Церковь, внешняя политика, удельный период.

Христианство. Важным рубежом в начальной истории Древнерусского государства стало принятие христианства от Византии, т.е. в его восточной, греко-православной форме. Официальной, государственной религией христианство стало с 988 г., со времени крещения великого князя Владимира и его дружины, а потом и киевлян (т.е. несколькими веками поз­же Западной Европы). Христианизация (вытеснение язычества и переход к новой вере) заня­ла 100-200 лет, осуществлялась в различных социальных слоях и районах с разной длитель­ностью и глубиной, утверждалось часто насильственно, жестокими методами (особенно в со­циальных низах, на периферии, среди нерусских народов). Тем не менее, новая религия и церковь, стали оказывать огромное воздействие на государство, общество, повсед­невный уклад жизни. В отличие от язычества, соответствовавшего родоплеменному состоя­нию общества, христианство гораздо более отвечало потребностям нарождавшейся государ­ственности. Оно оказывало влияние на великокняжескую власть, социальные отношения, право, мораль, культуру, духовный строй древнерусского общества, на международное положение Киевской Руси. Христианство укрепило власть великого князя божественным авторитетом, упрочило территориальное, духовное и этническое единство молодой страны, ввело Русь в христианскую цивилизацию, подняло её международный авторитет. В народном сознании и обрядовости христианство переплеталось и ассимилировалось с язычеством.

Церковь. Вместе с христианством пришла и церковная организация. Она развивалась под покровительством великого князя, получала десятую часть государственных налогов (“десятину”), крупные земельные пожалования от князей. Русская православная церковь под­чинялась константинопольскому патриарху, так как являлась одной из митрополий констан­тинопольской церкви (до XV в.) и возглавлялась митрополитом (назначавшимся тогда, как правило, константинопольским патриархом), делилась на епархии (Новгородская, Ро­стовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др.) во главе с епископами. Помимо сво­ей религиозно-нравственной и духовно-культурной роли, церковь осуществляла многие функции власти и управления в феодальном государстве: судебную (суд на церковными людьми, над всем населением по семейно-брачным делам), фискальную (судебные сборы), метрологическую (контроль за применением мер веса и длины), врачевания (при храмах и монастырях), образовательную, опеки (над сиротами, немощными, изгоями), часть внешне­политических функций (отношения с византийской и другими церквами). Церковные иерар­хи вместе с князьями участвовали в обсуждении всех важных вопросов государственной жизни, выступали в роли советников и моральных судей. В то же время, в соответствии с ви­зантийской традицией (и в отличие от католической церкви в Европе), Русская православная церковь пользуясь значительной внутренней автономией, не претендовала на исключитель­ную роль в государстве, не противопоставляла себя светской власти. Принятие христианства в его византийском, православном варианте впоследствии (в XV-XVI вв.) привело к полити­ческому и культурному отчуждению Руси, России от латинской Европы, изоляционизму и утверждению иной модели исторического развития.

Древнерусское право. Христианство и церковь, церковное право оказали большое влияние на формирование древнерусского права. Преобладающая часть социальных отноше­ний длительное время регулировалась обычным, неписанным правом, а также договорами. Наиболее ранним письменным памятником древнерусского права является Русская правда. До неё важнейшим признаком силы документа был узаконенный прецедент и ссылка на древность. Русская правда – документ середины XI-XII вв., включавший ряд законодатель­ных источников. Появление Русской правды (первая её часть - “Древнейшая правда”, ”Прав­да Ярослава”) связывают с Ярославом Мудрым. Она содержала 43 статьи и в основном каса­лась споров между свободными людьми, прежде всего в княжеской дружине. “Правда Яро­слава” ограничивает право кровной мести (пережитка первобытно-общинного строя) кругом только ближайших родственников. “Правда Ярославичей” (вторая часть “Русской правды”, появилась в конце 60-начале 70-х гг. XI в. , после народных восстаний в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской земле: 121 статья) защищает имущество феодалов и его вотчину. “Рус­ская правда” в основном регулирует имущественные отношения между свободными людьми, устанавливает наказание за различные преступления против собственности (которая це­нилась выше) и личности в зависимости от социального статуса пострадавшего и преступни­ка (истца и ответчика), размер штрафа (виры). Наиболее тяжёлым было наказание за посяга­тельство на собственность и жизнь феодала. За убийство старшего дружинника назначался штраф в 80 гривен, свободного мужа – 40, сельского старосты и ремесленника – 12, смерда и раба – 5. “Правда Ярославичей” отменила кровную месть.

Внешняя политика Древнерусского государства осуществлялась в нескольких направ­лениях – оборона от внешних врагов (преимущественно от кочевников), расширение терри­тории, внешняя торговля, связи, союзы и договоры с соседями и другими государствами. Древнерусское государство вело вооружённую борьбу с варяжскими дружинами, Хазарией, Византией. Киевские князья старались закрепиться на черноморских рынках, в Причерномо­рье, Крыму. Византия стремилась подчинить себе Русь, используя церковную власть и кочев­ников. Торговые отношения с Византией нарушались военными столкновениями. Договоры с Византией (911, 945, 971 гг) определяли условия пребывания русских послов и купцов (как и греческих), политические, военные и торговые обязательства.

До середины XI в. наибольшую внешнюю опасность для Руси представляли (с X в.) печенеги (ушли за Дунай), а с этого времени и в течение всего XII в. половцы (кипчаки, тюркские племена из Западного Казахстана, создавшие ханства в Приднепровье и Придне­стровье, Приазовье, на Кубани). Борьба с ними с переменным успехом велась весь XII в. Но отношения Руси с половцами не сводились к вооруженной борьбе, они сопровождались и тесными хозяйственными, а в некоторых случаях политическими и родственными связями.

Русь поддерживала торговые, политические и культурные отношения не только с Ви­зантией, но и с другими государствами Европы – Чехией, Польшей, Венгрией, Болгарией, Германией, Норвегией, Швецией, не раз вступала в взаимодействие с Францией и Англией. О тесных международных связях Руси говорили и многочисленные династические браки между представителями Киевского княжеского дома и правящих династий других европей­ских стран. Они заключались в определённых политических целях и служили укреплению выгодных Руси международных и междинастических связей. Купцы прибывали на Русь из разных стран Европы и Востока, русские купцы имели свои дворы и бывали во многих круп­нейших торговых центрах.

Удельный период. Первые признаки распада Древнерусского государства проявились в середине XI в. (после смерти выдающегося государственного деятеля Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)) в создании полусамостоятельных княжеств и земель, а в середине XII в. (по­сле смерти великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), пытавшегося преодолеть княжеские междуусобицы) они выразились в борьбе Мономаховичей и Святославичей. С этого времени Русь окончательно вступает в новый период – раздробления прежде относи­тельно единого государства на 15 самостоятельных княжеств и превращения его в своеоб­разную федерацию княжеств со слабеющей и скорее номинальной властью великого князя киевского. Цель междуусобиц князей в удельный период была не в захвате великокняжеско­го киевского стола, а в укреплении своих княжеств, расширении их за счёт соседей. Процесс феодального раздробления, децентрализации, ослабления Киева и обособления от него рус­ских княжеств носил объективный характер, обусловленный закономерной эволюцией фео­дального строя (происходившей и в Западной Европе). Он был следствием комплекса при­чин: экономическое, политическое и культурное развитие земель, рост городов (ещё слабо связанных экономически, взаимной торговлей), делавшее их более независимыми; укрепле­ние на местах феодального землевладения, не только княжеского, но и частного; рост эконо­мической мощи и политических притязаний местной феодальной аристократии во главе с князьями; нарушение прежнего порядка передачи великокняжеской власти, замена принципа родового старшинства (сложного для точного соблюдения) более простым наследованием стола во всех княжествах от отца к сыну. Новый принцип закрепил Любечский съезд князей в 1097 г. для прекращения усобиц. Удельный период был временем не всеобщего упадка и деградации, а распада прежней государственной формы (также не прочной и достаточно аморфной) и вступления, в результате развития, в новый исторический период.

Русские земли и княжества в XII-начале XIII вв. Количество княжеств постоянно ме­нялось и росло, так как каждое из них в ходе семейных разделов распадалось на новые. К на­чалу XIII в. их число достигло 50. Главными из княжеств и земель были Киевское, Перея­славское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицкое и Волынское (впоследствии объединившие­ся), Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское). Особняком стояла Новго­родская земля с её республиканско-вечевым строем. В XIII в. из неё выделилась Псковская земля, также республиканская. Из большого числа княжеств, на которые распалось Древне­русское государство, наиболее крупными былиВладимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская земля. Развиваясь как феодальные государства, эти образования представля­ли по сути своей разные виды государственности, возникшие на обломках Киев­ской Руси. Для Владимиро-Суздальского княжества стала характерной сильная княжеская власть, гене­тически связанная с утвердившимся позднее на северо-востоке самодержавием. Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние традиционно сильного боярства и княжеской власти. С наступлением феодальной раздробленности не было утрачено сознание единства Русской земли. Удельные княжества продолжали жить по законам Пространной Правды, с единым митрополитом, в рамках своеобразной федерации. Позднее этот фактор станет играть важную роль в процессе собирания земель вокруг нескольких княжеств-центров, претендовавших на киевское наследие.

Ростово-Суздальская земля (или Северо-Восточная Русь), расположенная на северо-востоке от Приднепровья, была далёкой окраиной Древнерусского государства. Здесь первоначально жили угро-финские (мордва, меря, мурома) и балтийские (в западной части) племена. На ру­беже IX-X вв. с северо-запада сюда начинают проникать ильменские словене, с запада – кри­вичи, на рубеже X-XI вв. - вятичи. От остальной части Древнерусского государства эту зем­лю отделяли густые и труднопроходимые леса (край поэтому часто назывался Залесским). В XI-XII вв. широким потоком идёт колонизационное движение из Юго-Западной Руси и Нов­городской земли в эти края. Земля здесь не столь плодородная, чем приднепровский черно­зём, но давала достаточно устойчивые урожаи. Здесь располагались торговые пути, возника­ли новые города – Владимир-на-Клязьме, Суздаль, Муром, Переяславль-Залесский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Нижний Новгород. Первым князем здесь был Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.), захвативший киевский стол и влиявший на Новгород, превративший Суздаль в столицу княжества, основавший Москву. С именами сыновей Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.) и Всеволода Большое Гнездо (1176-1212 гг.) связаны полити­ческий и экономический подъём Северо-Восточной Руси, перенос столицы из Суздаля во Владимир, присвоение титула великого князя киевского при одновременном повышении роли Владимиро-Суздальского княжества в общерусской политике, превращение его в вели­кое княжество. После смерти Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество оказалось, в силу сохранявшихся центробежных тенденций, разделённым на 7 княжеств, а владимирский великий князь стал лишь первым среди равных князей других княжеств. Тем не менее княжеская власть в Северо-Восточной Руси с самого начала была значительно сильнее, чем в Приднепровье и поэтому в будущем могла эволюционировать в сторону самодержавной монархии. На смену дружинной организации здесь пришёл двор со штатом военных слуг, положивших начало к образованию дворянства.

Галицко-Волынская земля (Червонная Русь) находилась на крайнем юго-западе Древней Руси. Благодаря исключительно плодородной чернозёмной почве здесь раньше воз­никло и достигло расцвета феодальное землевладение, развиты были различные промыслы и ремёсла. Для Юго-Западной Руси характерно мощное боярство, нередко противопоставляв­шее себя князьям. При Ярославе Остомысле (1152-1187 гг.) Галицкая земля достигла могу­щества, но тогда же землю начали раздирать феодальные усобицы. Они привели к фактиче­скому раздроблению Галицко-Волынского княжества на ряд небольших уделов, постоянно воюющих друг с другом, нередко с привлечением половецких, польских, венгерских войск. Князю Даниилу Романовичу (1205-1264 гг.) удалось восстановить княжества, расправиться с боярской оппозицией, стать одним из самых сильных князей Руси.

Новгородская феодальная республика. Своеобразно развивалась Северо-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли. Проникновение славян на территорию будущей Новгородской земли началось, очевидно, значительно раньше, чем в южные районы, и шло иным путём: из славянского прибалтийского Поморья. На новых ме­стах славяне встретились с местным угро-финским и балтийским населением и постепенно ассимилировали его. Под властью Новгорода оказалось обширная территория Северо-Запад­ной Руси. Собственно Новгородская земля включала бассейны озера Ильмень и рек Волхова, Мсты, Ловати, Шелони, Мологи. Новгороду принадлежали земли, населённые карелами и другими народами. Территория эта простиралась от Финского залива до Урала, от Ледовитого океана до верховьев Волги. В силу меньшего плодородия почвы земледелие здесь было развито слабее, своего хлеба не хватало. Успешнее развивались животноводство, огородничество, садо­водство, ремёсла. Новгород располагался в отдалении от набегов кочевников и на пере­крёстке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через неё с Востоком и Византией. Он всегда был крупным центром торговли, как внутренней, так и внешней. Отсю­да особую роль играли в Новгороде, помимо экономически мощного местного боярства, куп­цы, многие из которых также имели земельную собственность. С самого начала для Новгорода было характерно призвание князя на престол. С 1095 по 1304 г. смена княжеской власти произошла здесь 58 раз, на новгородском престоле побы­вали около 40 человек из трёх ветвей Рюриковичей – суздальской, смоленской и черни­говской. Князь был главой боевой дружины (которую он приводил с собой), владетелем до­мена, высшей судебной инстанцией, он был звеном, связующим Новгород с Русью и поряд­ками в остальных её землях, а также адресатом дани Новгороду. С 1136 г., когда новгородцы прогнали князя Всеволода Михайловича, новгородцы сами приглашают к себе князя на определённых условиях (среди них – запрет репрессий без вины, вмешательства в дела го­родского управления, приобретения собственности в волостях), закреплявшихся в договоре - “ряде”. Высшим органом власти в Новгороде было вече – народное собрание. Как показали последние исследования, вече было собранием не всего мужского населения города, а вла­дельцев городских усадеб в количестве 400-500 человек, составлявших верхушку новго­родского населения и являвшихся полновластными правителями Новгородской земли. Выс­шим новгородским сословием было боярство, возможно, происходившее от родоплеменной знати. Именно оно, а не князь с дружиной (как это происходило в других землях), взимало государственные подати. Экономическое могущество боярства обеспечивалось также благо­даря крупным земельным владениям, что и обусловило его перевес в антикняжеской борьбе. На вече избирались и городские власти – посадник, тысяцкий, владыка (епископ), позднее архиепископ и архимандрит новгородский. Новгородская республика была государством, где власть фактически принадлежала феодалам (боярам и меньшим людям) и купцам. Поэто­му для Новгорода была всегда характерна острая политическая и социальная борьба – бояр­ских группировок между собой и народные движения против наиболее ненавистных предста­вителей правящего феодального сословия. Новгородская феодальная республика играла очень важную роль в международных экономических и политических отношениях того вре­мени. Торговля велась главным образом с Западной Европой и особенно интенсивно с не­мецкими торговыми городами. Новгород был одним из крупнейших и самых красивых горо­дов не только Руси, но и Европы. Именно Новгород стал передовым форпостом Руси в борь­бе с агрессией немецких и шведских феодалов-рыцарей.








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 957;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2025 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.