Социальная и политическая структура общества
Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд.
Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.
Основными элементами социальной структуры общества являются: классы, страты, сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях), городское и сельское население, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь), национальные общности.
Социальная структура объективна по своей природе и не может быть учреждена или отменена по декрету законодателей. Основой ее развития и изменения выступают производство, форма собственности и распределение материальных благ. Каждому исторически определенному способу производства соответствует определенный тип социальной структуры общества.
Определяющим элементом социальной структуры общества являются классы. Платон и Аристотель, описывая различные сословия, классы, считали, что классы даны от природы либо установлены Богом, и поэтому люди отличаются от природы — одни способны начальствовать, а другие быть земледельцами и мастеровыми. Смит и Рикардо предложили распределительную теорию классов: различие между классами обусловлено источниками их дохода: капиталисты получают прибыль, землевладельцы — ренту, рабочие — заработную плату. Ряд мыслителей усматривает причину возникновения классов в насилии, грабеже.
Существование классов связано с развитием материального производства, в котором заключаются главные причины разделения труда, распределения продуктов труда и деления общества на классы.
Фундаментальной причиной классовой дифференциации являются базисные отношения собственности на средства производства. «От отношений собственности на средства производства зависят и роль классов в общественной организации труда, и способы получения и размеры доли общественного богатства» (В. Ленин).
В целостной структуре классового общества можно выделить следующие отношения:
• к собственности на средства производства, что определяет обмен, распределение и потребление (экономические отношения);
• к государственной власти и управлению (политические отношения);
• к правопорядку (правовые отношения);
• к реализации нравственных норм (нравственные отношения);
• к созданию и потреблению художественных ценностей (эстетические отношения).
По отношению к социальной сфере современного общества имеется два основных подхода:
• классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;
• стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.
Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).
Государство – это комитет по управление делами господствующего класса. И духовными, и юридическими, и экономическими. Тотально. А право – это воля экономически господствующего класса, возведенная в ранг закона, принятого и проголосованного. То есть при капитализме человек юридически свободен, а экономически повязан так, что и не шелохнется. И эти узы привязывают его к потенциальному, неизвестному ему, работодателю. Это такое узилище. В конце концов, раб знает, что пришел – покормили (если хороший хозяин).
Поскольку государство и люди государства заинтересованы конечно в вечном не убывающем и приходящем развитие. Государство - это орган социума. Организм. Орган сложный, в первую очередь имеющий свои компетентные установки - право, суд, прокуратура очень много собственных органов, но сам тоже орган. Но однажды может возомнить, что оно и есть то самое общество. Это умопомрачение называется - средствами этатизма. Этатизм – это теория направленная как раз на то, что не общество создано для государства, а государство создано для общества. То что сейчас происходит – это не этатизм – это порнография.
Анархия – это не безвластие. Это постгосударственная форма власти.
Политическая система общества – совокупность отношений политических субъектов, институтов и государства. Государство – ядро политической организации. Политика начинается там, где соотносятся миллионы, сотни тысяч – между большими массами людей.
Понятие «собственность» возникает, когда у человека появляется право распоряжаться принадлежащими ему вещами, включая и продукты духовного производства. Собственность распространяется и на собственную жизнь человека, его телесные и духовные силы. Когда человек, опираясь на силу, подкрепленную законом или беззаконным насилием, распоряжается другими людьми, возникает феномен власти. Очевидно, что соотношение власти и собственности представляет важнейшую характеристику общества, имеющую прямое отношение к каждому человеку. Через эти социальные институты (власть и собственность), так или иначе, реализуется принцип справедливости, исторические модификации которого отражают эволюцию взглядов на соотношение общества и человека.
Платон и Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Государство – это результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, результат прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности.
Форма государства не исчерпывается формой правления, говоря о ней следует иметь в виду и политический режим – методы осуществления государственного руководства обществом. Государство может осуществлять свою власть и демократическими методами парламентаризма, и антидемократическими методами тоталитаризма в его наиболее откровенной форме.
В наиболее общем виде социальный институт - форма организации социальной деятельности. Составляющие этой деятельности - цель, средство и технология. Общности, объединенные этими 3-мя признаками, могут быть определены как социальный институт: предприятия, политические партии.
С этой точки зрения социальный институт - определенная человеческая деятельность в области организации какой-либо деятельности, определенная организационная структура.
Содержание социального института - распределение функций. Проявляется это в виде организационных документов (документ отличается от других носителей информации тем, что несет правовую силу). Более зрелой формой социального института является организация в виде юридического лица.
Простейший социальный институт - семья. Правовое оформление семьи - брак.
Брак - комплекс обычаев, основанный на отношениях сексуально связанной пары внутри семьи.
Семья - социальная группа, связанная общностью жительства, экономической кооперацией (бюджет) и воспроизводством.
Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип социальные сферы общества: наличие определенных классов и соц.групп (род, племя, народность, нация, семья).
Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин: «классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда».
Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе позволить присваивать труды другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного устройства.
В каждом обществе наряду с классами существуют также социальные группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепленной в правовых нормах.
Социальная структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные социальные группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими социальными группами общества всегда относительны и подвижны.
Структура общества включает в себя: отдельные объекты и их свойства, т.е. сумма индивидов + реальные отношения, которые объединяют людей.
С точки зрения социального нигилизма: существуют только отдельные люди, а общественных связей и, следовательно, общества - нет.
Понятие структура общества отражает определенную форму устойчивых связей, отношений, совокупность сложившихся на их основе социальных групп и институтов, обеспечивающих целостность общества и сохранность его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура общества может быть определена как форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодополнений различных его частей.
Основа общественной структуры образуется на базе 4-х видов человеческой деятельности: материальная, духовная, регулятивная или управленческая и деятельность обслуживания или социальная.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 2678;