Имена. Сергий Радонежский
Сергий Радонежский (около 1321–1391). В миру Варфоломей. Сын ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Родители разорились и перебрались из Ростовской земли в село Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с овдовевшим братом Стефаном срубил в лесу келью, принял монашеское имя Сергий и соорудил маленькую Троицкую церковь, положив начало будущей знаменитой Троице-Сергиевой лавре.
Пятьдесят лет Сергий Радонежский рубил кельи для новых монахов, носил воду, пек хлеб, кроил и шил одежду. Он жил для других, самоотверженно преодолевая все жизненные невзгоды. Сергий приобрел колоссальный моральный авторитет. Считалось, что он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и направил с князем иноков Пересвета и Ослябю, погибших в сражении.
У Сергия было необычайно выразительное скуластое худощавое лицо, обрамленное копной густых рыжеватых волос, и широкая, уже тронутая сединой борода. На шитом покрове в изображении Сергия (конец XIV – начало XV в.) мастер сумел передать отсутствующий, устремленный «внутрь себя» взгляд слегка раскосых глаз. Облик аскета, отшельника подчеркивает длинный коричневый плащ, скрывающий фигуру «старца». Это один из наиболее ранних и, как считается, достоверный портрет человека XIV в.
Над могилой Сергия Радонежского, который был причислен к лику святых на следующий год после смерти, был построен собор. На территории Троице-Сергиевой лавры (в 70 км к северу от Москвы, современный г. Сергиев Посад) находятся соборы, построенные в XV–XVII вв., Московская духовная академия и духовная семинария [102]»
Вопреки досужим рассуждениям о гибели или перерождении древнего русского этноса стоит вспомнить, что до Ладоги, Новгорода (где зародилась русская государственность), многих других мест монголам добраться не удалось. На значительных территориях на протяжении 1237–1480 гг. присутствие монголо-татар было номинальным, а административно-хозяйственные функции по поручению хана выполняли местные князья, те же Рюриковичи. В сфере «Человек и Природа» русские люди оказывались в сложных природно-климатических условиях русского северо-востока. Но они сохранили свой жизненный уклад землепашцев, освоили новые земли и более плотно заселили Новгородскую и Псковскую земли, Тверское, Суздальское, Владимирское, Нижегородское, Московское и другие две с лишним сотни удельных княжеств. Татары, приняв ислам и следуя принципу веротерпимости (при уплате религиозного налога), не вмешивались в дела русской церкви, которая сыграла исключительно важную роль в сохранении древнерусского культурного наследия, идеи общности судьбы всех русских земель.
Русские православные священники, возможно, не вели споров о цивилизационной принадлежности Руси, Московского княжества, но и у московских князей, потомков Даниила Александровича, и у жителей русских земель поддерживали неприязнь и даже ненависть как к «папистам», так и к «басурманам». Подозрительность к любым иностранцам, иноверцам зародилась не в правление И. В. Сталина, а значительно раньше. С XV и почти до конца XVIII в. совращение православного человека в любую другую веру наказывалось как опаснейшее преступление. Русская ксенофобия была обращена и на Запад, и на Восток.
Монголо-татары ассимилировали (иногда просто полностью уничтожали) различные немногочисленные этносы. Однако «переварить» китайцев, персов, арабов и русских им оказалось явно не под силу. К тому же «кочевая цивилизация», нацеленная на исключительно паразитическое существование, такой задачи и не ставила.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 509;