Капитализм в городе и в деревне
Центрами развития буржуазных отношений были города. Там складывалась новая прослойка людей, состоящая в основном из купцов, ростовщиков и цеховых мастеров. Все они располагали капиталами (самый быстрый путь к их приобретению открывался через торгово-ростовщические операции), которые не прятались в сундуках, а вкладывались в производство. Причем производство нового типа, более эффективное, дающее высокую прибыль. В эту эпоху на смену цеху стала приходить мануфактура — крупное производство, основанное в отличие от цеха на внутреннем разделении труда и наемном труде. Обслуживались мануфактуры при помощи наемной рабочей силы; во главе ее стоял предприниматель, владеющий средствами производства и организующий процесс производства.
Существовало две формы мануфактуры: централизованная (купец-предприниматель сам создавал мастерскую, верфь или шахту, сам приобретал сырье, материалы, оборудование) и гораздо более распространенная — рассеянная (предприниматель раздавал сырье надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат).
В буржуазные отношения гораздо медленнее, чем город, втягивалась и деревня — главный оплот феодализма. Там образовывались фермерские хозяйства, с наемным трудом крестьян, лишившихся своей земли, т. е. переставших быть крестьянами в полном смысле этого слова. Этот процесс раскрестьянивания шел через разные промежуточные формы, как правило, через переход на аренду, что означало отмену фиксированных платежей и прав на наследственное держание. В деревне в роли предпринимателей могли выступать богатые крестьяне, купцы или иногда сами феодалы. Так произошло, например, в Англии, где новые дворяне (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, занимаясь продажей шерсти. Но, как правило, землевладельцы предпочитали сохранять старые порядки.
От быстроты проникновения буржуазных отношений в деревню, гораздо более консервативную, чем город, но производившую основную часть продукции, зависели темпы развития капитализма. Быстрее всего процесс шел в Англии и в Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазивани-ем деревни.
В ту эпоху появился новый «герой времени», предприимчивый, энергичный человек, способный выдержать жесткую конкуренцию, создать капитал в буквальном смысле из ничего.
Развитие капитализма сопровождалось техническим прогрессом, разрушением традиционных корпоративных связей, складыванием единых рынков — национальных и общеевропейского.
Но в XV—XVI вв. даже в тех странах, где успешно развивались буржуазные отношения, новый уклад все-таки существовал в «контексте» феодальных отношений, еще достаточно сильных и не желающих уступать свое место добровольно. База капитализма была слабой, поэтому оставались возможности для движения вспять, что и произошло в ряде европейских стран. В их числе оказались Италия, Испания, Португалия, Германия.
Монолог власти
В переходную эпоху резко изменилась расстановка сил между властью и обществом. Их диалог стал сменяться диктатом короля.
Королевская власть добивается максимума централизации и самостоятельности по отношению к обществу. Создаются огромный бюрократический аппарат (особенно во Франции), постоянное войско, находящееся на государственной службе. Король сам издает законы, по своему усмотрению распоряжается финансами. Сословные собрания или перестают созываться вообще, или оказываются в полной зависимости от власти.
Такой вид монархии получил название абсолютной. Ее появление было возможным лишь в особой ситуации, когда буржуазия, выделившаяся из городского сословия, вступала в соперничество с дворянством. Это увеличивало маневренность власти, расширяло пространство ее свободы. Кроме того, складывание единого внутреннего рынка требовало централизации, ликвидации феодальных смут.
Как правило, монархи стремились поддерживать некий баланс сил в обществе, лавируя между противоборствующими социальными слоями, но оставаясь при этом формой власти дворянства. От избранной тактики нередко зависело и процветание страны, и долголетие самой монархии.
Так, во Франции Генрих IV (1589—1610), с одной стороны, стремился поддержать разорявшееся крестьянство (понизил налоги, освободил от недоимок, запретил продавать за долги скот и орудия труда), с другой — поощрял создание мануфактур и торговлю. Политика оздоровления экономики страны и соблюдения баланса сил продолжалась и при кардинале Ришелье (фактически правил страной с 1624 по 1642 г.).
В более сложном положении оказалась абсолютная монархия в Англии, где втягивание деревни в буржуазные отношения было особенно бурным и приводило к большим потрясениям. В этой ситуации Тюдоры поддерживали новые процессы (давали льготы купцам, поощряли колониальные захваты, законами против бродяг обеспечивали дешевизну наемной рабочей силы), но одновременно пытались приостановить их. Защищая цехи, они тормозили рост мануфактур, запрещали огораживания, которые нанесли урон сельскому хозяйству и подрывали социальную стабильность в стране. В итоге стремление государства регулировать экономику довольно быстро закончилось кризисом власти и революцией.
Иной пример дает нам Испания, где абсолютная монархия оставалась крайне консервативной, не поддерживала ремесло и торговлю, а, наоборот, душила города налогами, ориентируясь преимущественно на дворянство. В результате появлявшиеся уже в Испании мануфактуры зачахли, торговля сокращалась, экономика приходила в упадок, и Испания, несмотря на огромный приток золота из колоний, превратилась в одну из самых отсталых стран Европы.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1957;