ВОЙНА ЗА ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО
После «Славной резолюции» Франция всё ещё представляла серьёзную опасность для англичан, т. к. покровительствовала свергнутым Стюартам. К тому же именно Франция была оплотом католической церкви, восстановления которой Англия очень опасалась. Франция продолжала оставаться серьёзным конкурентом для английских торговцев на европейских рынках и в колониях. Стремление сокрушить могущество Франции в торговле и на море явилось главной причиной вступления Англии в войну против Франции в 1702 г. за право владения Испанией и её колониями после смерти бездетного испанского короля Карла II (Испанское наследство).
Вся территория Европы от Вислы до Атлантического океана превратилась в арену военных сражений. В войне за Испанское наследство приняли участие на стороне Англии Голландия и Габсбургская империя, Францию поддержала Испания. Во главе английской и союзнических армий встал Джон Черчилль, предок знаменитого премьер-министра Великобритании XX в. Уинстона Черчилля. За одержанные на полях сражений выдающиеся победы Джон Черчилль получил от королевы Анны титул герцоге Мальборо.
В 24 года Джон уже стал полковником драгунского полка, а спустя десять лет получил титул барона. Именно Мальборо разгромил восстание герцога Монмаута в 1685 г., а самого герцога захватил в плен. За этот поступок он получил от короля звание генерал-майора и титул графа. Молодой, энергичный и красивый генерал успешно делал свою карьеру. Став герцогом в 1702 г., Мальборо вскоре получил крупное землевладение Вудсток и значительную денежную сумму на строительство роскошного дворца. (Его жена, Сара Дженингс, много лет была фавориткой английской королевы.) Кроме того, королева Анна пожаловала ему пожизненную пенсию, орден Подвязки, драгоценности и дорогие картины. Английский писатель Джонатан Свифт полагал, что Мальборо «стоил» государственной казне «многим больше полмиллиона». Надо сказать, что Свифт был лично знаком с герцогом Мальборо и весьма недолюбливал его, считая герцога продажным и беспринципным человеком. Свифт утверждал, что герцог злоупотребляет доверием королевы, которая назначила его главнокомандующим союзными войсками. Так, финансы, отпущенные на ведение войны, герцог нередко использовал в целях личного обогащения. Для этой же цели он принимал участие в различных аферах по снабжению армии хлебом и фуражом, получая крупные денежные суммы от поставщиков. Свифт высказывал предположение, что герцог Мальборо намеренно затягивает войну, чтобы ещё больше обогатиться.
Но в то же время Свифт признавал: «Я не нахожу у него ни единого достоинства, кроме таланта полководца».
Союзным войскам удалось одержать ряд побед в войне в немалой степени благодаря полководческому таланту герцога Мальборо. Очень скоро война продемонстрировала очевидную слабость французской армии, с одной стороны, и численное превосходство и прекрасное вооружение англичан и их союзников — с другой. Поворотным пунктом в войне за Испанское наследство явилась битва при Бленхейме, где в 1704 г. войска под командованием Мальборо нанесли серьёзное поражение французам.
Победы доставались, однако, дорогой ценой. Морская торговля терпела огромные убытки от нападений французских судов. В стране резко подскочили цены на продовольствие и увеличились налоги. На войне наживались лишь поставщики для армии, финансисты и спекулянты, а население нищало с каждым днём. Недовольство народа усиливалось. Свифт так отзывался об этой войне: «Длительная и дорогостоящая война является бременем для нации. Она развязана в интересах тех людей, которые получают солидные доходы от войны. Эта война обогащает
ростовщиков и банкиров и ведёт английский народ к нищете и полному разорению. Надо немедленно покончить с этой войной!»
Однако военные действия продолжались. Вскоре англичанам удалось захватить практически без боя крепость Гибралтар, что не Средиземном море. Историк прошлого века Томас Маколей так описывал это событие: «Эта знаменитая крепость, которую природа сделала почти неприступной и против которой все средства военного искусства были употребляемы напрасно, была взята так же легко, как если бы она была открытой деревней на равнине. Гарнизон отправился на молитву, вместо того чтобы стоять на страже. Несколько английских матросов влезло на скалу. Испанцы сдались, и британский флаг был водружён я крепости, чтобы уже никогда соединённые армии и флоты Франции и Испании не могли его низвергнуть».
Союзнические войска продолжали вести активные боевые действия в Европе. Вскоре они освободили Фландрию от оккупации французов и захватили французский город Лилль. Французы запросили мира. Весной 1713 г. в городе Утрехте был подписан мирный договор между воюющими сторонами. Англия оказалась в наибольшем выигрыше. Она получила Гибралтар, остров Менорка, земли вокруг Гудзонова залива, Ньюфаундленд и Акадию. Кроме того, Англия добилась монопольного права поставки негров-рабов в испанские колонии в Америке, что очень скоро сделалось источником баснословных барышей для английской буржуазии. В результате достигнутой победы над Францией в войне за Испанское наследство Англия заняла господствующее положение на море. Это в свою очередь позволило ей сделать первые шаги на пути создания Британской империи.
*
КАК ТРУДИЛИСЬ
ДЕТИ НА ФАБРИКАХ
АНГЛИИ В XIX ВЕКЕ
О тяжелейших условиях жизни маленьких рабочих повествует книга Джиббинса «Промышленная история Англии». Обычно будущих ремесленных учеников, этих «английских рабов», как назвал их писатель, набирали в «работных домах». Когда дети попадали на городские фабрики, они не получали никакого жалованья, о пище и одежде их не заботились.
«С детьми обращались бесчеловечно, — свидетельствовал писатель. — Часы труда были ограничены полным истощением их сил после применения всевозможных принудительных способов к продолжению работ. Дети часто работали по шестнадцати часов кряду, днём и ночью; даже воскресные дни употреблялись на чистку машин... В страшной духоте, в жарких комнатах, при постоянном шуме тысячи движущихся колёс, крошечные руки и ноги находились в непрерывном движении, подталкиваемые на непосильную работу ударами тяжёлых рук безжалостных надсмотрщиков. Детей подвергали телесным наказаниям, изобретённым утончённою жестокостью ненасытного корыстолюбия. Кормили их самой плохой и дешёвой пищей, зачастую тем, что шло на корм свиньям хозяина. Спали они поочерёдно на грязных постелях. Некоторые из несчастных пытались бежать; чтобы предупредить бегство, заподозренных в этих намерениях детей заковывали в кандалы; они работали и спали в цепях; такому же безжалостному обращению подвергались молодые женщины. Многие умирали, и их тайно хоронили ночью в каком-нибудь глухом местечке, чтобы народ не мог узнать количества могил. Многие кончали самоубийством...»
*
Так как парламент поддерживал министерство, а король не имел права ничего сделать без согласия министров, министры отвечали за все его меры. Чередование у власти соперничающих партийных группировок парламента заложило основу двухпартийной системы, с помощью которой буржуазия до сего дня правит в Англии, Канаде, США, Австралии и ряде других стран мира. Вильгельм процарствовал 15 лет.
ПРАВЛЕНИЕ
КОРОЛЕВЫ АННЫ.
ВОЙНА ЗА ИСПАНСКОЕ
НАСЛЕДСТВО
После смерти Вильгельма в 1702 г. на престол вступила сестра его жены — королева Анна. Она была женщиной слабого характера и недалёкого ума и к тому же постоянно подпадала под влияние своих фавориток. Её любимой придворной дамой долгое время была герцогиня Мальборо. Муж герцогини — герцог Мальборо, предок знаменитого премьер-министра Англии XX в. Уинстона Черчилля, сделался главнокомандующим английской армии. Он сумел одержать немало побед в войне за Испанское наследство (1702— 1713 гг.), которая на протяжении десяти лет была самой кровопролитной войной на континенте. В результате этой войны Англия получила земли на берегу Средиземного моря, у Гибралтарского пролива, а также монопольное право доставлять негров-рабов в испанские колонии в Америке, что сделалось источником баснословных барышей для буржуазии. В правление королевы Анны произошло объединение Англии с Шотландией и Ирландией, после чего королевство стало называться Великобританией.
ГЕОРГ I.
ПРАВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
В 1714 г. королева Анна скоропостижно скончалась, не оставив после себя наследников. И тогда на престол вступил её ближайший родственник, потомок Якова I — Георг I из немецкой династии Ганноверов. Он был иностранцем в Англии и даже не говорил по-английски. Его совсем не интересовали дела королевства. Один из придворных поинтересовался, как Георг собирается управлять Англией, на что король ответил: «Я об этом и не думаю; это меня не касается, пускай управляют министры; это — их дело!»
И действительно, на протяжении 45 лет Англией управлял не король, а министры из партии вигов, которым Георг I симпатизировал. Во главе кабинета министров стоял умный и твёрдый политик, пре-
мьер-министр Роберт Уолполь. Он стремился проводить внешнюю политику таким образом, чтобы избегать войны. Он заявлял: «Нет ничего более вредного для Англии, чем война, пока она длится, мы только несём потери, а когда она кончается, мы ничего не выигрываем».
При Уолполе промышленность и торговля расцвели, увеличилось богатство страны, достигнутое в немалой степени в результате грабежа колоний. Ведь Англия к тому времени захватила обширные владения в Индии, в Северной Америке, в Австралии, а также ряд островов. И тем не менее правительство Уолполя спустя 20 лет вынуждено было уйти в отставку из-за насаждения среди высших должностных лиц — членов парламента и министров — коррупции (подкупа и взяточничества). На смену Уолполю пришёл кабинет министров во главе с Уильямом Питтом, который представлял интересы буржуазии, ратовавшей за более активную внешнюю политику, которая принесла бы новые прибыли. Господство партии буржуазии — вигов — сохранилось и в правление Георга II.
ГЕОРГ III
Положение изменилось лишь с приходом в 1760 г. к власти Георга III. Этот король в отличие от своих отца и деда воспитывался и рос в Англии и поэтому интересы страны воспринимал как свои собственные.
Он занял более активную позицию: сам назначал министров, а также приблизил к себе землевладельцев, чьи интересы защищали тори. Теперь настала очередь правления тори. 60 лет царствовал Георг III, и почти всё это время правящей партией оставались тори.
Больше всего в своих подданных Георг III ценил покорность и послушание, чего требовал и от своих министров, и от парламента, которых он сумел подчинить с помощью подкупа, наград и наказаний. Неумелая политика короля привела к войне с английскими колониями, расположенными в Америке. Война закончилась поражением для англичан. Североамериканские колонии объявили себя независимыми от английского короля и парламента и стали именоваться Соединёнными Штатами Америки (США).
Король, стремившийся к усилению своей власти, день ото дня становился всё более непопулярен. Народ был возмущён высокими налогами (военные расходы были чрезвычайно велики). Положение населения особенно ухудшилось после промышленного переворота.
ЛУДДИЗМ
Рабочие изыскивали всевозможные способы борьбы против своих угнетателей. В 1811 г. возникло движение луддитов — разрушителей машин. Нед Лудд, по имени которого названо это движение, работал подмастерьем в городе Лестере. Историк пишет: «Как-то раз он не поладил со своим хозяином, тот обратился к полиции, и по её постановлению несчастного Лудда отодрали плетьми. Рассерженный малый взял тогда молот и разбил свой станок вдребезги». С тех пор у рабочих появилась поговорка: «поступать, как Нед Лудд», т. е. разбивать станки.
Вот как описываются действия луддитов в городке Хорбери: «Приблизительно в 12 часов ночи фабрика Фостера была окружена большой толпой замаскированных и вооружённых лиц. Они поставили сторожевых у всех входов и выходов и, обезопасив себя таким образом, вломились в цеха. Здесь они изломали на мелкие части стригальные машины, уничтожили пряжу, побили все окна. Затем они направились к дому фабриканта. Выбив двери, нападавшие вошли в комнаты и потребовали от хозяев под страхом немедленной смерти выдать им ключи от фабричных зданий; двоих членов семьи они связали и бросили на пол, а остальным приказали сопровождать их с ключами. После того как машины были разбиты, луддиты подожгли все постройки и удалились».
Один из владельцев фабрик рассказывал: «Озлобление рабочих против меня было так велико, что я должен был для охраны своих машин и фабрик каждую ночь держать вооружённую стражу. Я никогда не отваживался выйти из дома ночью, а если это случалось днём, то всегда брал с собой заряженные пистолеты».
*
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1546;