Основа исламской цивилизации
До принятия ислама арабы поклонялись различным божествам, в том числе луне и солнцу; был распространен культ предков. Особо почитался храм Каабы в Мекке, окруженный изваяниями племенных богов.
Языческие верования подвергались мощным иноземным влияниям — прежде всего это касалось Северной и Южной Аравии, где с арабским населением мирно уживались христианские и еврейские общины. Идея единобожия ко времени появления ислама витала в воздухе: появилось много пророков — проповедников, которые пытались найти нового, истинного Бога. К их числу принадлежал и Мухаммед (570—632), заложивший религиозные основы будущей исламской цивилизации.
Мухаммед относился с уважением и к иудаизму, и к христианству, обладающими, как он считал, бого-духновенными книгами. В Коране — священной книге ислама, содержащей откровения, которые были ниспосланы Мухаммеду, заметно влияние обеих религий. Это выразилось прежде всего в идее единобожия. Однако пророк считал, что иудаизм и христианство лишь предшествовали новой религии, в которой Бог дал полное откровение, отменив многое из того, что записано в Талмуде, Ветхом и Новом Завете.
Согласно Корану, спасение ждет тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда, через которого было дано Божественное Писание. Истинно верующий вверяет свою жизнь Аллаху, он должен быть добродетелен, в установленное время совершать молитвы, поститься и хотя бы раз в жизни предпринять паломничество в святые места — в Мекку. Каждому мусульманину вменяется в обязанность подавать милостыню, ибо
• Слово «ислам»означает «вручение себя Аллаху», «покорность».
блага земного мира нечисты и ими можно пользоваться только с помощью очищения — частичного возврата их Богу через подаяние. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите».
Кроме того, верующие должны полностью вверять себя воле Аллаха: «С нами сбывается только то, что предначертал для нас Бог». Эта мысль, в различных вариациях не один раз повторяющаяся в Коране, укрепляет веру в предопределение — фатализм. Правда, позднее некоторые мусульманские богословы стали оспаривать этот догмат, отыскивая в Коране намеки на идею свободы воли человека. Однако в массовом сознании фатализм укрепился достаточно прочно, и это имело вполне определенные последствия: этика ислама в отличие, скажем, от конфуцианской, католической или тем более протестантской не ориентировала на активное пересоздание мира, принижала роль деятельного начала в человеке.
Кого захочет Бог поставить на прямой путь, сердце того он откроет для покорности; а кого захочет уклонить в заблуждение, у того сердце делает сжатым, стесненным...
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 535;