Имена. Дейл Карнеги
Дейл Карнеги (1888–1955), американский специалист в области психологии человеческих отношений. Карнеги родом из штата Миссури, рос в семье не очень удачливого фермера. Он попробовал немало занятий, в том числе несколько лет в качестве коммивояжера продавал бекон и мыло. В юношеские годы он посещал дискуссионный кружок и со временем стал завоевывать награды на конкурсах по ораторскому мастерству. С 1912 г. обучение ораторскому мастерству стало его основной работой. Своей главной задачей он считал помочь людям перебороть свои страхи и обрести уверенность в своих способностях. В лекциях Д. Карнеги рассказывал о проблемах человеческих взаимоотношений, считая, что люди могут гармонично жить и работать рядом друг с другом. В 1936 г. появилась книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Позже вышли в свет книги «Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично» и «Как перестать бояться и начать жить». Эти книги годами числились среди бестселлеров, а автор разбогател и стал знаменит.
До широкой аудитории в СССР книги Д. Карнеги «дошли» в конце «перестройки». Некоторым читателям казалось, что ничего нового у Карнеги они для себя не открыли. Но время показало, что книги Д. Карнеги стали классическими как для теории ораторского искусства, так и среди литературы по психологии человеческих отношений. «Не пилите опилки!» Этот совет Д. Карнеги дорогого стоит.
Реформы по-турецки
В последние десятилетия XIX в. в Турции после цикла реформ (танзимат) установился режим «зулюма». Начались контрреформы. Как и везде, контрреформы проводились во многих сферах. Правящая элита Турции выдвинула теории панисламизма и пантюркизма, которые предполагали объединение мусульман под властью турецкого султана и ислама. (Можно считать данную идеологию реакционной, но не стоит забывать, что в России в последней четверти XIX в. получила распространение теория панславизма, которая предполагала освобождение славян от турецкого гнета и объединение их под эгидой «белого царя» – российского императора.) Противники режима в Турции подвергались репрессиям. Дело дошло до переписывания учебников. Но ничто не могло остановить, хотя и медленного, экономического и культурного развития страны.
«Зулюм» завершился военно-революционным переворотом 1908–1909 гг., который совершили офицеры, так называемые младотурки. Они выступили за восстановление конституционных норм. В то же время своеобразный патриотизм младотурок проявился в резком неприятии любого иностранного влияния и в борьбе за сохранение единства империи любыми средствами. Во имя последней цели начались гонения на нетурецкое население страны. В 1915 г. в условиях Первой мировой войны, когда Турция воевала на стороне Германии, младотурки инициировали массовый геноцид (уничтожение) армянского населения.
После капитуляции Германии значительная часть территории Турции была оккупирована английскими, французскими и греческими войсками. Борьбу против интервентов возглавил генерал Кемаль-паша. При существенной военно-политической помощи со стороны Советской России осенью 1922 г. интервенты были изгнаны[193].
В 1923 г. на Лозаннской конференции независимость Турции была признана в ее современных границах. Турция была провозглашена республикой. Был ликвидирован халифат. Последний из династии Османов султан Абдул-Меджид II потерял всю власть и умер в эмиграции. Многие считали, что если бы дочь султана не отказала в своей руке молодому генералу Кемаль-паше, то, возможно, Турция осталась бы конституционной монархией.
В 1924 г. новая Конституция объявляла Турцию республикой во главе с президентом. Однопалатный меджлис стал избираться по мажоритарной системе. С 1934 г. полные избирательные права получили женщины. Премьера, главу правительства, назначал президент. Декларировались права и свободы граждан. Реформы («кемалистская революция») сопровождались секуляризацией государства. Ислам был отделен от школы и государства. Вакуфное имущество было национализировано. Шариатские суды и духовные школы-медресе упразднялись. Дервишские организации ликвидировались. Специальными законами женщины уравнивались с мужчинами. Население в обязательном порядке должно было носить европейскую одежду. Вводились европейский календарь и летоисчисление. Была установлена гражданская форма брака, ликвидировано многоженство. В фамилиях упразднялись старые формы обращения (бей, паша, эфенди и т. д.). Кемалю парламент присвоил фамилию Ататюрк («отец турок») с запрещением носить ее еще кому-либо. Латинизированный алфавит заменил арабский, что облегчило обучение по европейским образцам. Вместо шариатского суда вводилась европейская система судопроизводства. Принцип лаицизма (светскости) последовательно проводился Народно-республиканской партией, созданной Кемалем Ататюрком.
Другим принципом кемалистских преобразований стал этатизм (огосударствление). Аннулировались или выкупались иностранные концессии. Правительство строило новые железные дороги, порты, промышленные предприятия. Высокие таможенные тарифы защищали молодую промышленность. Режим капитуляций, т. е. неравноправных торгово-экономических отношений Турции с развитыми западными странами отменялся. В сельском хозяйстве были проведены налоговые реформы, отменены некоторые средневековые пережитки. Аграрная реформа проводилась постепенно вплоть до 60-х гг. XX в.
Кемалистское общество не приходится идеализировать. На государственных предприятиях существовала строгая регламентация работы, свободные профсоюзы запрещались, как и оппозиционные партии.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 581;