принятия присяги – это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть верным своей священной клятве – это требование Матери-Родины, народа.
В Русской армии во все времена высоко ценилась традиция верности боевому знамени. В Древней Руси знамена назывались стягами и служили местом сбора войск. Во время сражения стягами подавались сигналы войскам. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский - геройством. С начала XVI века слово «стяг» постепенно стало заменяться словом «знамя». Роль и значение знамен особенно высоко поднял Петр I. Они становятся подлинным символом воинской чести, доблести и славы. Была разработана единообразная форма знамени, его расцветка и рисунок. От воинов требовалось защищать знамя в бою, не щадя жизни. Утрата воинской святыни считалась величайшим позором и преступлением. Русская военная история знает немало подвигов, совершенных офицерами и солдатами, отстаивающими честь своих знамен.
Боевые знамена для воинов Российской армии всегда были символом духовного единения людей, символом чести и славы. С боевыми знаменами у них связывались любовь к Отечеству, национальная военная гордость. И в мирное время традиция верности воинскому знамени находит воплощение в практических делах, в успехах боевой подготовки, в безупречной дисциплине, высокой бдительности и организованности. Пост № 1 у знамени части, у флага корабля по праву доверяется лучшим из лучших воинов. Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографирование его у развернутого Боевого Знамени части.
Важное место в оценке героизма, подвигов воинов на полях сражений в признании заслуг русского воинства имела традиция боевых награждений. При Петре I начали чеканить специальные медали, которыми награждались участники сражений в память о победах, одержанных над неприятелем. Таких медалей в то время было выбито около двадцати. К примеру, участники первой победы над шведами в море были награждены медалью с надписью «Небываемое бывает». В 1714 г. серебряными медалями были награждены солдаты пехотных полков и матросы за победу в морском бою у мыса Гангут, в котором русский галерный флот разгромил шведскую эскадру.
Ритуалы вручения наград воинам играли важную роль в их воспитании. Аналогичным по содержанию и значимости был ритуал награждения воинских частей за мужество и храбрость личного состава в боях памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги, штандарты, серебряные оркестровые трубы.
В XIX веке унтер-офицеры (сержанты) и рядовые награждались: знаками отличия военного ордена, медалями, подарками, деньгами, нашивками за «безпорочную службу» и за полученные в боях ранения и т.д. Отличившиеся на поле брани воинские части и корабли переводились в гвардию, награждались знаменами, штандартами, георгиевскими и юбилейными лентами к ним, надписями на шапках, петлицами и др.
В 1807 году; для нижних чинов был впервые проведен воинский ритуал награждения «знаком отличия Военного ордена» Святого Георгия (с 1913 года именовался Георгиевским крестом). С 1856 года он имел летные степени и на протяжении всей истории своего существования вручался только за боевые заслуги и личную храбрость в бою. Правопреемником этой высшей солдатский награды стал орден Славы трех степеней, утвержденный Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 ноября 1943 года. За Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг. около 980 тыс. воинов были награждены орденом Славы III степени, почти 46 тыс. - II степени и 2631 воин отмечен орденом Славы трех степеней.
За безупречную службу и выслугу лет в мирное время нижние чины в Русской армии награждались знаком отличия ордена Святой Анны, медалями «За усердие». Ритуал награждения знаком отличия ордена имел важные последствия: награжденные освобождались от телесных наказаний, получали увеличенное жалование, а затем пенсию «по смерть свою, где бы ни находились».
В годы Великой Отечественной войны широко распространилась традиция присвоения почетных наименований частям и соединениям, отличившимся при освобождении городов. Первыми почетных наименований Донских, Зимовийковских, Котельниковских, Сталинградских, Тацинских в январе 1943 года удостоились дивизии и корпуса, отличившиеся в Сталинградской битве.
Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является отдание воинской чести, или, как говорили в старину, ритуал «чинопочитания» — воинское приветствие.
В древние времена и в раннем средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.
В конце XVII – начале XVIII в. в целях воспитания у воинов чувства уважения к командирам и начальникам Петр I ввел в жизнь войск ритуал воинского приветствия – «Отдание комплимента». Комплимент отдавался сниманием шляпы, ружьем, шпагой и знаменем, иногда поклоном. Воинское приветствие предусматривалось в следующих случаях: на смотре, на экзерцициях (учебных тренировках), при встрече с генералитетом и в некоторых других случаях.
Ритуал воинского приветствия живет века. Приветствовать – значить подтвердить свою верность воинскому братству. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации имеется специальный раздел «Воинское приветствие» В нем отмечается, что приветствие обязательно во всех сферах деятельности и является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения.
Павшим в боях и при исполнении служебных обязанностей всегда оказывались символические знаки уважения, их проведение было закреплено Уставом воинским 1716 года, как торжественно-траурный ритуал «Погребение с воинскими почестями». При погребении солдат и офицеров по традиции соблюдается принцип соответствия выделяемых сил и средств должности и заслугам умершего и несовместимости отдания последних почестей военнослужащим, запятнавшим свою честь аморальными поступками и самоубийством.
В Русской армии с 40-х годов XIX века стало святой традицией начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские поступки. В годы Великой Отечественной войны эта традиция была возрождена. Так, например, приказом наркома обороны от 8 сентября 1943 года Герой Советского Союза Александр Матросов был зачислен навечно в списки первой роты 254-го гвардейского полка. Всего же до конца войны навечно в списки частей было зачислено более 350 человек.
Особую группу представляют традиции и ритуалы, связанные с повседневной деятельностью войск. К ним относятся: поддержание внутреннего порядка в части и несение караульной службы; соблюдение образцового внешнего вида и проведение строевых смотров; выполнение требований воинского этикета и другие.
Так, в Русской регулярной армии и на флоте караульной службе всегда придавалось исключительное значение. Строгая ее регламентация в уставах получила завершение в ритуале «Развод и смена караулов». В XVIII - XIX вв. приверженность некоторых русских императоров к прусской школе подготовки войск приводила к тому, что внешняя форма проведения ритуала стала вытеснять на второй план его суть. При Павле I развод караулов был возведен на высоту торжественной церемонии государственного масштаба, и стал основным показателем качества организации всей служебно-боевой деятельности.
В советских Вооруженных Силах с появлением частей, выполнявших боевые задачи в мирное время, появился ритуал «Заступления на боевое дежурство», соответствовавший разводу караулов. Но, несмотря на все изменения ритуала, постоянным оставалось его назначение - это проверка готовности караулов к несению службы, мобилизация воинов на качественное выполнение боевой задачи, переход личного состава в подчинение строго определенным лицам и предоставление права на смену старых караулов.
Важную роль в жизни воинских коллективов играет воинская традиция и ритуал «Строевой смотр». Начало свое эта традиция берет со смотра княжеских дружин перед выступлением в боевой поход. В конце XVIII - начале XIX века строевой смотр стал занимать одно из центральных мест в боевой подготовке армии, а в ряде случаев видоизменился в торжественную церемонию - плац-парад.
Служба каждого солдата начинается с постановки в строй. Цели проведения строевого смотра диктуются необходимостью строгого контроля за личным составом, за состоянием его обмундирования и вооружения. Смотр имеет большое воспитательное значение, так как на нем военнослужащие могут обратиться с жалобой, личными вопросами, получить оценку от начальников за свои старания в службе.
На протяжении всей отечественной истории одним из главных воинских ритуалов праздничного характера являются парады. Они вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленным их предшественниками.
История возникновения триумфального прохождения войск уходит в далекое прошлое. Так, еще в Древнем Риме проводились так называемые триумфы — торжественные смотры войск и их прохождение в честь одержанных побед. Подобные церемонии существовали и в Древнерусском государстве. Благополучное возвращение войск из похода превращалось на Руси в общенародный праздник.
Ритуал требовал, чтобы победители «становились на костях» побежденных и «ударяли в трубы». Яркими деталями, носившими символический характер, являлись следующие действия: въезд князя с дружиной и пленными, прославление победителей, «отпевание» врагов, которые сопровождались музыкой и песнями. При Петре I за основу ритуалов был взят опыт Римской империи. Широкое распространение получили триумфальные шествия в честь достигнутых побед.
К началу XX века установилась довольно стройная система подготовки и проведения парадов. Они делились на церковные и строевые. Строевые условно подразделялись на три части: построение войск; встреча лица, принимающего парад, объезд частей; прохождение церемониальным маршем.
Самыми знаменательными парадами в истории Вооруженных Сил России были:
- парад, ознаменовавший вывод Русской армии из Европы после разгрома наполеоновской империи, который состоялся 29 августа 1815 года во Франции в провинции Шампань близ местечка Верно. На нем были продемонстрированы, европейским правителям величие и мощь Русской армии. В нем участвовали 150 тысяч человек и 540 артиллерийских орудий. Зрелище шедших одновременно в ногу 132 батальонов вызвало изумление и восторг иностранцев;
- парад 7 ноября 1941 года, который оказал сильное влияние на моральное состояние армии и народа и показал всему миру, что несмотря на то, что немецкие войска находятся в нескольких десятках километров от Москвы, у Советского государства достаточно сил, чтобы выстоять и разгромить врага;
- грандиозным парадом XX века стал Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В нем участвовали не просто военнослужащие, а полководцы и воины, чьи имена стали легендами и уже при жизни были вписаны в историю Вооруженных Сил золотыми буквами. Эти славные традиции продолжают военные парады Российской Армии. Они еще и еще раз показывают, что Отечество под надежной защитой.
С парадами неразрывно связаны салюты. Салютуют оружием – саблей, шашкой. При отдании чести рукой или ружьем «на караул». Более торжественный салют отдается знаменем. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.
Первый в истории салют был дан 21 декабря 1709 г., когда русское войско во главе с Петром I вступило в Москву после Полтавской битвы. Салютами Россия приветствовала героев-моряков Гангута, русских воинов, взявших Берлин в 1760 г., суворовских «чудо-богатырей»... Особое значение они приобрели в годы Великой Отечественной войны. Первый салют в городе Москве был произведен 5 августа 1943 г. в честь освобождения советскими войсками городов Орел и Белгород. Всего в годы войны было произведено 354 торжественных артиллерийских салюта в честь советских войск, одержавших крупные победы. И сегодня, когда небо расцвечивается яркими цветами разрывов, воздух оглашается радостным «Ура!». Этот ритуал, как и многие другие, вызывает подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем.
Одним из видов воинских ритуалов является военная музыка. Она обладает каким-то магическим воздействием. Музыка зовет в бой, как Боевое знамя, как призыв полководца – так говорят ветераны войны, военные музыканты, сами воины. Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и боевого духа армии А.В. Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суворов говорил: «Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил». Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселяет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех ритуалов музыка является наиболее устойчивым. Наполняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются порядок и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависит от яркого и искусного музыкального оформления. Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает воинскому ритуалу именно ту форму, через которую ярче всего выражается его сущность. Она вносит особую торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, синхронизируя движения воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия. Особое место принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше она повышает внимание военнослужащих и придает бодрое настроение. Ритуальная музыка проста и выразительна, она органически сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается воинами легко и быстро.
2-й учебный вопрос:«Традиции офицерского корпуса русской армии».
Творцами традиций в самом широком смысле были солдаты отечества, те, кому доверялось защищать честь, свободу и независимость Русской земли. Земля кормила человека хлебом, поила водой, доставляла многие радости жизни, но она нуждалась в защите. Именно эта священная обязанность всегда лежала на солдатах Отечества.
Цементирующей и направляющей силой солдатской массы был офицерский корпус. Он - главный носитель офицерских традиций. Прекрасно эту мысль выразил известный исследователь истории русского офицерства В.А. Самонов : “ Состав офицеров имеет решительное влияние на качество всей армии. Каковы офицеры, такова и армия. Дух, оживляющий корпус офицеров, есть дух всей армии. Всё, что завещано великими полководцами и эпохами войн передаётся только офицерами молодым поколениям, а потому в хорошем качестве и бодром воинственном духе офицеров армия должна черпать те нравственные силы, которые только одни и могут привести её к победе”1
Профессия солдата - одна из самых древнейших и важнейших. Солдатам Отечества приходилось часто вести героическую борьбу, защищая Отечество, своё национальное существование от чужеземных захватчиков. Народы России доверяли своим воинам самое дорогое - суверенитет страны. И чтобы оправдать это доверие, они мужественно и храбро защищали Родину, творили, берегли и приумножали её героические боевые традиции.
Сегодняшний повышенный интерес к боевой истории Отечества закономерен и понятен. Чем совершеннее становится наше общество тем дороже ему прошлое Родины, тем острее стремление познать его в полном объёме.
Одним из лучших достижений боевого прошлого являются выработанные столетиями боевые традиции русской армии, главным носителем которых являлся русский офицерский корпус.
Традиции офицеров русской армии имеют глубокие исторические и патриотические основы. Они стали органической частью быта и культуры народов, населявших Россию. Они вобрали в себя героические и патриотические цели защиты Отечества, обогатили военную историю нашей Родины и навечно прославили российское воинство.
В военной истории любого государства проявление военнослужащими мужества, самоотверженности и геройского поведения в бою всегда почиталось одной из важнейших воинских доблестей. Подвиги героев запечатлевались в народном эпосе, о них слагались баллады и песни, они находили отражение в литературе и изобразительном искусстве. Военная история российского Отечества - это богатейшая сокровищница ярких примеров мужества, стойкости, боевого мастерства и героизма русских солдат и офицеров. Такого рода боевые подвиги проявлялись в индивидуальных и коллективных формах в наиболее сложных и опасных боевых ситуациях при защите Отечества, требовавших от воинов максимальных волевых и физических усилий, напряжения всех духовных сил, высокого боевого мастерства. Именно на такой основе и формировались боевые традиции.
Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы русской армии прекрасно понимали значение боевых традиций в обучении и воспитании войск, в деле защиты Отечества.
Таким образом, традиции офицеров русской армии формировались на протяжении много вековой истории нашего государства, не в обстановке дворцовых нарядов, не в великосветских салонах, а на полях сражений, в тяжёлом ратном труде складывались, росли и крепли эти традиции.
С точки зрения социальной роли, говорил А.С. Макаренко, традиции - это "социальный клей", который соединяет воедино разрозненные территориально, но однородные по своему составу и социальному назначению единицы. Это соединение осуществляется посредством следующих составных элементов традиций.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 10623;