Психология восприятия
Самым плодотворным течением в области психологии восприятия стала гештальтпсихология, согласно которой мы всегда воспринимаем не отдельные раздражители, а цельный образ — гештальт. Чтобы воспринять цельный образ, надо: 1) выделить его из массы других раздражителей; 2) распознать, то есть «подогнать» под уже имеющийся в памяти привычный образ. А это означает, что мы, в отличие от фотоаппарата, не фиксируем все подряд и все как есть, а проводим определенные преобразования с поступающей информацией. Отсюда вытекают основные законы восприятия цельного образа (гештальтпсихологии).
1. Закон фона и фигуры.Во всем потоке воспринимаемой нами информации мы выделяем главное — фигуру; все остальное является фоном. Классический пример приведен на рис. 16.1, А. В зависимости от того, на чем мы сосредоточиваем внимание, мы видим на этом рисунке либо черную вазу на белом фоне, либо два обращенных друг к другу белых лица на черном фоне. Другой пример — эффект вечеринки: на шумной вечеринке (например, дискотеке) при интересном разговоре мы слышим не громкую музыку (фон), а тихую речь собеседника (фигуру).
2. Закон постоянства восприятия.Знакомые нам предметы распознаются нами и воспринимаются одинаковыми (постоянными), хотя их объективные образы (например, изображения на сетчатке) могут быть абсолютно различными. Пример: когда к нам приближается человек, то у нас не создается впечатления, будто он на глазах превращается в гиганта, хотя именно это и происходит с его изображением на сетчатке. Другой пример — монетка всегда кажется нам круглой, даже если повернута к нам почти в профиль и ее изображение на сетчатке эллипсоидное.
3. Закон трансформации образа.Этот закон констатирует тот факт, что выделение фигуры из фона и распознавание образа означают преобразование (трансформацию), порой значительное, поступающей информации (объективного образа). Для удобства можно разделить все виды трансформации образа на ограничение(устранение лишней информации), дополнение(добавление новой информации) и изменение(исправление поступающей информации), хотя все эти процессы почти всегда действуют одновременно.
· К механизмам ограничения относятся, в частности:
¾ ограниченность рецепторов(например, мы не воспринимаем инфракрасные и ультрафиолетовые лучи);
¾ адаптация(мы быстро перестаем воспринимать не изменяющуюся информацию — надетую на нас одежду; неподвижные предметы, если только не «ощупываем» их постоянно глазами; неизменные тактильные раздражители, именно поэтому мы кошку гладим, а не просто держим руку у нее на голове);
¾ избирательное вниманиена объекте, например упомянутый уже эффект вечеринки.
· К механизмам дополнения относятся:
¾ феномен заполнения пробелов — достраивание образа до знакомого. На рис. 16.1, Б изображены несколько точек, которые наш мозг достраивает до буквы «А», мысленно заполняя пробелы между точками;
¾ феномен построения гипотез — воспринимаемый образ мы пытаемся «подогнать» под какой-либо из уже знакомых, строя (неосознанно, разумеется) гипотезы — «а может, это квадрат? или круг? или, скажем, буква?» Пример приведен на рис. 16.1, В: мы четко видим на нем белый квадрат, хотя никакого квадрата на самом деле не изображено.
· Примеры изменения были приведены при обсуждении закона постоянства восприятия (монетка воспринимается всегда круглой, человек — всегда примерно одинакового роста).
Чрезвычайно важно, что все эти механизмы обусловлены тем, что мозг сопоставляет объективный образ со знакомыми образами, хранящимися в памяти, то есть пропускает поступающую информацию сквозь призму опыта. Более того, образ трансформируется в соответствии с нашим эмоциональным состоянием (ребенку в темной комнате костюм на вешалке кажется стоящим у стены черным человеком) и нашими ожиданиями («желаемое принимается за действительное»). Таким образом, в любом восприятии есть объективный компонент (поступающая информация) и накладывающийся на него субъективный компонент, или апперцепция(«сверхвосприятие»).
Вклад объективного и субъективного компонентов может быть различным; чем больше дефицит объективной информации об образе, тем большую роль играет апперцепция. На этом основаны апперцепционные тесты, например тест чернильных пятен (тест Роршаха). В этом тесте на листок бумаги капают чернилами, затем этот листок складывают и разгибают; получается симметричная картинка (рис. 15.2). Человека просят рассказать, что он видит на этой картинке; поскольку на ней не изображено ничего, воспринимаемый человеком образ является почти чистой апперцепцией, и опытный психолог может по рассказу пациента распознать его настроение, мысли и ожидания.
Любопытным примером трансформации образа с целью постоянства восприятия служат иллюзии — ошибочные восприятия реально существующих объектов. Наиболее распространены зрительные иллюзии, некоторые из которых приведены на рис. 16.1, Г—Д. На рис. 16.1, Г правая линия кажется длиннее, чем левая, хотя на самом деле они одинаковы. В левой части рис. 16.1, Д бочонки и человечки на заднем плане кажутся гораздо бо{‘}льшими, чем на переднем плане; если же посмотреть на правую часть этого рисунка, то нам покажется, что бочонки и человечки на переднем и заднем плане примерно одинаковы (на самом деле соотношение между размерами бочонков и человечков и слева, и справа одинаковое). Зрительные иллюзии — это своеобразная плата за особенности нашего восприятия, но это очень небольшая плата за то, что человек на наших глазах не превращается из карлика в гиганта только потому, что шагнул нам навстречу!
Итак, сформулируем главные положения, следующие из психологических особенностей восприятия.
· Восприятие активно — воспринимаемый образ трансформируется мозгом.
· Эта трансформация направлена на то, чтобы доставить сознанию оптимальный образ — наиболее важный для текущей деятельности и по возможности распознанный.
· В этой трансформации ключевую роль играет опыт человека, а также его эмоциональный настрой и ожидания.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 502;