Этнопедагогика как наука, учебная дисциплина и практическая деятельность
1. Этнопедагогика, предмет и проблемы её исследования
Вопрос: Как можно назвать наш век?
Наш 21 век принято называть веком научно-технической революции, веком социальных революций и экономических реформ, веком космонавтики, веком генетики, атомным веком. Но ни одно из этих названий не может вполне адекватно охарактеризовать историю человечества, хотя каждое из них справедливо.
Чтобы приблизиться к объективной и полной характеристике двадцатого века, следовало бы сделать к тем общепринятым суждениям еще одно педагогическое дополнение, а именно охарактеризовать двадцатый век, как век ЧЕЛОВЕКА и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, Век Воспитания и Педагогики. ''Мир вступает в век Человека''. Писал В.А. Сухомлинский и с этим нельзя не согласиться. Особенности современного социального развития человечества таковы, что одним из самых эффективных способов служения Родине становится служение ей активным участием в воспитании порастающего поколения. И не случайно, что одним из главных признаков всеобщего духовного и культурного процесса является педагогический процесс.
Педагогика всегда актуальна, поскольку она обращена к Человеку, к его будущем, она вынуждена думать, взглянуть на себя со стороны, дабы наши собственные ошибки и несовершенство не обернулись ошибками и несовершенствами наших детей. Не зря говорят в народе: «'Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» /Адыгейская поговорка/.
Народ – воспитатель, народ – педагог. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставила не только перед нами, нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях.
Века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача поколениям того всеобщего, на чем зиждется все человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.
Сегодня мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки.
''Забывая свои корни, мы разрываем связь времени и поколений, а человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем'', – сказал Чингиз Айтматов.
Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые в наш век прорастут и дадут добрые всходы.
Из сказанного выше следует, что необходимость появления в программе учебных заведений курса «Этнопедагогики» было вызвано потребностями общества. С уходом ХХ века человечество завершило технократическое развитие и переходит к этапу гуманитарной культуры, потому что на грани веков необходимы изменения в самих людях.
Стратегия ХХI века – это переход от логики силы и страха к логике разума и любви. Не случайно первое десятилетие ХХI века ООН объявлено Десятилетием культуры мира и ненасилия. Ключевые элементы культуры мира: мир, демократия, права человека, толерантность.
Что такое толерантность?
Толерантность – это терпимость (многие словари). Жизнь показывает, что толерантность больше, чем терпимость. Это признание права человека на его свободы. Признать такое определение толерантности – значит иметь большое мужество, ибо свобода каждого из нас заканчивается там, где начинается свобода другого.
Профессор Вильнюсского педагогического университета Б.П. Битинас определил культуру мира как сочетание двух «да» и двух «нет».
«ДА» – толерантности, которой людей нужно обучать.
«ДА» – ответственности перед собой и за себя, перед другими и за других.
«НЕТ» – агрессии, в том числе и детской.
«НЕТ» – делению людей на «своих» и «чужих».
К сожалению, на стыке ХХ–ХХI вв. идут скрытые внутренние войны, которые носят этнический характер, т. к. в каждом народе есть свои особенности, которые не учитываются обществом, большинством.
Человек – духовное и биосоциальное существо, он должен знать свои духовные корни, свой язык, свою культуру. Только на этой основе он способен понять культуру других народов, принять и усвоить общечеловеческие ценности, ценности поликультурного мира.
Между тем человечество в третьем тысячелетии стоит перед выбором: сближение и ассимиляция культур, что превратит человечество в некое безнациональное общество с единой общечеловеческой культурой? или человечество пойдет по пути сохранения самобытных культур, являющихся достоянием и богатством не только самого этноса, но и всего человечества? На эти вопросы, отчасти, призвана дать ответ этнопедагогика.
Развитие этнопедагогики, как и всякой другой науки, началось с зарождения первых этнопедагогических мыслей, обобщающих знаний. Они возникли как первые эмпирические обобщения воспитательного опыта, отраженные в произведениях устного народного творчества. Этнопедагогика как наука сформировалась гораздо позже, в 70-х гг. XX в.
Основатель этнопедагогики Геннадий Никандрович Волков, в 70-х гг. XX в. определил её как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этнических и этнических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации (Г.Н. Волков).
С появлением термина «этнопедагогика» некоторые ученые, а также большинство практиков стали отождествлять понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика». Ряд исследователей, не проводя четкой грани между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин «этнопедагогика».
Академик Г.Н. Волков определил основное различие между этими научными понятиями: «...народная педагогика имеет отношение к опыту, его описанию, этнопедагогика – сфера теоретической мысли, сфера науки».
По мнению В.С. (Вадим Сергеевич) Кукушина: «Народная педагогика – это воспитательные традиции конкретной этнической группы»;
Этнопедагогика – это обобщённое понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.
Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути использования в современных условиях. Этнопедагогика – это отрасль педагогической науки.
Часть ученых считают предметом этнопедагогики народную педагогику. Однако, по мнению И.Л. Набок, предмет этнопедагогики шире. Так, важной частью этнопедагогики данный автор считает культуру межнационального общения.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 2809;