Методы обучения по источникам знаний 8 страница

Если воспитатель не принимает воспитанника или принимает его формально, как служебную необходимость, то скорее всего он относится к нему отрицательно. Обещая помочь, он не достигнет успеха. Искреннее принятие обязательно проявится в сочувствии, теплом отношении, когда создается атмосфера для обоюдного выражения чувств. Легкое прикосновение, ласковый взгляд, сочувственное молчание поддерживают ребенка, повышают веру в себя, помогают пережить трудности, выйти из конфликтной ситуации. Воспитатель будет терпелив и к путаной речи, и к длинным монологам, и к сильному выражению чувств. Он позволит ребенку выговориться и тем самым облегчит его положение.

Нынешние школьные отношения характеризуются неполным (иногда условным) принятием ребенка. Ученику постоянно ставятся условия: «Я буду тебя уважать, если ты…», «Я буду с тобой дружить, но ты должен…» В результате у него формируются нереалистические взгляды на себя и окружающих людей. В подсознании «сидит» мысль, что он не может быть принят по каким-то причинам. А причины в большинстве – самые пустяковые, но у ребенка уже сформировался низкий уровень самооценки, комплекс непринятия себя – ужасное следствие непринятия его другими. Психологи и врачи утверждают, что это ведет к невротическим состояниям, вселяет неуверенность, рождает чувство безысходности. Непринятый ребенок сегодня – это отвергнутый взрослый завтра, человек, которому недостает любви и сочувствия, который ходит с ощущением постоянной готовности быть всегда виноватым. Человек агрессивный и жестокий.

В основе принятия ребенка – любовь. Если это христианское чувство неведомо душе воспитателя, то какие бы профессиональные усилия он ни прилагал, принять нервного, капризного, трудного ребенка он не сможет. Говорят – любовь педагога должна быть умеренной и разумной. Но никто не знает, где пределы этих критериев. Одно известно – любящий ребенка всегда воспитывает лучше, ибо действует не только умом, но и сердцем.

Путь любви к ученику лежит через справедливость. Ничего так тонко не чувствуют дети, как фальшь, и ничего не воспринимают так естественно, как справедливость. «Он несправедлив ко мне» – самый болезненный укор воспитателю. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть непременно.

Если требование к ребенку несправедливо, завышено или занижено, если его постоянно осуждают, в нем неизбежно вызревает протест. Формируется боязнь сделать что-то не так, неудовлетворение собой. Все это сковывает активность ребенка, центрирует его внимание на ошибках, переживаниях, неудачах, оскорблениях. Ребенок хочет, чтобы с ним обходились серьезно и уважительно. Принятие основывается на требовательности и принципиальности, но это идет на пользу только на фоне положительного отношения, желания помочь.

Полное и безусловное принятие помогает ослабить, а потом и вовсе снять детскую тревожность, способствует самоутверждению воспитанника, предоставляет ему свободу для саморегуляции.

Естественно, что взгляды воспитанника и воспитателя на одни и те же события различны, причина тому – огромная разница в возрасте и опыте. Поэтому воспитатель должен терпеливо объяснять, чем вызвано то или иное действие, почему нужно поступать именно так, а не иначе. Тогда воспитанник поймет, что требование – не прихоть, а жизненная необходимость. Равность позиций предполагает, что оба осознают необходимость того или иного поведения. Ребенок лучше понимает сущность предстоящей деятельности, формулирует ее словами, а затем и действует в правильном направлении, педагог видит результаты своих усилий.

Должен ли он показывать, что любит и принимает ребенка? Не стоит ли ему опасаться, что дети «сядут на голову»? Панибратство, неуважение к старшему как раз и возникают при отсутствии искренней любви и уважения. Значит, где-то затаилась фальшь. Любящий воспитатель, как мать и отец, может даже прибегнуть к дружеской трепке. Это только усилит обоюдную привязанность. Отнеситесь с пониманием к этому замечанию. Если ребенок уверен, что его любят, то отцовский ремешок или острастка приятеля-педагога ему не повредят.

Следует еще раз предостеречь будущих воспитателей от иллюзий, что все образуется само собой, без усилий: дети станут лучше, и наладятся и отношения с ними. Меняются группы, классы, дети, родители, условия, теории, администрации, ситуация в стране – все в этом мире переменчиво. А поэтому время от времени проводите саморефлексию, спрашивайте себя:

Каким видят меня мои воспитанники?

Чувствуют ли они мою любовь?

Верят ли они мне?

Думают ли они, что я их понимаю?

Есть ли у них основания считать меня своим другом?

Справедлив ли я?

Нравится ли им, как я с ними общаюсь?

Хотел бы я, чтобы они разговаривали со мной, как я с ними?

Хотел бы я, чтобы меня так воспитывали, как я их?

Каких тем я избегаю в разговоре с ними? Почему?

Чувствуют ли они себя понятыми, принятыми?

От чего они страдают?

Знаю ли я все об их переживаниях?

Давайте напоследок проверим нашу готовность принять ребенка таким, какой он есть. Вы сможете его принять (поставьте – да), если:

– признаете право ребенка на любой поступок;

– разрешите ему быть таким, какой он есть;

– проявите уважение к его чувствам, мыслям, переживаниям;

– сможете его выслушать, понять, полюбить;

– поддержите всегда и везде, оставаясь при этом самим собой;

– согласитесь, что у детей и взрослых ценности, взгляды, убеждения не всегда совпадают;

– проявите готовность делиться собственными ценностями, способствуя этим пониманию себя воспитанниками;

– проявите уважение к позиции воспитанника;

– будете верить в его силы и возможности;

– будете чувствовать постоянную готовность к открытости и приобретению нового опыта.

Таким образом, принятие ребенка – это проявление уважения к нему, его мыслям, чувствам, переживаниям, поступкам, правам и свободе. Относясь уважительно к тому, что составляет его сущность, педагог показывает воспитаннику, что понимает, любит его. Воспитание в таких условиях не может не быть успешным.

5.Правила для педагога-гуманиста

Существуют ли специальные методы, организационные формы для личностно-ориентированного воспитания? Их нет. Воспитатель-гуманист пользуется всеми воспитательными средствами классической педагогики. Но они трансформированы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменяется в методах и формах воспитательного процесса, это направленность. Взять хотя бы такие общие методы воспитания, как убеждение или приучение. По-разному используют их педагоги на практике. Тяготеющие к жесткому управлению авторитаристы направляют убеждение прямолинейно, заботясь лишь о ясности и категоричности его предъявления. В гуманистической педагогике то же самое убеждение будет выражено много мягче, и в зависимости от особенностей воспитанников и ситуации оно примет новые формы. Главное – удовлетворить запросы, потребности, интересы воспитанника.

То же самое нужно сказать и об организационных формах воспитания. Воспитательное дело – одна из общих форм, но превратится оно в формальное мероприятие сторонника жесткого управления или станет увлекательным занятием самих ребят с участием воспитателя – зависит от направленности, организации процесса. Таким образом, хотя основные формы традиционного и личностно-ориентированного воспитания сохраняются, они все же отличаются между собой. Эти отличия мы заметим сразу, если не будем забывать, что личностно-ориентированное воспитание направлено на формирование внутренне свободной, уважающей себя и других, активной личности. Значит, формы и методы его необходимо направлять так, чтобы они максимально приближали к достижению цели.

А чтобы «повернуть» их в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой:

– подвергать ревизии традиционные методы, формы, средства воспитания, чтобы не допускать проникновения тех требований, которые противоречат гуманистической направленности воспитания. И хотя в методах и формах осело все само ценное, существенное и важное, нельзя забывать, что разрабатывались они в тех воспитательных теориях, которые господствовали в других социально-экономических условиях;

– исключать методы наказания, унижающие личность, оскорбляющие ее достоинство;

– выбирать только такие формы организации воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников, не травмируют психику. Воспитателя-гуманиста ужаснет традиция проводить двухчасовую линейку по случаю окончания начальной школы под палящими лучами солнца на асфальте школьного двора;

– всеми силами поощрять стремление ребенка честно относиться к своим обязанностям;

– принципиально, строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника, растолковывать, почему нельзя поступать так, как поступил он;

– помогать воспитаннику обнаруживать ошибки, мягко, убедительно объяснять, какие недостатки выявлены в его работе;

– поддерживать эмоциональное благополучие ребенка;

– формировать положительную самооценку школьника, веру в себя, уважение к себе;

– постоянно увеличивать требования, закреплять достигнутые результаты;

– активизировать деятельность личности в нужном направлении, не ждать негативного поступка, чтобы затем укорять им;

– понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью;

– жить интересами, переживаниями ребенка, не вторгаться, а входить в его внутренний мир осторожно, тактично, проявляя эмпатию;

– понимать себя, знать свои сильные и слабые стороны, использовать в воспитании других только свои преимущества. Следить за своим поведением, быть образцом для детей;

– зорко всматриваться в своих воспитанников, чтобы в каждый момент знать, как идет процесс воспитания;

– искренне радоваться малейшему успеху своего воспитанника;

– предоставлять ребенку возможности для самоутверждения;

– постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят видеть его;

– учитывать состояние и настроение воспитанника. Часто ребенок отказывается выполнять какое-то требование. Нужно отступить и выбрать момент, когда он выполнит его с удовольствием. «Убиваем четырех зайцев сразу»: уважаем желание личности, не фиксируем факт непослушания, не формируем негативного отношения к действию, открываем ребенку путь к самостоятельному пониманию, что он, может быть, не прав, даем возможность спасти репутацию. Подумайте, что могло бы быть, если бы воспитатель непременно настоял на своем;

– слушать ребенка внимательно, демонстративно отложив в сторону даже срочную работу;

– крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии;

– получать удовольствие от общения с воспитанниками;

– разговаривать с воспитанником так, как он хочет, чтобы разговаривали с ним;

– не смотреть на воспитанника сверху вниз, глаза воспитателя должны находиться на уровне его глаз;

– направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Если семья крепко держится за традиционные нормы жесткого воспитания, не ослаблять попыток до тех пор, пока не наступит смягчение. Но ни взглядом, ни словом не настраивать ребенка против родителей;

– осуждать поступок, но уважать личность. Воспитатель может сказать: «Ты поступил гадко», но ни в коем случае – «Ты гадкий». Дайте понять воспитаннику, что его поступки недостойны тех добрых начал, которые он в себе носит, но пока подавляет. А вот за доброе дело надо похвалить: «Молодец, ты поступил правильно. Так действуй всегда».

Воспитатель не будет:

– унижать ребенка, зло подшучивать, иронизировать: «Ну, это, конечно, опять Сидоров, ничего другого от него я не ожидала!»;

– указывать ребенку на негативные стороны его характера, провоцируя возникновение или рецидив нежелательного поведения: «У такой мямли, как ты, вечно что-нибудь случается (падает, разбивается, пропадает)»;

– касаться физических недостатков ребенка: «Какой ты неуклюжий!»;

– требовать беспрекословного выполнения своих требований: «Не разговаривай, а выполняй!»;

– подавлять самостоятельность ребенка: «Нельзя!»;

– сравнивать ребенка с другими детьми: «Посмотри, какой ты замарашка по сравнению с Настей!»;

– выражаться непонятными для ребенка словами, давать недоступные для его понимания определения нравственных норм: «Дисциплина, брат, это тебе не фунт изюма. Аванти-тутти!» (выражение учителя физкультуры);

– категорически отбрасывать аргументы ребенка: «Что ты понимаешь? Слушай, что я тебе говорю!»;

– ни при каких обстоятельствах не произносить запрещенные фразы: «У меня нет сил бороться с вами», «Таких глупых детей я никогда не видела»;

– делать замечания ребенку, который в данный момент не расположен к общению, не в настроении: «Ты почему такой кислый? Что у тебя опять стряслось?»;

– ни при каких обстоятельствах не употреблять выражения типа: «ты – позор для всей школы», «ты дурак, хлюпик, растяпа, мямля», «колония по тебе плачет», «пока не возьмешься за ум, не видать тебе…», «я знаю, ты всегда начинаешь первым», «лучше помолчи, послушай, что я тебе скажу» и т.п.;

– насильственно лезть в душу ребенка. Право на заветное есть у каждого. Это нормальное состояние;

– нервничать и паниковать, если желательные изменения наступают медленно. Не будет оставлять попытки достичь положительных сдвигов, отчаиваться, впадать в панику и тем самым показывать ребенку, что он безнадежен. Просто он не такой как все, у него свои темпы и особенности развития;

– делать широкие обобщения о чести, совести, обязанностях ребенка на основе отдельных проступков: опоздал на урок, неопрятно оделся и т.п.: «Где твоя совесть?» Ребенок в этом случае чувствует несправедливость, знает, что это случайность. Ответной реакцией, скорее всего, будет строптивость, непослушание.

Воспитателем-гуманистом становятся не сразу. Каждый должен оценить свои возможности, пройти подготовку, ответить на сформулированные американским педагогом-гуманистом К. Роджерсом вопросы. Попробуем?

Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внутренний мир растущей и развивающейся личности? Сможешь ли, не будучи судьей и критиком, войти, увидеть и оценить тот мир?

Сможешь ли позволить себе полную искренность с молодыми людьми, сможешь ли идти на риск открытых, экспрессивных, взаимных отношений, в которых обе стороны могут чему-то научиться? Отважишься ли быть собой в интенсивных групповых отношениях с молодежью?

Сможешь ли открыть заинтересованность каждой личности и позволишь ли ей развивать ее независимо от того, чем это закончится?

Сможешь ли помочь молодым людям сберечь одну из наиболее ценных особенностей – заинтересованность собой и окружающим миром?

Сможешь ли проявлять творчество в создании для молодежи благоприятных условий познания людей, опыта, книг, других источников, возбуждающих их интерес?

Сможешь ли воспринять и поддержать сумасбродные и несовершенные мысли, сопровождающие творческое обучение, творческую деятельность? Сможешь ли воспринять неординарные мысли своих воспитанников?

Сможешь ли помочь воспитанникам стать интегрированной целостностью с чувствами, проникающими в идеи, и идеями, проникающими в чувства, экспрессией, захватывающей личность?

«Если кто-то каким-то чудом ответит „да“ на большинство этих вопросов, – заключил К. Роджерс, – он сможет облегчить жизнь своим школьникам, поможет развитию широких возможностей молодых людей».

Итак, личностно-ориентированное воспитание может осуществлять только специально подготовленный, высоких душевных качеств воспитатель. Ему надлежит выработать твердые принципы, хорошо усвоить, что можно, чего нельзя.

Необходимо четко отделять личностно-ориентированное воспитание от индивидуального подхода, который требует, чтобы в воспитании учитывались индивидуальные особенности школьника – его мышление, память, характер и т.д. Личностно-ориентированное воспитание основано на потребностях школьника и идет за ними. Цель – принести максимальную пользу, удовлетворить запросы ученика.

Вопросы и задания для контроля знаний:

1. Чем отличается личностно ориентированное воспитание от традиционного?

2. Какие главные приоритеты и ценности выделяет личностно-ориентированное воспитание?

3. Какие причины мешают внедрению целей гуманистической педагогики в практику работы школы?

4. Почему предпочтительнее целостное восприятие ребенка?

Литература:

1. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005. – С. 193-201.

2. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000. – С. 295-319.

 

 

Лекция № 6 «Роль семьи в воспитании»

Цель – формирование представлений о роль семьи в воспитании.

1. Воспитательные функции семьи.

2. Стили семейного воспитания.

3. Содержание и методы семейного воспитания.

4. Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.

1. Воспитание детей в семье

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) – общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Поскольку семья так существенно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должно уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитания. Крепкие, здоровые, духовные семьи – оплот государства.

В современном обществе все заметнее проявляется кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья начинает слабее реализовывать свою главную функцию – воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, а имеют более общий характер. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражаются на воспитании детей.

Давно и хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле. В зрелом возрасте многие качества, которые естественно и просто формируются в полноценной семье, у сирот остаются неразвитыми.

Подытоживая воспитательные функции семьи, приходим к выводам:

• влияние семьи на ребенка заметнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является кон­центрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое общество;

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

• существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии.

2. Стилисемейного воспитания

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, либеральный и демократичный.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями, хотя дети и растут послушными, дисциплинированными. В большей мере это слепое послушание нередко основано на опасении быть наказанным (наказания, даже физические, в таких семьях – не редкость). Психологи утверждают, что авторитарный стиль воспитания ведет к внутреннему сопротивлению ребенка, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. К подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, беспредельную терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

При демократичном стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья сложная, т.е. включает в себя несколько поколений) характеризуются гибкостью, взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Вместе с тем дети хорошо знают слова «можно», «надо», «нельзя». Демократичный стиль семейного воспитания дает наибольший эф­фект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной осознанной заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами. Наказания в таких семьях обычно не применяются – для детей достаточно порицания или огорчения родителей.

Особое воспитательное значение в семье имеет авторитет взрослых. По замечанию С.А. Макаренко, смысл авторитета заключается в том, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым детским взглядом. Некоторые родители, у которых дети «не слушаются», иногда склонны думать, что авторитет дается от природы, что это – особый талант и если его нет, то ничего не поделаешь. Эти родители глубоко ошибаются. Авторитет может быть сформирован в каждой семье; важно лишь, чтобы он строился на истинных основаниях: требовательности и доброте, открытости и соучастии во всех делах, доверии и ответственности, внимании к детям и их жизни.

К сожалению, встречаются родители, формирующие авторитет на ложных основаниях. К числу таких ложных авторитетов, которых следует остерегаться, относятся следующие.

Авторитет подавления. Родители по каждому поводу раздражаются, при всяком удобном и неудобном случае хватаются за ремень, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, каждую вину сопровождают наказанием. Этот «дикий сорт» авторитета бывает только у некультурных родителей.

Авторитет расстояния. Существуют родители, которые убеждены, что детей следует держать на расстоянии, поменьше с ними разговаривать: у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли, о которых дети не должны знать. Такой авторитет не приносит никакой воспитательной пользы.

Авторитет чванства. Подобный авторитет строится на представлении некоторых родителей, что они – самые заслуженные. Они без конца толкуют о своих достоинствах и высокомерно относятся к другим людям. Неудивительно, что такое поведение повторяют и их дети.

Авторитет педантизма. Некоторые родители уверены, что дети должны трепетно выслушивать каждое их слово. Они больше всего боятся, чтобы дети не подумали, что они могут ошибаться. Как бы родители ни были не правы, они все равно настаивают на своем: сказали – значит так и будет. Жизнь ребенка проходит мимо таких родителей, так как за начальственным бюрократизмом они не видят внутренней жизни ребенка.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально «заедают» ребенка бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Атмосфера в такой семье малорадостная. Родители изо всех сил стараются быть добродетельными и непогрешимыми, однако эмоциональная жизнь ребенка протекает сама собой, без их участия.

Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного ав­торитета. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания в избытке сыплются на детей. Если ребенок не слушается, то у него спрашивают: «Значит, ты не любишь маму или папу?». Такая семья погружается в море сентиментальных чувств и уже ничего другого не замечает. Ребенок же с малых лет начинает понимать, что людям можно подыгрывать и извлекать из этого выгоду. В результате он приучается к интригам и манипулированию чужой любовью.

Авторитет доброты. В этом случае родители пытаются добиться детского послушания с помощью своей уступчивости и мягкости. Им кажется, что дети будут любить их именно за эти качества. Они все разрешают детям, им ничего не жаль. Весьма скоро в такой семье дети начинают командовать, добиваясь своими капризами исполнения любых своих желаний. Иногда родители пытаются оказать небольшое сопротивление, но чаще всего это уже не дает никакого результата.

Авторитет дружбы. Дружба между родителями и детьми – великое воспитательное средство, если она не достигает крайних пределов, с которых начинается обратный процесс. В таких семьях дети начинают потешаться над родителями, бабушкой или дедушкой, поучать их на каждом шагу, упрекать, что они все делают не так, как надо. Однако в таком случае пропадает и дружба, так как она невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа. В этом случае послушание просто покупается подарками или обещаниями, что развращает детей, делает их лицемерными и меркантильными. Дети рассказывают о своих де­лах только в выгодном для них свете, чтобы родители заплатили им за хорошие поступки.

Знание стилей родительского воспитания помогает учителю лучше, правильнее и быстрее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы их преодоления.

3.Содержание и методы семейного воспитания

Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое. Они дополняются экономическим, экологическим, гражданским, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план. Уже никто не сомневается в том, что приоритет здоровья не может быть заменен ничем другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей – любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети – христианскую мораль, ислам, буддизм, иудаизм или общеэтические учения. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конст­руктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно, так как в наши дни прежние эстетические ориентиры подвергаются сомне­нию, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на таком пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Для родителей семейное воспитание – это процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Только приступая к воспитанию, многие родители начинают понимать, как недостаточно воспитаны они сами. Каждому нужно начинать с себя, учиться быть педагогом.

Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отлича­ются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:








Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 816;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.