КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»: ЭТНИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС КОНЦА XX ВЕКА
С завершением «холодной войны», прекращением противостояния СССР и США возникла ситуация, которую часто характеризуют как « новый мировой беспорядок». Резко возросло количество внутригосударственных, межэтнических, межрелигиозных конфликтов, началось расползание ядерного оружия. Отдалилось решение проблем развития, охвативший многие страны Азии в 1998 г. кризис создал серьезную угрозу стабильности мировой экономики.
Причины обострения противоречий в мировом развитии. Причины «нового мирового беспорядка» в значительной мере связаны с перестройкой структуры международных отношений, с изменением облика мира, требующего качественно новых подходов, к которым оказались не готовы многие политики.
Прежде всего многие страны Азии и Африки, ранее находившиеся в орбите влияния СССР, с его распадом, прекращением помощи оказались охвачены хаосом, противоборством различных политических, религиозных группировок, кланов. Наиболее наглядно это показало развитие ситуации в Афганистане, Анголе, которые после вывода советских войск оказались ареной внутреннего вооруженного конфликта.
Внимание международного сообщества к тем районам мира, которые были ареной особенно острого соперничества СССР и США, после прекращения «холодной войны» ослабело. Многие страны, ранее игравшие ограниченную роль в международных делах, стали пытаться заполнить возникшие вакуумы влияния, стать региональными сверхдержавами. Такую роль на Ближнем и Среднем Востоке пытались играть Ирак и Иран, что стало причиной войны между ними, затем конфликта Ирака с США.
Попытки продолжения или проведения странами со средним и низким уровнем индустриального развития ускоренной модернизации в новой ситуации стали для них причиной обострения внутренних противоречий. В прошлом благодаря конкуренции сверхдержав кредиты предоставлялись младшим партнерам с учетом военно-политических соображений на льготных условиях. После «холодной войны» на первый план вышли соображения экономической целесообразности, диктующие совершенно иную политику.
Кредиты стали предоставляться лишь при выполнении жестких требований к экономической политике, определяемых МВФ, клубами международных банков. Принятие этих требований, связанных с либерализацией внешней торговли, сокращением бюджетных дефицитов, вело к разорению местных товаропроизводителей, побуждало сокращать социальные программы. Отказ от выдвигаемых требований создавал проблемы с получением кредитов, доступом на внешние рынки, привлечением зарубежных капиталов и технологий. Все это в любом случае вело к обострению внутренних противоречий во многих странах.
В современных условиях международное сообщество, в первую очередь США и их союзники, принявшие на себя роль мировых лидеров в утверждении нового, более стабильного миропорядка, все чаще начали сталкиваться с ситуациями, когда основную угрозу миру представляют собой внутренние конфликты в отдельных странах. Преобладающей формой военных операций периода после «холодной войны» стали миротворческие миссии. Они связаны с размещением наблюдателей ООН между позициями противоборствующих сторон, применением силы против нарушителей мира, охраной конвоев с грузами гуманитарной помощи населению, пострадавшему в ходе боев.
Миротворческие акции, в которых чаще всего используются войска стран НАТО, особенно США, означают, что противниками этих стран оказываются не столько государства, сколько отдельные политические, религиозные, этнические движения. Их ответные действия принимают характер террористической деятельности, направленной против развитых стран, их дипломатических представительств, военных объектов, жертвами которой чаще всего становятся рядовые граждане. Соответственно, если в недавнем прошлом в развитых странах главной опасностью считался международный коммунизм, то в мире конца XX века угрозой стал международный терроризм, связанный с миром организованной преступности, имеющий питательные корни в странах, охваченных хаосом.
Этнические конфликты в современном мире. Наиболее острым и сложным конфликтом мира конца XX века становится конфликт, возникающий на почве межэтнических противоречий.
Из 164 государств мира с населением более 1 млн. человек лишь 45% является более или менее однонациональными, в них свыше 95% населения принадлежит к одному этносу. Еще в 62 государствах можно выделить преобладающую этническую группу, составляющую от 60% до 95% их населения. Остальные 57 государств являются многонациональными. При этом на упомянутые 164 государства приходится 1357 учтенных различных этнических групп (крупных — 589), большинство из которых не имеет своей государственности, многие проживают на территориях двух или более государств.
Многонациональный состав населения, равно как и наличие крупных групп национальных меньшинств, не предопределяет неизбежности возникновения межнационального конфликта. Тем не менее, мир уже столкнулся с серьезным обострением межэтнических конфликтов, в том числе и в их крайней, вооруженной, форме. Так, к концу 1980-х гг. из 111 вооруженных конфликтов, полыхавших в мире, 63 были внутригосударственными, а 36 произошли на почве межэтнических отношений. Ареной большинства из этих конфликтов были страны «Юга». С распадом СССР на его бывшей территории возникли десятки очагов межэтнической напряженности, появились самопровозглашенные, не признающиеся международным сообществом республики Абхазия, Приднестровская, Ичкерия. Центром межэтнических конфликтов стала территория бывшей Югославии.
Фактором обострения этнических конфликтов нередко выступает отсутствие материальных ресурсов для удовлетворения социально-экономических запросов национальных меньшинств. Большую роль играет неготовность правящих кругов, значительной части населения, особенно в странах, где, как считалось долгое время, нет почвы для межнациональной розни, признать наличие глубинных причин ее обострения.
Причины межэтнических конфликтов многообразны. В прошлом они чаще всего порождались ущемленным статусом этнических меньшинств (ограничения на использование национального языка, выражение религиозных убеждений, проявления по отношению к ним расизма, великодержавного шовинизма, ограничение доступа к престижным профессиям и т.д.).
В современном мире необходимость уважения прав и интересов представителей этнических меньшинств зафиксирована в международно-правовых документах. Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о правах человека 1966 г. требуют признания равных прав всех людей независимо от расы и национальности. В 1963 г. была принята Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в 1978 г. — Декларация о расе и расовых предрассудках, а также об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в развитие прав человека и борьбу против расизма. Большинство международных документов рассматривают ущемление прав представителей этнических меньшинств как нарушение базовых прав человека.
Причиной этнических конфликтов, особенно в развитых странах, чаще выступает не прямая дискриминация, нарушающая права человека, а социальные факторы. Рост динамизма общественного развития в XX веке, социальные перемены, связанные с модернизацией экономики, непосредственно затронули положение многих этнических меньшинств.
В одних случаях рост образовательного, культурного уровня населения, изменение стандартов и уровня жизни порождают в среде этнических меньшинств новые требования и запросы, к удовлетворению которых общество оказывается не готово. Так, возникшие в ряде стран Западной Европы в среде интеллигенции движения за сохранение местных языков, диалектов, наречий стали требовать признания их в качестве государственных, что явилось источником трений.
Большое влияние на состояние этнических отношений оказывают изменения в географии размещения производительных сил. Они сказываются на положении территорий, населенных национальными меньшинствами. Например, ликвидация целых профессий в условиях модернизации, если она затрагивает интересы одних этнических групп больше, чем других, неизбежно ведет к повышению напряженности в межнациональных отношениях.
В современных условиях внутри большинства государств выделяются регионы с различными экономическими укладами: высоких технологий; индустриальным; высокотехнологическим аграрным; мелкокрестьянским; докапиталистическим (натуральным, плантационным хозяйством). Выделяются также районы, находящиеся в состоянии экономического упадка. Уровень развития государства в целом определяется тем, какой из укладов является преобладающим. Когда в отдельных районах одного государства уклады, образ жизни людей сильно различаются, это влечет за собой далеко идущие последствия.
Рост внутреннего многообразия, различий в положении, интересах и укладе отдельных регионов нередко порождает (или усиливает) сепаратизм, с проявлениями которого сталкивается большинство многонациональных государств. В 1970—1980-е гг. обострилась проблема франкоязычной провинции Квебек в англоязычной Канаде. В Великобритании усилились требования автономии, вплоть до отделения от Соединенного Королевства, Шотландии с ее богатыми запасами нефти на прибрежном шельфе. В Испании автономии требовало большинство провинций, самая беспокойная, Баскония, добивалась независимости. Во Франции сходные требования выдвигали националисты на Корсике. В Италии обострились противоречия между аграрным Югом и индустриальным Севером. В Бельгии два основных этноса, валлоны и фламандцы, откровенно выражали нежелание жить в одном государстве.
Для тех стран, которые меняли идеологические, политические, экономические устои своего развития, дополнительным источником дестабилизации в этнических отношениях стало расхождение в темпах, направленности преобразований. В Югославии, во многих государствах СНГ духовный вакуум, образовавшийся после дискредитации социализма, стал заполняться возрожденными религиозными, националистическими идеями.
Проблема «конфликта цивилизаций». Стремление народов, не имеющих собственной государственности, к ее приобретению, проявившееся во многих районах мира, еще раз наглядно продемонстрировало неоднородность и неравномерность мирового развития, отсутствие в нем единых, общих тенденций.
В то время как одни народы идут по пути углубления интеграции, сближения друг с другом, для других на первый план выходит борьба за обретение собственной государственности или укрепление государственного суверенитета. В одних странах в общественном сознании, правовых принципах все более утверждается признание индивидуальных прав и свобод граждан, построенных на признании абсолютной ценности личной свободы. В других, особенно в исламском мире, возрастает стремление к тому, чтобы основой правовой системы, общественной жизни выступали религиозные нормы. В третьих — за представителями этнических меньшинств, отдельных племенных образований не признается даже права на жизнь на своей земле, не говоря уже о праве на обладание собственностью.
В этих условиях первоначально популярные в США и союзных им странах идеи о возможности упорядочения мирового развития на основе принятия всеми народами в качестве универсальной единой системы ценностей и идеалов сменились определенным пессимизмом.
Принципы «мира без границ», где обеспечивается свобода перемещения капиталов и товаров, информационных потоков, признаются базовые права и свободы личности, стали рассматриваться интеллектуальной элитой многих стран как угроза их национально-культурной самобытности. Оказались неудачными попытки урегулирования межплеменных, этнических конфликтов на основе демократических принципов встранах, где не было демократических традиций, преобладали настроения этнической нетерпимости. Миротворческая операция США в Сомали («Возрожденная надежда», 1992 г.) завершилась тем, что противоборствующие стороны объединились против миротворцев и уничтожили конвои с гуманитарной помощью. После этого США сконцентрировали внимание на конфликтных ситуациях в зонах, где в наибольшей мере затрагивались их интересы (Балканы, Ближний и Средний Восток).
Стремление США и их союзников к повышению стабильности миропорядка за счет расширения военно-блоковых структур вызвало настороженность у многих нейтральных и неприсоединившихся государств. Так, после подписания в 1994 г. со странами Восточной Европы, государствами СНГ, включая Россию, соглашения о партнерстве США и их союзники по НАТО взяли курс на расширение состава этого блока. Это породило тревогу у многих политических деятелей, общественности тех стран, участие которых в НАТО не предполагается. В России и Белоруссии возникло опасение, что страны Запада не исключают оказания на них силового давления.
Бесспорно, что наиболее эффективный метод решения проблем, существующих в межэтнических отношениях, связан с уступками, компромиссами. Пример такого решения в последние годы дали многие европейские страны. В 1992 г. мирным путем, без насилия Чехословакия разделилась на два государства — Чехию и Словакию. В Великобритании, после многолетней борьбы жителей Шотландии за признание их особых интересов, ей была предоставлена автономия. На выборах в парламент Шотландии в 1999 г. сепаратисты, сторонники полного разрыва с Великобританией, потерпели поражение.
Отстаивая методы решения этнических конфликтов путем уступок, страны НАТО исходят из того, что очаги этнической напряженности угрожают международной безопасности. При этом, стремясь добиться от властей Сербии уважения прав албанского этнического меньшинства, США и их союзники отказались от методов убеждения, в марте 1999 г. перешли к использованию военной силы.
Военная операция НАТО против Югославии не только ухудшила положение албанцев в сербской провинции Косово, но и стала причиной обострения международной напряженности. Те страны мира, где существуют недовольные своим положением национальные меньшинства, включая Россию и Китай, осудили действия НАТО. Они были расценены как создающие опасный прецедент принуждения независимого государства к действиям, идущим вразрез с интересами и стремлениями большинства его населения. t
Этнические проблемы различных регионов мира вызывают опасения интеллектуальной элиты развитых стран, что XXI век может стать веком конфликта цивилизаций.
В то же время человечество вступает в новое тысячелетие, обогащенное опытом двух мировых и «холодной» войн, развитой структурой международных организаций, способных обеспечить решение основных стоящих перед ним проблем.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из документа «Партнерство ради мира», принятого странами НАТО 10 января 19Э4г.:
«Это партнерство создается как выражение совместной убежденности в том, что стабильность и безопасность в Североатлантическом регионе может быть достигнута только путем сотрудничества и совместных действий. Составляющими основу партнерства совместными ценностями являются обеспечение и продвижение основных свобод и прав человека, защита свободы, справедливости и мира демократическим путем. Присоединяясь к «Партнерству», государства — члены Североатлантического альянса и другие государства, подписывающие этот документ, напоминают, что они привержены сохранению демократических обществ, свободе от принуждения и запугивания, а также поддержанию принципов международного права. Они подтверждают свою приверженность добросовестному выполнению обязательств по Уставу ООН и принципов Всеобщей декларации прав человека, в частности воздержания от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства, уважения существующих границ и урегулирования споров мирными средствами». {Сб. «От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах и материалах, 1973—1994». Т. 3. М., 1997. С. 458.)
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 865;