ЛАБИРИНТ И МИНОТАВР

Легендарные и мифологические сюжеты часто встре­чаются на античных монетах. Но, пожалуй, наиболее древние сказания, в которых слышны отголоски реальных событий далёкого прошлого Эллады, отражены в типах монет критского города Кносса.

В первой половине и середине II тыс. до н. э. Кносс являлся главным центром так называемой «минойской» цивилизации, первой по времени возникновения на территории Европы. Она появилась на острове Крит и зани­мала ведущее положение во всём бассейне Эгейского моря вплоть до своей гибели около 14S0 г. до н. э. (см. ст. «Древняя Греция»). Могущественные правители Крито-Минойской державы подчинили себе некоторые области ма­териковой Греции, откуда получали дань, выплачиваемую в том числе и молодыми невольниками. В критскую столицу Кносс, где находился грандиозный дворцовый комплекс, привозили в качестве заложников детей зависимых гречес­ких династов из Афин, Мегары и других мест.

Однако в момент наивысшего подъёма минойская цивилизация испытала на себе сокрушительный удар природной стихии. Мощнейший взрыв вулкана на близле­жащем острове Фера (Санторин) имел самые катастрофи­ческие последствия: разрушение городов и селений, уничтожение гигантскими цунами гаваней и флота (главной опоры военного и торгового могущества критян-минойцев), превращение на некоторое время плодородных пахотных земель и пастбищ в смертоносные пустыни из-за толстого слоя выпавшего на них фторосодержащего вулканического пепла. Ослабленное Критское государство стало после этого лёгкой добычей для греков-ахейцев, сначала делавших набеги с материка, а затем явившихся на остров как победоносные завоеватели.

Эти исторические события запечатлелись в общеэллин­ских эпических сказаниях и местных преданиях, и прежде всего на самом Крите. Легенда о Тесее и Ариадне известна и современному читателю. Критский царь Минос, пора­ботивший Афины, требовал присылать ему в качестве дани юношей и девушек, которых потом отдавали на съедение жившему в кносском Лабиринте (здании со множеством за­путанных переходов, откуда невозможно было найти выход) Минотавру, получеловеку-полубыку. Афинский царевич Тесей с помощью полюбившей его дочери Миноса Ариадны одолел кровожадное чудовище и со славой вернулся домой.

На монетах Кносса в течение нескольких веков, от арха­ики до позднего эллинизма, попадаются изображения, связанные с этим мифом. Однако в отличие от афинской версии, которая нам хорошо знакома, центральное место здесь отводится не Тесею, а критским мотивам изоб­ражению Минотавра (в виде атлетически сложенного мужчины с бычьей головой) и условному плану Лабиринта.

*

бассейна Эгейского моря — медные слитки, имею­щие форму бычьей шкуры.

Изобретение монеты — кусочка металла опре­делённого веса с удостоверяющими изображениями или надписями — совершилось почти одновремен­но (в первой половине VII в. до н. э.) в двух соседних районах Эгеиды — на западном побережье Малой Азии (в Лидийском царстве) и в Греции (на острове Эгина, лежащем между Пелопоннесским полуост­ровом и Аттикой). Это новшество, быстро доказав­шее свою необычайную полезность, было оценено по достоинству. В античную эпоху чеканка и литьё монет постепенно распространились на огромном пространстве от Испании и Британии до Индии.

Совершенно независимо от Европы появились литые медные монеты в Китае, где их традицион­ный вид (плоский кружок с квадратным отверстием в центре, вокруг которого размещались иероглифы) сохранился до начала нынешнего столетия.

Чрезвычайно разнообразны сюжеты изображе­ний на монетах многочисленных древнегреческих городов-государств (полисов). Любопытны монет­ные выпуски (эмиссии) с «говорящими эмблема­ми», своеобразными ребусами: на монетах Фокеи помещается тюлень (по-гречески «фоке»), Лекнтина — лев («леон»), Родоса — роза («родон»), Селинунта — сельдерей («селинон») и т. д. Единообразие типов монет (золотых, серебряных и медных) ха­рактерно для чеканки эллинистических царей и римских императоров. Главным тогда становится изображение правителя, сопровождаемое его име­нем и титулом.

Греческое слово «номисма» имело в древности несколько значений. Первоначально это — «уста­новившийся обычай, общественный порядок, сло­жившаяся традиция, правовая норма». Два других значения производны от первого: «полная мера, за­конная норма» (по отношению к системе мер и ве­сов) и «монета» (как единица стоимости, металли­ческий денежный знак). В форме «нумизма» тер­мин перешёл в латинский язык и послужил затем основой для названия науки, изучающей монеты, — «нумизматика». Из латыни взяты нумизматами и два самых употребительных у них термина — «аверс» и «реверс», т. е. лицевая и оборотная сторо­ны монетного кружка.

Ещё античные исследователи пытались в качест­ве аргументов в своих дискуссиях использовать мо­неты. Так, греческие авторы Плутарх (I—II вв. н. э.) и Павсаний (II в. н. э.) сопоставляли предания об отдалённом прошлом нескольких городов Эллады (Афин, Трезена) с монетными изображениями. Римский историк Флавий Вописк (III—IV вв.) сооб­щает о вполне научном споре между образованными любителями старины, который разрешился, стоило только одному из них предъявить нумизматическое доказательство.

Однако лишь в начале эпохи Возрождения по­явился серьёзный интерес к коллекционированию и изучению древних монет. Страстным их собира­телем был, например, великий итальянский поэт-гуманист Франческо Петрарка (1304—1374). Пред­ставители ренессансной культуры — художники и

литераторы, ученые и политики — ценили гречес­кие и римские монеты прежде всего как совершен­ные образцы античного искусства и подлинные сви­детельства существования реальных исторических персонажей, царей и императоров, великолепные иллюстрации к трудам историков античности.

Становление нумизматики как науки, дающей исследователю целый комплекс разнооб­разных данных, включая сведения о со­стоянии экономики целого государства или отдельной области (как бы момен­тальный снимок денежного обращения), происходит в XVIII—XIX вв. Вслед за античной тогда делает первые успехи ну­мизматика средневековая — европей­ская и восточная.

Учёные-нумизматы могут много рас­сказать не только об экономике и поли­тической жизни самых разных стран и народов мира, но и об их культуре, ре­лигии.

Огромную информацию, в частности, монеты дают о божествах, почитавших­ся в древней Элладе, в греческих коло­ниях, разбросанных во множестве по бе­регам Средиземного и Чёрного морей, а также в иных центрах античного мира. Ведь изображения самих небожителей, их статуй и отдельных атрибутов богов, храмов, горных святилищ, даже целых мифологических сцен с участием не­скольких персонажей весьма часто фи­гурировали на монетных штемпелях с VI в. до н. э. по III в. н. э.

По нумизматическим памятникам античности можно изучать и политичес­кую историю. Представители афинских царских родов в VI в. до н. э. чеканили серебряные монеты, помеченные собст­венными фамильными эмблемами (сре­ди них голова мифического чудовища Медузы Горгоны, амфора — узкогорлый кувшин с двумя ручками, бычья голова, сова).

Нередко города-государства в Древ­ней Греции заключали между собой так называемые «монетные союзы». В по­добных случаях по официальному согла­шению допускалось хождение на терри­ториях двух и более союзных полисов монет, выпущенных каждым из них. Со­хранились тексты некоторых таких до­говоров. Но чаще факты заключения по­добных экономических и политических союзов устанавливаются по монетам. Так, на серебряных и медных монетах нескольких полисов — Галиарта, Фив, Танагры, Орхомена, Феспий и др., рас­полагавшихся в области Беотия (Сред­няя Греция), с середины VI в. до н. э. появляется одинаковое изображение щита харак­терной формы. Оно символизировало принадлеж­ность всех чеканивших такие монеты городов (их

ЗНАКИ ЗОДИАКА НА

СРЕДНЕВЕКОВЫХ

ИНДИЙСКИХ МОНЕТАХ

Лаже среди учёных-востоковедов до сих пор распространено мнение, что в мусульман­ской культуре изоб­ражения людей и жи­вотных были запрещены как нечто греховное. Хотя это суждение и опирается на подлинные высказы­вания некоторых видных исламских богословов средневековья, факты говорят о терпимости последователей учения пророка Мухаммеда (570632 гг.) к такого рода сюжетам. Более того, в светском придворном искусстве и повседневном обиходе исламских стран изоб­ражения живых существ всегда были популярны. Человеческие головы и целые фигуры, звери и птицы часто встречаются на страницах рукописных книг, ювелирных изде­лиях, расписных тканях, парадной и повседневной посуде, оружии и пред­метах воинской экипи­ровки. Не являются они редкостью и на монетах мусульманских государств начиная уже с VII в. Их не трудно обнаружить, к при­меру, на монетах Араб­ского Халифата VIIXI вв., тюркской династии Сельджукидов и её вассалов в Малой Азии XIXIII вв., ханов Золотой Орды кон­ца XIII в. XIV в., шахов Персии XVII—XIX вв. Не чуждо этому кругу сюжетов и монетное дело мусульманской Индии. Весьма любопытна в этом отношении целая серия золотых мохаров со зна­ками Зодиака. Эти монеты чеканились с 1618 по 1622 г. индийским императором Джахангиром (16051627 гг.) из династии Великих Моголов, как гласит пре­дание, для его любимой жены Hyp Джахан. На них изображены все двенад­цать фигур, символи­зирующих зодиакальные созвездия.

*

названия указываются на реверсе) к военно-поли­тическому объединению — Беотийскому союзу.

Со второй половины III в. до н. э. до середины II в. до н. э. важнейшую роль играл Ахейский союз. В него входили многие города-государства, глав­ным образом Пелопоннесского полуострова. Они че­канили монеты с головой Зевса на одной стороне и монограммой, составленной из букв А и X, внутри лаврового венка — на другой.

Чрезвычайно ценны нумизматические памятни­ки античности для историков искусства. Многие монетные композиции архаического и особенно классического и эллинистического периодов — со­вершенные образцы миниатюрной пластики. Штемпели для некоторых греческих монет резали известные мастера, подписывавшие свои произве­дения. Работам этих лучших художников-торевтов подражали их коллеги в других полисах Эллады.

На античных монетах нередко воспроизводятся те шедевры архитектуры и изобразительного искус­ства, которые до нас не дошли. Так нумизматиче­ские свидетельства помогли археологам отыскать руины театра Диониса в Афинах и уточнить детали облика храма Артемиды в Эфесе. Благодаря им же «опознаны» такие прославленные скульптуры, как «Афина и Марсий» Мирона, «Эйрена с Плутосом»








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1489;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.