Территория, захваченная римлянами в результате Второй Пунической войны.

КАРФАГЕН И ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ

Греческие и римские историки не преувеличи­вали, когда определяли первые две Пуничес­кие войны (всего их было три) как важнейшие в истории Древнего Мира. В военном противостоя­нии двух сильнейших держав Западного Среди­земноморья решались судьбы не только Рима и Карфагена, но и будущее европейской цивилиза­ции: быть ли в её основе греко-латинской культуре или культуре семитского Востока.

Карфаген («Новый Город») был основан переселенцами из финикийского города Тира на плодо­родной земле северной Африки на берегу большой и удобной гавани. Финикийцы, что в переводе с греческого значит «ловцы пурпура», или, как их называли римляне, пуны, славились среди древних народов Средиземноморья как самые отважные и искусные мореплаватели и купцы. Чрезвычайно благоприятные условия для развития земледелия и морской торговли заложили основу могущества и богатства Карфагена. К III в. до н. э. он превратился

 

 

Территория Римской республики к началу войны.

Владения Карфагена к началу войны.

Направления походов Ганнибала.

Поход Сципиона в Африку.

Места и годы важнейших сражений.

Территория, захваченная римлянами в результате Второй Пунической войны.

в самую сильную державу Западного Средиземно­морья, подчинив своей власти не только североафриканские племена, но и финикийские колонии в Африке, на Пиренейском полуострове, на северо-за­падном берегу Сицилии и близлежащих островах.

Карфаген считался самым богатым городом в мире. Вся морская торговля между Западом и Вос­током Средиземноморья шла через его гавань. Здесь стояли сотни кораблей, перевозивших товары со всего света. Застроенный многоэтажными домами, в период своего наивысшего расцвета город насчи­тывал до 700 тыс. жителей. По своему политичес­кому устройству Карфаген был олигархической рес­публикой. Вся полнота власти принадлежала не­большому кругу аристократических родов, из ко­торых избирались совет старейшин — сенат — и совет ста четырёх. Сенату принадлежала высшая законодательная власть, а совет ста четырёх являл­ся высшим контролирующим органом; ему подчи­нялись все магистратуры. Исполнительную власть осуществляли суффеты, главной обязанностью ко­торых было возглавлять армию и флот. Их изби­рали сроком на один год. Существовало в Карфагене и народное собрание, но оно большой роли в уп­равлении государством не играло. Его созывали обычно в тех случаях, когда возникали серьёзные разногласия внутри карфагенского правительства.

Серьёзную конкуренцию карфагенянам состав­ляли лишь греческие колонии в Сицилии и Южной Италии, но, сначала в союзе с этрусками, а затем и с римлянами, Карфаген сумел значительно ограни­чить морскую торговлю греков (см. ст. «Этрурия и этруски»). С конца V в. до н. э. в течение ста лет шла беспрерывная борьба между Карфагеном и гре­ками Сицилии за обладание островом. Оплотом гре­ков в этой борьбе стал крупнейший греческий город Сицилии — Сиракузы. Четырежды карфагеняне за­хватывали почти весь остров, но взять город не могли. В свою очередь сиракузяне осаждали своих вра­гов в их крепостях на северо-западном берегу ост­рова и в самом Карфагене. В III в. до н. э. Карфаген владел большей частью Сицилии, и сиракузский царь Гиерон II старался жить с пунами в мире, по­нимая, однако, что Карфаген не успокоится, пока не захватит весь остров.

К этому времени на политической арене Среди­земноморья появилась третья сила — Рим, с жад­ным интересом наблюдающий за тем, что проис­ходит. Рим, подчинивший к 70-м гг. III в. до н. э. территорию нынешней Италии, чувствовал себя уже достаточно окрепшим, чтобы помериться си­лами с великим Карфагеном, смотревшим на Рим свысока. Бережливость и простота нравов римской знати вызывали насмешки у бывавших в Риме пунов. С тонкой усмешкой они говорили: римские се­наторы так дружны между собой, что во всех домах пользуются одними и теми же серебряными столо­выми приборами. Карфагенские послы, предостере­гая римлян от вмешательства в сицилийские дела, самоуверенно заявляли, что без разрешения пунов те не смогут даже руки умыть в море.

Действительно, ни подчинённые Риму италий­ские греки, ни сами римляне не имели ни таких быстроходных пятипалубных судов — пентер, ка­кие строили карфагенские кораблестроители, ни равных пунам флотоводцев. Правда, при столкно­вениях на суше силы их оказывались равными. Карфаген имел хорошо обученную наёмную армию, набиравшуюся из воинственных соседних племён, великолепную нумидийскую конницу, боевых сло­нов. Но эта армия была ненадёжна. Наёмники слу­жили только до тех пор, пока им платили. Малей­шая задержка выплаты денег могла превратить ар­мию во врага и поставить государство на край ги­бели. Римское же ополчение — милиция — состоя­ло из граждан, для которых интересы их города

являлись их собственными. Они сами решали — быть или не быть войне, и сражались до последнего с ожесточени­ем и твёрдостью.

Когда сицилийский город Мессана обратился к Риму за помощью в борьбе с Гиероном II, сенаторы передали вопрос на рассмотрение народного собра­ния: ведь помощь Мессане оборачивалась войной не столько с Сиракузами, сколько с Карфагеном. Граждане Рима проголосовали за войну. Так в 265 г. до н. э. началась долгая и изнурительная Пер­вая Пуническая война. Рим тем самым заявил пре­тензии на роль великой державы. Он выходил на мировую политическую арену.

Военные действия проходили главным образом в Сицилии и про­должались 24 года. Сначала дела по­шли успешно для Рима. Гиерон II пе­решёл на его сторону, и на третьем году войны новые союзники осадили пунов в их крепостях на северо-за­падном побережье острова. Но побе­дить карфагенян силами одной толь­ко сухопутной армии было невоз­можно, и Рим приступил к созданию флота. За один год с помощью гречес­ких союзников было построено 100 пентер и 30 триер. Утверждение, что римляне тогда впервые погрузили вёсла в воду, вряд ли является пре­увеличением. Военно-морской флот на протяжении всей истории Рима оставался пасынком. Служба во фло­те была менее престижной, чем в ле­гионах. Флотские офицеры набира­лись большей частью из италийских греков, а эки­пажи — из союзников и рабов.

Римляне не любили моря. Поэтому, насколько возможно, морские сражения они старались пре­вратить в сухопутные. Для этого они снабдили свои корабли перекидными мостиками с железными ши­пами — «воронами». При сближении с вражеским кораблём «ворон» цеплялся за его борт, и перебрав­шиеся по нему солдаты сходились в рукопашной схватке с экипажем врага. После ряда одержанных таким образом побед на море Рим решил напасть на сам Карфаген. Летом 256 г. до н. э. к берегам Африки был послан огромный флот из 330 судов с экипажем общей численностью 100 тыс. человек и десантной армией в 40 тыс. человек. У юго-восточ­ных берегов Сицилии возле мыса Экном римлян встретил карфагенский флот из 350 судов. Здесь разыгралось самое грандиозное морское сражение в истории Древнего Мира. Потеряв около 100 судов, пуны были вынуждены отступить, и римская армия беспрепятственно высадилась на берег Африки. Од­нако успешно начатая операция провалилась. Се­нат отозвал большую часть армии в Италию, ос­тавив в Африке только 15 тыс. пехоты и 500 всад­ников. Бездарный и самоуверенный консул Регул весной 255 г. до н. э. погубил войско и сам оказался в плену.

После этого поражения римляне ограничили бо­евые действия территорией Сицилии и её прибреж­ными водами. В течение следующих 12 лет война шла с переменным успехом и большими потерями для обеих сторон. В общей сложности Рим потерял 4 флота, на борту которых находились три сухо­путных войска. Четвёртая сухопутная армия по­легла под стенами Карфагена. Карфаген был тоже истощён. Война стала вестись вяло и зашла в тупик. Некоторое оживление в её ход внёс назначенный в 247 г. до н. э. главнокомандующим молодой и энер­гичный карфагенский полководец Гамилькар Бар­ка («Молния»). Он мёртвой хваткой вцепился в клочок оставшейся во власти Карфа­гена земли, укрепившись на горном плато Эйркте.

На 23-м году войны Рим сделал решительный рывок к победе. На собранные с граждан деньги были построены 200 новых пентер. Появ­ление римского флота в водах Сици­лии явилось полной неожиданно­стью для Карфагена. Состоявшаяся в марте 241 г. до н. э. морская битва у Эгатских островов принесла нако­нец Риму решающую победу. Карфа­ген запросил мира, поручив его за­ключение Гамилькару Барке, сто­роннику продолжения войны. Он су­мел выйти из этой ситуации с дос­тоинством. По условиям мирного до­говора Сицилия отошла к Риму, и Карфаген должен был выплатить контрибуцию в 3,2 тыс. талантов. Однако требование сдать оружие Гамилькар категорически отверг, заявив, что скорее умрёт, чем вернётся домой с позором. Он увёл из Сицилии свою армию с оружием в руках и с твёр­дым намерением продолжить в будущем войну с Римом.

В Карфагене развернулась борьба политических группировок. Гамилькар одержал верх и получил полномочия бессрочного командующего армией, став почти диктатором. Он сразу приступил к под­готовке плацдарма для ведения войны с Римом на Пиренейском полуострове. Вместе со своим зятем Гасдрубалом он расширил там границы владений Карфагена до реки Эбро. Но в 228 г. до н. э. Гамилькар погиб в бою, а спустя семь лет пал от руки убийцы его зять Гасдрубал. Войско единодушно из­брало своим главнокомандующим 28-летнего сына Гамилькара, Ганнибала. Он унаследовал от отца всю силу ненависти к Риму, ещё девятилетним мальчиком поклявшись уничтожить заносчивый город. С детских лет Ганнибал воспитывался в во­енном лагере. Он был искусен и как полководец, и как солдат. В этом человеке, по утверждению рим­ского историка Тита Ливия, сочетались самые про­тивоположные качества: благоразумие и вдохнове­ние, осторожность и энергия.

 








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 3463;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.