Чудо ирландской церкви
В кельтской Британии христианство успело пустить глубокие корни. Но после англо-саксонского завоевания проповедникам христианства все приходилось начинать заново — германцы поклонялись своим богам, приносили им жертвы и не собирались оставлять верования отцов, дедов и прадедов.
За трудное дело обращения варваров взялась прежде всего ирландская церковь. Ирландская церковь сама по себе была явлением удивительным. В то время как по всей Европе образование пришло в полный упадок, на далеком острове, населенном кельтскими племенами, расцвели монастыри, в которых знали не только латынь, но даже греческий. Да не просто знали — владели в совершенстве! Ирландские монастыри не отличались богатством — монахи жили в простых хижинах и шалашах, спасаясь от набегов недругов в одиноких каменных башнях. Зато в мастерских письма переписывали церковные и светские книги. Эти рукописи до сих пор удивляют своим великолепием, невероятным мастерством их создателей.
Ирландские монахи не только «накапливали» знания, они старались как можно шире распространить их по Европе. В утлых ладьях, без дорожных припасов, но с драгоценными рукописями за спиной, пускались ирландцы в плавание к чужим берегам. Там они проповедовали Евангелие, делились своими знаниями с учениками, основывали новые обители, налаживали мастерские письма. Самые знаменитые монастыри того времени в Западной Европе — Боббио в Северной Италии и Санкт-Галлен в нынешней Швейцарии — были основаны ирландцами.
Страница одной из ирландских рукописей
Конечно, монахи «Зеленого острова» не могли оставить без внимания и германцев, вторгшихся в Британию. Весь север страны — Нортумбрия был в VII в. крещен ирландскими монахами.
Вмешательство Рима
Распространение христианского учения среди язычников называется миссионерством. История сохранила имена многих миссионеров, добровольно, с большим риском для жизни шедших проповедовать Евангелие к германским, славянским, кельтским, балтийским племенам. Немало миссионеров приняли мученическую смерть и за это были причислены церковью к лику святых.
Миссионерством стала заниматься и римская церковь. Папа Григорий I Великий (590—604) — умный политик и отличный администратор — сделал очень много для ее усиления, роста ее богатств и влияния. Григорий I заботился и о внешней выразительности церковной службы. Его даже считают создателем особого типа песнопений — григорианского хорала.
Когда папа Григорий I узнал, что константинопольский патриарх повелел называть себя впредь «вселенским патриархом», он «в ответ» принял подчеркнуто смиренный титул «раб рабов Божиих». Этим он хотел упрекнуть своего главного соперника в гордыне. С тех пор так себя именуют все римские папы. Что же касается подлинного смирения Григория I, то он первым из пап заявил, что всем светским государям следовало бы подчиниться епископу города Рима. Ведь римский папа получил свою власть через апостола Петра от самого Иисуса Христа. Короли и герцоги, впрочем, не спешили выполнить это пожелание Григория I.
Григорий I боролся против любых местных отклонений от церковных порядков, принятых в Риме. И если справиться с Восточной церковью было не в его силах, то попытаться распространить влияние римской церкви далеко на севере — в Англии Григорий I вполне мог.
Папа Григорий I Великий. Резьба по кости (IX - X вв.)
Папа послал в Британию своих монахов, главный из которых носил имя великого богослова Августина. Августин обосновался в Кенте в местечке Кентербери. Оттуда он и его сподвижники стали проповедовать по всему югу острова. Они имели успех и со временем смогли даже вытеснить ирландскую церковь с севера Британии. Главными центрами, архиепископствами, в Англии стали Кентербери — на юге и Йорк — на севере.
Принятие христианства для варваров означало не просто перемену веры, но и приобретение множества новых знаний. Священные книги и сочинения отцов церкви нужно прочитать, а значит, необходимо овладеть латынью. Чтобы выучить латынь, надо освоить сочинения латинских классиков еще языческой поры — Цицерона и Вергилия, Горация и Сенеки. Разобраться в событиях, описанных в Библии, нельзя без знания истории. Вычисление церковных праздников — это тоже целая наука. Поэтому повсюду в Европе, куда в раннем средневековье приходило христианство, местные варварские племена начинали приобщаться к позднеантичной культуре.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 824;