Из рассказа монаха Аббона, очевидца штурма норманнами (данами) Парижа в 887 г.
Кровь твоя (Париж), пролита этими варварами, приплывшими на 700 парусных кораблях и прочих маленьких ладьях, многочисленных до того, что нельзя их и счесть; народ называет их барками. Поверхность глубоких вод Сены до того покрыта ими, что ее волны исчезли под их судами на пространстве более 2 миль...
Едва занялась заря, как вождь (данов) повел свое войско на битву. Все они бросаются со своих кораблей, бегут к башне, колеблют ее жестоко до основания учащенными ударами и осыпают градом стрел. Город оглашается криками, жители торопятся со всех сторон, мосты дрожат под их шагами, все бежит и стремится на защиту башни. Между ними отличаются своим мужеством граф Парижский Эд, брат его Роберт и граф Рагнар... Первый, победоносный Эд, не испытавший поражения ни в одном бою, воодушевляет своих и поддерживает их истощенные силы. Он ходит беспрестанно по башне и поражает врага. А враг старается покачнуть башню при помощи подкопов. Но Эд льет на осаждающих масло, перемешанное с воском и горохом; масло льется на них огненным ручьем, пожирает, жжет и палит волосы на голове данов. Многие из них погибли, а другие ищут спасения в волнах реки.
Вопросы
1. У англосаксов большой любовью пользовались всевозможные загадки. Как это сказалось на педагогическом методе Алкуина?
2. Чем отличается описание Карла Великого у Эйнгарда и у санкт-галленского монаха? Причины этих различии?
3. Что в рассказе санкт-галленского монаха выглядит правдоподобным, а что, скорее, похоже на вsдумку?
4. В чем видит Флор Аионский печальные следствия раздела империи?
5. Какое будущее ожидало потомков упомянутого в отрывке графа Парижского ?
Святы ли иконы
Провозглашение Карлом Великим Франкской империи было немалой дерзостью. Ведь единственным государем, который имел право на императорский титул, был ромейский василевс. Но Византия переживала тогда трудные времена и не могла всерьез воспротивиться намерениям Карла. Извне на Ромейскую державу наступали арабы. Внутри империю сотрясали распри между иконоборцами и иконопочитателями.
Греческий огонь
Во второй половине VII в. византийцы навсегда теряют Сирию, Палестину, Египет и северную Африку, уступив их мусульманам. Теперь арабы постоянно вторгаются в малоазийские провинции империи, атакуют они и островные владения византийцев в Средиземном море. Остановить арабов удается только василевсу Льву III Исавру (717— 741). Лев Исавр был незнатного происхождения, но славился как искусный полководец. Не успел он взойти на престол, как арабы осадили Константинополь с моря и суши. Византийцы разгромили арабский флот, применив очень мощное оружие — греческий огонь.
Греческий огонь — горючая жидкость, которая под давлением выбрасывалась из особых трубок на корабли неприятеля. Аппараты, метавшие греческий огонь, устанавливались на византийских судах. В использовании греческого огня были хитрости и тайны, которые византийцам долгое время удавалось оберегать от врагов, мечтавших овладеть этим страшным оружием. Даже захватывая византийские корабли, снаряженные греческим огнем, враги не умели применять его в сражениях.
В итоге решительных действий Льва Исавра на море, а также благодаря партизанской войне, начатой византийцами против арабов в Малой Азии, мусульмане вынуждены были отступить. Арабы долго не могли оправиться от понесенного поражения. Победы Льва Исавра отвели опасность исламского завоевания, нависшую над Малой Азией.
Иконоборчество
В правление Льва III Исавра среди византийских христиан возобладало учение, которое отвергало почитание святых икон — иконоборчество.
Иконоборческие идеи существовали в христианстве издавна. Иконоборцы утверждали, что поклонение иконам равноценно поклонению идолам, а не Богу. Бог есть дух, а не тело, изобразить дух (в противоположность телу) невозможно. Знаменитый богослов Иоанн Дамаскин выразил мнение иконопочитателей. Он писал, что между Богом и иконой. Его изображающей, есть тайная действенная связь. Созерцая икону,человек приобщается к этой связи, почитание иконы приближает человека к Богу.
Богоматерь с двумя ангелами. Мозаика (IX в.)
В 726 г. Лев Исавр открыто поддержал иконоборцев, присоединились к ним как многие знатные, так и простые люди. Однако большая часть народа, особенно монахи, не приняли иконоборчества. Население Византии раскололось на два враждующих лагеря. Политические группировки стали использовать споры об иконах в борьбе против своих соперников. Византийское общество наполнилось бесплодными раздорами, почитатели икон подверглись гонениям. Смутное время длилось более столетия. Только в 843 г. императрица Феодора восстановила иконопочитание. Византия вышла из этих раздоров значительно ослабленной. Как раз в разгар иконоборческих смут и была провозглашена на Западе империя франков.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1212;