Вступление немецких танков в Ливию. 1941 г.

1943 год принёс и общий перелом в войне на Западе. Победа в Северной Африке позволила союз­никам нанести решающий удар по Италии. Италь­янская армия находилась в состоянии разложения, вызванного разгромом её лучших дивизий в России и Африке. Когда в июле на Сицилию, ключевой опорный пункт Италии в Средиземном море, с моря и с воздуха высадился англо-американский десант, сопротивление ему оказали только находившиеся там немецкие части.

К этому времени в Италии резко ухудшилось по­ложение: росло недовольство режимом Муссолини, усилились противоречия между «чернорубашечни­ками» (фашистской милицией) и армией — «сол­датами короля». В июле Рим впервые с начала вой­ны подвергся бомбардировке. Режим Муссолини разваливался, а сам он, деморализованный и напу­ганный, уговаривал Гитлера заключить с Россией мир «наподобие Брест-Литовского», чтобы спасти германо-итальянский фронт на Западе. Гитлер же требовал от «своего друга дуче» принятия в стране «жесточайших мер».

В такой обстановке Муссолини был свергнут: 25 июля его вызвали во дворец короля Виктора-Эм­мануила, арестовали и в машине «скорой помощи» отправили в тюрьму. У него не нашлось ни одного защитника, даже среди фашистов. Сформированное беспартийное правительство маршала Бадольо рас­пустило фашистскую партию. Вышли из тюрем многие антифашисты.

Гитлер пытался любой ценой не допустить вы­хода Италии из войны. Перекрыв её границы с Гер­манией и Францией, туда перебросили вновь сфор­мированную группу войск под командованием Роммеля. Гитлер приказал разоружить итальянскую армию, захватить флот и авиацию, арестовать правительство и королевскую семью. Но почти все его приказы запоздали. В начале сентября англичане и американцы высадились на юге страны, и Бадольо подписал с ними тайное перемирие, равно­значное выходу Италии из войны. Узнав об этом, Гитлер решил, что Южная Италия и немецкие ди­визии в ней «безвозвратно потеряны», и дал приказ занять оборону на итальянском севере. Однако си­туация неожиданно изменилась. Союзники по не­понятным причинам замешкались, утратили темп наступления и надолго задержали полное освобож­дение Италии. Эта заминка вселила в Гитлера но­вые надежды. Он попытался восстановить режим Муссолини. Немецкие парашютисты под командо­ванием двухметрового эсэсовца Отто Скорцени ос­вободили Муссолини, находившегося под арестом в Абруццких горах, и переправили его в Германию. Вскоре он основал в северной части страны Италь­янскую социальную республику, бывшую не более чем названием на карте. Между тем в Италии раз­ворачивалась антифашистская партизанская вой­на. В Риме, объявленном немецким командованием «открытым городом», т. е. находящимся вне зоны боёв, тем не менее свирепствовало гестапо. Союз­ники неуклонно продвигались на север. В июле 1944 г. они вошли в Рим, но окончательная победа пришла к ним в Италии только в мае 1945 г.

В Германии к 1943 г. всё было подчинено обеспе­чению военных нужд. Ещё в мирное время Гитлер ввёл обязательную для каждого немца трудовую по­винность. На войну работали миллионы узников концентрационных лагерей и угнанных в Герма­нию жителей покорённых стран. На войну работала вся завоёванная нацистами Европа.

Гитлер обещал немцам, что на землю Германии никогда не ступят её враги. На дальних подступах к «немецкой твердыне» и на её границах создава­лась мощная оборона. Военная строительная организация Тодта соорудила Атлантический вал — цепь укреплений на северном побережье Франции, а также фортификации на Балканах, в Норвегии, Финляндии.

И всё же война пришла в Германию. Налёты на­чались ещё в 1940—1941 гг., а с 1943 г., когда со­юзники добились полного превосходства в воздухе, массированные бомбардировки стали регулярны­ми. Огромные четырёхмоторные бомбардировщики «Либерейтор», «Б-17» («Летающая крепость»), «Галифакс» и «Ланкастер» волна за волной, до ты­сячи самолётов в каждой, днём и ночью бомбили Германию. Бомбы падали не только на военные и промышленные объекты, но и на жилые кварталы. Десятки городов были превращены в руины. Толь­ко в Дрездене за одну ночь количество погибших по разным оценкам составило от 60 до 100 тыс. человек (называлась даже цифра 250 тыс.).

Учёные и политики и сегодня спорят, нужны ли были бомбардировки Германии, когда исход войны не вызывал сомнений. Не были ли они местью за бомбардировки Англии в 1940—1941 гг., за раз­рушенный английский город Ковентри, развалины в Лондоне? В таких спорах бесполезно искать пра-

вых или виноватых, потому что война аморальна по своей сути.

Летом 1944 г. произошло событие, решившее ис­ход войны на Западе: англо-американские армии высадились во Франции. Начал действовать так на­зываемый второй фронт. Об этом Рузвельт, Чер­чилль и Сталин договорились ещё в ноябре—декаб­ре 1943 г. на встрече в Тегеране. Они решили также, что одновременно советские войска начнут мощное наступление в Белоруссии. Немецкое командование ожидало вторжения, но не смогло определить на­чало и место проведения операции. Два месяца со­юзники проводили отвлекающие манёвры и в ночь с 5 на 6 июня 1944 г. неожиданно для немцев, в пасмурную погоду, выбросили три воздушно-де­сантные дивизии на полуострове Котантен в Нор­мандии. Одновременно через Ла-Манш двинулся флот с войсками союзников.

...Знаменитый «День Д» (кодовое название дня высадки) стал началом самой крупной и технически наиболее подготовленной десантной операции за всю историю войн. В ней было использовано 6500 кораблей, включая 4600 десантных судов, 6 лин­коров, десятки крейсеров и эсминцев и около 6700 самолётов. На отвоёванных участках побережья со­юзники оперативно соорудили особые порты из за­ранее заготовленных «узлов» для приёма главных сил. Из Англии через пролив впервые в мировой практике протянули 20 бензопроводов для снабже­ния боевой техники. К концу июля во Франции уже находились 1,6 млн. человек, а также 340 тыс. ав­томашин, десятки тысяч танков и орудий. Атланти­ческий вал был прорван в считанные дни.

В это время советские войска, перейдя в наступ­ление в Белоруссии, вступили в Польшу и с тя­жёлыми боями продвигались к Германии. Коман­довавшие немецкими войсками на Западе фельд­маршалы Рундштедт и Роммель понимали, что ждать подкреплений неоткуда, и безуспешно пы­тались убедить Гитлера отвести и тем самым спасти армии и заключить сепаратный мир с союзниками. Гитлер же упрямо твердил, что путь к миру про­ложит «оружие возмездия» — самолёты-снаряды ФАУ, которыми немцы начали обстреливать Анг­лию. Он смещал генералов, отдавал невыполнимые приказы. 15 июля Роммель передал Гитлеру: «...Войска повсюду сражаются героически, но не­равная борьба подходит к концу...»

Поражения на Востоке и Западе усилили недо­вольство политикой Гитлера в разных слоях немец­кого общества. Активные противники фюрера, во­енные и чиновники, занимавшие высокие посты, организовали заговор и покушение на него. 20 июля 1944 г. в бункере Гитлера взорвалась бомба, но ему фантастически повезло — он был только контужен. Начавшееся в тот же день выступление заговорщи­ков было подавлено. Фельдмаршалы фон Клюге и Роммель покончили жизнь самоубийством. Гестапо казнило свыше 5 тыс. человек, в их числе фельд­маршала Вицлебена и многих генералов.

Между тем в результате мощного наступления советских войск в августе 1944 г. Германия лишилась ещё одного союзника — Румынии и потеряла, таким образом, крупный источник нефти. Войну Германии объ­явила Болгария. В Финляндии вынужден был уйти в отставку сторонник Гитлера президент Рюти. Сменивший его Маннергейм считал, что «...Фин­ляндия должна отделить свою судьбу от судьбы гит­леровского рейха». По договорённости с Советским Союзом Финляндия также вышла из войны; немец­ким войскам предписывалось покинуть её террито­рию. Но Гитлер любой ценой хотел сохранить конт­роль над месторождением никелевых руд на севере Финляндии. В результате недавние «братья по ору­жию» начали сражаться друг с другом. Только в октябре немцы с тяжёлыми боями ушли из Фин­ляндии, разрушая всё на пути отступления. Во вто­рой половине 1944 г. немцам пришлось оставить Грецию и большую часть Югославии.

Стремительно развивались события во Франции. В августе союзники высадили на юге страны десант, освободили крупные портовые города Тулон и Мар­сель и начали наступление на север, к границам Германии. Одновременно лавина танков и мотопе­хоты двигалась из Нормандии к Парижу. 25 авгус­та танкисты-деголлевцы под командованием гене­рала Леклерка и американская мотопехота вошли во французскую столицу, многие районы которой уже контролировали отряды Сопротивления. Па­риж был спасён, хотя двумя днями раньше Гитлер отдал приказ о его уничтожении. В сентябре со­юзники почти без боя освободили бельгийскую сто­лицу Брюссель и крупный порт Антверпен.

Во время летних боёв во Франции немцы поте­ряли полмиллиона человек убитыми и пленными, много боевой техники. Линия обороны на западной границе Германии была крайне ослаблена. Многие немецкие генералы были убеждены, что дальней­шая борьба невозможна. Казалось, союзники могли праздновать победу. Но произошло почти неверо­ятное: когда войска союзников готовились, преодо­лев линию укреплений на западной границе Гер­мании, двинуть свои армии к Рейну, когда уже за­вязались тяжёлые бои за немецкий город Аахен, фашистское командование предприняло в конце

1944 г. неожиданное контрнаступление в Арденнских горах, на территории Бельгии. Его целью был захват Антверпена, ставшего главной базой снаб­жения союзных армий. Операция готовилась по личному приказу Гитлера, в глубочайшей тайне. В единый кулак были собраны наиболее боеспособные части, остатки авиации, артиллерии, подготовлены отряды диверсантов, переодетых в форму союзни­ков. Не хватало горючего, но немцы рассчитывали на трофеи. Сила контрудара оказалась такова, что в письме к Сталину Черчилль просил ускорить на­ступление советских войск в Польше. В январе

1945 г. такое наступление началось. В этом же ме­сяце наступательный порыв немцев, потерявших в Арденнах 120 тыс. своих солдат и офицеров, иссяк.

В феврале 1945 г. Рузвельт, Черчилль и Сталин встретились в Ялте, чтобы обсудить будущее мира после войны, которая приближалась к концу. Было

решено создать Организацию Объеди­нённых Наций, разделить побеждён­ную Германию на зоны оккупации. По договорённости через два-три месяца после завер­шения боевых действий в Европе СССР должен был вступить в войну с Японией.

Между тем война шла по Германии. На Западе союзники вели тяжёлые бои при переправе через Рейн. Их движение на Восток не было прогулкой по гладкому шоссе, хотя их потери несопоставимы с теми, что несла на пути к Берлину советская ар­мия...

К 1945 г. Япония стояла на пороге поражения. После перелома в ходе войны, происшедшего в 1943 г., союзники заметно активизировали свои действия. Началось возвращение захваченных японцами огромных территорий в Азии, бесчислен­ных больших и маленьких островов в Тихом океане. Война шла упорная и жестокая. Играли свою роль и природно-климатические условия. Во время длившегося полгода (с июля 1944 по январь 1945 г.) наступления союзников в Бирме «...про­движение, по словам Черчилля, шло очень медлен­но... так как нашим промокшим до нитки солдатам приходилось вести бои днём и ночью в условиях тропических дождей. На так называемых просёлоч­ных дорогах теперь образовалась непролазная грязь, через которую часто приходилось перетаски­вать на руках орудия и машины. Удивительно было не то, что продвижение идёт медленно, а то, что в таких условиях какое-либо продвижение вообще возможно».

Японцы оборонялись с необычайным упорством. Союзники добивались успеха благодаря огромному превосходству в вооружении и умелой тактике. В 1941—1945 гг. в южных морях Тихого океана про­исходили грандиозные морские сражения, с одно­временным участием сотен боевых кораблей — лин­коров, авианосцев, торпедных катеров и подводных лодок, в воздух поднимались армады самолётов-торпедоносцев и истребителей.

Решающими в войне на Тихом океане стали ап­рель—июнь 1944 г., когда американцам удалось от­воевать Марианские острова. В четырёхдневном воздушном сражении в июне 1944 г. японцы по­теряли сотни боевых самолётов, три японских авиа­носца из девяти участвовавших в одновременно ра­зыгравшемся морском бою пошли ко дну. Превос­ходство американцев на море и в воздухе было мно­гократным. К Марианским островам они бросили 7 линкоров, 15 авианосцев, 13 крейсеров и 58 эсмин­цев. Эта победа открыла путь к освобождению Фи­липпин и Индонезии.

Исход борьбы за Филиппины решило морское сражение у острова Лейте в октябре 1944 г. С аме­риканской стороны в нём участвовало около 800 судов, включая десантные, с японской — ударные силы флота, сведённые в четыре эскадры. Амери­канцы потопили 3 японских линкора из 9, все че­тыре авианосца и 6 крейсеров из 19, серьёзно по­вредив многие другие боевые суда.

Сражение у Лейте примечательно также тем, что

в нём впервые участвовали лётчики-самоубийцы — камикадзе («ветер богов»). Личный пример подал контр-адмирал Арима, после чего началось форми­рование специальных лётных частей. У Лейте ка­микадзе потопили один и повредили четыре амери­канских авианосца...

...Сохранилась военная кинохроника тех лет: лётчик-камикадзе в белоснежном шарфе выпивает свой последний глоток сакэ (японская водка) и са­дится в кабину начинённого взрывчаткой самолёта, чтобы врезаться в борт вражеского корабля или быть сбитым зенитным огнём. Фанатично предан­ные императору и военному долгу, многие японские солдаты, лётчики и моряки, не говоря уже об офи­церах-самураях, необычайно остро переживали во­енные неудачи. Жестокие в обращении с пленны­ми, японцы сами редко сдавались в плен. Перед лицом поражения тысячи японских офицеров и ге­нералов совершали харакири — обряд ритуального самоубийства. И не только офицеры: когда амери­канская морская пехота высадилась на один из Ма­рианских островов, то вслед за офицерами почти все уцелевшие солдаты и многие из мирных жи­телей, включая женщин и детей, покончили жизнь самоубийством.

Последние большие бои в Тихом океане произо­шли с марта по июнь 1945 г. во время захвата аме­риканцами и англичанами японских островов Иводзима и Окинава и освобождения Индонезии. Их исход был предрешён заранее. У Окинавы, напри­мер, только американцы собрали войска около 500 тыс. человек и 1300 судов, включая 10 лин­коров и 14 авианосцев, тысячи боевых самолётов. Союзникам противостояла 120-тысячная группи­ровка японских войск, остатки японского флота и тысячи лётчиков-камикадзе. Штурм острова длил­ся два месяца. Японцы потопили около 30 амери­канских судов и сбили 750 самолётов, потеряв при этом 7800 боевых машин и почти все оставшиеся корабли.

Весной 1945 г. осложнились отношения между Англией и США, с одной стороны, и СССР — с другой. По словам Черчилля, англичане и амери­канцы опасались, что после победы над Германией будет трудно остановить «русский империализм на пути к мировому господству», и поэтому решили, что на последнем этапе войны союзные армии долж­ны как можно дальше продвинуться на Восток.

12 апреля 1945 г. внезапно умер президент США Франклин Рузвельт. Его преемником стал Гарри Трумэн, занимавший более жёсткую позицию по отношению к Советскому Союзу. Смерть Рузвельта породила у Гитлера и его окружения надежду на развал коалиции союзников. Но общая цель Анг­лии, США и СССР — уничтожение нацизма — воз­обладала над усиливающимся взаимным недовери­ем и разногласиями.

Война кончалась. В апреле советская и амери­канская армии с двух сторон подошли к реке Эльбе. Кончалось и физическое существование фашист­ских главарей. 28 апреля итальянские партизаны казнили Муссолини, а 30 апреля, когда уличные

бои шли уже в центре Берлина, покончил жизнь самоубийством Гитлер.

7 апреля 1945 г. в городе Реймсе, в штаб-квар­тире Эйзенхауэра был подписан акт о полной и без­оговорочной капитуляции Германии. 8 мая эта про­цедура была повторена в Карлсхорсте.

8 июле 1945 г. состоялась последняя встреча ру­ководителей антигитлеровской коалиции. Обсуж­далось будущее послевоенной Европы. Во время од­ной из встреч Трумэн сообщил Сталину о том, что в США создано оружие исключительной разрушаю­щей силы — атомная бомба.

26 июля 1945 г. США, Англия и Китай предъ­явили Японии ультиматум, требующий немедлен­ной безоговорочной капитуляции. Он был отверг­нут. 6 августа над Хиросимой, а через три дня, 9 августа, — над Нагасаки были взорваны атомные бомбы. В результате два города со всем населением были фактически сметены с лица земли. Советский

Союз объявил войну Японии и двинул свои дивизии в Маньчжурию, захвачен­ную японцами провинцию Китая. 14 августа Япония капитулировала. Официальный акт о капитуляции был подписан на борту амери­канского линкора «Миссури» 2 сентября 1945 г. представителями США, Англии, СССР и Японии. Вторая мировая война закончилась.

В первые послевоенные годы судили главных не­мецких и японских военных преступников, гитле­ровских наместников и эсэсовцев, зверствовавших в захваченных странах, комендантов лагерей смер­ти и врачей, ставивших жуткие опыты над заклю­чёнными и военнопленными. С каждым годом та­ких судов становилось всё меньше и меньше. Вто­рая мировая война отошла в прошлое, оставив страшные цифры: в 1939—1945 гг. мир потерял от 55 до 75 млн. человек, т. е. в 5—7 раз больше, чем в Первую мировую войну.

Выдающийся политический деятель Велико­британии Уинстон Леонард Спенсер Чер­чилль, так звучит его имя полностью, родился 30 ноября 1874 г. в родовом дворце герцогов Маль­боро Бленхейм. По отцу, Рандольфу Черчиллю, Уинстон принадлежал к одному из знатнейших в Англии родов герцогов Мальборо. Его мать, Джени Джером, была дочерью американского миллионера Леонарда Джерома.

Однако даже самые большие оптимисты из числа тех, кто знал Уинстона в его детские и юношеские годы, не могли предположить, какое место в ис­тории Великобритании займёт этот человек.

Начало действительно было малообещающим. Проявив с раннего детства необыкновенное упрям­ство и самоуверенность, Уинстон не пожелал учить­ся так, как учились все дети. Он занимался только теми предметами, которые ему нравились, напри­мер английским языком и литературой. И, хотя он мог иногда поразить своих учителей длинными ци­татами наизусть сцен из пьес Шекспира, это не ме­няло общего мнения о нём как о неспособном и ог­раниченном ребёнке. Много лет спустя сам Чер­чилль признавал, что был до крайности плохим уче­ником. В результате своих более чем скромных ус­пехов в учёбе Уинстон так никогда и не получил систематического образования, свойственного лю­дям его круга. Даже отец Уинстона Рандольф по­считал в конце концов, что сын слишком ограничен для карьеры юриста, и в семье решили, что един­ственное подходящее место для Уинстона — это во­енное училище.

С огромным трудом, с третьей попытки, Чер-

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 676;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.