XI. ДРУГИЕ ВИДЫ ПОВОРОТОВ

ПОВОРОТЫ В ADAGIO

При исполнении adagio на середине зала проделываются медленные повороты на всей ступне, которые иногда встречаются и в танце. Их можно делать во всех позах: attitude, arabesque, во II позиции на 90°, developpe вперед. Этот медленный поворот совершается легким сдвигом пятки в требуемую сторону.

 

RENVERSE

Renverse, как показывает его название, есть запроки-дывание в повороте корпуса. Renverse имеет различные формы, это одно из сложнейших движений, заключительных в классическом образовании танцовщицы. Описать его чрезвычайно трудно, и ничто не заменит тут живого примера и указаний на уроке, причем сам преподаватель должен виртуозно владеть танцем.

Опишем здесь следующие виды renverse. En dehors. Начинается движение с attitude croisee, demi-plie, и тут же корпус слегка склоняется вперед, подчеркнув движение наклоном головы, затем вскочить на полупальцы в позу attitude, и в то же время вся инициатива движения сосредоточивается в спине. Спина сначала выпрямляется, затем сильно выгибается назад, как только начинается поворот en dehors, причем поворот делает корпус, ноги лишь в последнюю минуту следуют за его движением, делая pas de bourree en dehors, когда переменивший центр тяжести корпус уже как бы невольно заставляет их переступить, запрокидываясь. Корпус заставляет перенести ногу, а не нога поворачивает корпус. Для эффекта этого pas при счете ¾ на. раз — приходится склонение и начало поворота с подъемом на полупальцы на левой ноге, на attitude, на два — корпус удерживается спиной к зрителю на правой ноге с сильно выгнутой спиной, с головой, повернутой к плечу; эта поза задерживается возможно дольше (ко 2-й четверти ставится точка), так что на заключительное довертывание корпуса и переступание ног (pas de bourree) остается минимальная доля такта (рис. 117).

Рис. 117. Renverse en dehors

 

Обычная ошибка недостаточно виртуозных танцовщиц — поворачивать в renverse корпус движением рук и переступанием ног, заставляя корпус идти по инерции за руками. Не говоря о том, что от pas остается одно название, при таком исполнении танцовщица теряет самоуправление: как только она повторит это pas несколько раз подряд, ее “несет” в сторону; ища равновесия, она теряет ритм и т. д.

En dedans. Обратное движение, оно значительно легче и проще по исполнению. Начинается с battement developpe вперед croise, корпус пригибается вперед и проделывается такое же запрокидывание с задержкой на позе croisee, как в renverse, en dehors, с переступанием ног в обратную сторону.

En ecarte. Делается с 4-го arabesque. Правая нога с 4-го arabesque в начале поворота пригибается носком к колену опорной ноги, поднявшейся на полупальцы, в положении en tire-bouchon.[12] Одновременно корпус сильно склоняется вправо вперед, к колену стоящей на нолупальцах ноги. Корпус выворачивается en dedans, запрокидываясь назад, в то же время пятка быстро и твердо становится на пол, другая нога вместе с корпусом раскрывается на ecarte назад.

Руки с 4-го arabesque сильным движением соединяются в подготовительном положении при ноге en tire-bouchon и одновременно с открытием ноги и корпуса резко раскрываются в III позицию на ecarte назад. И это движение, как и первый вид renverse, предполагает сильно развитый корпус и умение танцовщицы начать движение спиной.

 

FOUETTE

Fouette en tournant на 45°. En dehors. Делается с demi-plie на левой ноге, правая в это время открывается на II позицию на 45°, tour en dehors на левой ноге; во время tour замахнуться правой ногой сзади икры опорной ноги, быстро обойти ее и провести правую ногу вперед. Остановку нужно делать опять на demi-plie, раскрыв руки и ногу на II позицию. Во время движения ноги на II позицию руки также открываются на II позицию и смыкаются в подготовительном положении во время tour.

En dedans. Делается так же, но нога идет сначала впереди икры, а потом назад.

Когда fouette делают подряд в большом количестве, надо взять нечто вроде “размаха”. Можно начать так:

сделать pas de bourree en dedans и потом уже приступить к fouette. Но этот прием не очень надежен, он не дает устойчивости корпусу и может сбить с места. Все зависит от особенностей корпуса.

Надежней следующий прием: сделать preparation в IV позицию, вскочить на пальцы, делая один tour en dehors, и продолжать вертеться, проделывая fouette.

Это pas, казавшееся еще так недавно пределом трудности и виртуозности, теперь легко проделывают хорошие танцовщицы.

Grand fouette. Этот вид fouette, хотя он и проделывается без поворота, описываю здесь как одноименный с другими его видами (рис. 118).

Выработанное нами fouette несколько своеобразно. В нем есть кое-что и от французской, и от итальянской школ. Разберем сначала чисто итальянское fouette, при котором корпус остается все время face.

En dehors. Поза croisee назад левой ногой. Coupe на левую ногу на полупальцы, раскинув руки во время coupe на II позицию, опуститься на левой ноге на demi-plie, пригнуть левую руку на I позицию, проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90°, подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plie в 3-й arabesque face. Во время grand rond de jambe руки проделывают следующее port de bras: левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идет на III позицию и проходит через I позицию на 3-й arabesque во время опускания левой ноги на рИё.

Опишу теперь то fouette, которое делают мои ученицы, хотя в словесном изложении почти невозможно передать и уловить тот “прием”, которым берется движение и достигается согласованность во время движения рук и ног. Этим fouette управляют руки, движение всему корпусу сообщают они, и надо очень хорошо им овладеть и усвоить все его построение, чтобы проделывать его на сцене, не боясь потерять равновесие.

Рис. 118. Grand fouette

Preparation — то же coupe. Раскинув руки на II позицию, пригнуть левую на I позицию, стать на левую ногу на полупальцы, demi-plie на левой ноге, поворот корпуса на efface, выводя правую ногу полусогнутой на efface на 45° вперед, пригнуть корпус к этой ноге, взяв правый бок в себя и выгнув левый; подняться на полупальцы, провести ногу через grand rond de jambe, во время прохождения поднимая ее на 90° и выше, повернув корпус на attitude effacee, одновременно левая рука поднимается на III позицию и открывается на II позицию, правая же рука идет наверх со II позиции в III позицию в позу effacse. Опуститься на demi-plie.

Так проделываемое движение переведено в более пластичные, классические формы, тогда как итальянское fouette несколько сухо и схематично, без переходных поз, смягчающих croisee и effacee и т. д.

En dedans. Правая нога полусогнута назад на efface 45°, и корпус изогнут к ноге, правая рука на I позиции, левая — открыта на II. Подняться на полупальцы левой ноги, проводя правой grand rond de jambe тем же приемом, который указан в grand fouette en dehors, выводя ногу на 90° и выше вперед на efface.

Правая рука открывается на II позицию через подготовительное положение, левая идет наверх в III позицию. Опуститься на demi-plie на левой ноге. Эти движения можно проделывать и с прыжком, соблюдая те же правила.

Grand fouette en tournant. En dedans. Этот вид более распространен, чем следующий en dehors. Стать в позу croisee вперед, левая нога впереди, опуститься на demi-plie на левую ногу, вскочить на нее на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию на 90° — grand battement jete. Руки вскинуть на II позицию. Опуститься на левую ногу на demi-plie, поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу — battement вперед на 90° в направлении точки 6 (рис. 1, б), проводя ее близ опорной ноги, подняться на нее на полупальцы, перегнув корпус назад и довернуться en dedans, удерживая правую ногу на той же высоте, закончить движение на 3-й arabesque на demi-plie (можно закончить и на 1-й arabesque).

Рис. 119. Grand fouette en toumant

При переходе ноги вперед руки проходят через подготовительное положение наверх, на III позицию, и заканчивают на arabesque (рис.119).

En dehors. Поза croisee, левая нога назад, coupe, demi-plie на левой ноге, выбрасывая правую ногу на II позицию на 90°, поднявшись на полупальцы на левой, руки открыть на II позицию, бросить правую ногу по полу через I позицию на 3-й arabesque на demi-plie, проводя руки через подготовительное положение также на 3-й arabesque, и поворотом en dehors вывернуться на полупальцах на croise вперед на 90°, на demi-plie, придав рукам должную позу.[13]

Grand fouette en tournant исполняется также и со II позиции, своим видом оно напоминает fouette на 45°, но проделывается в два приема. Его следует начинать за тактом, выбрасывая коротким движением ногу на II позицию на 90° на полупальцы, раскрыв руки также на II позицию, на 1-ю четверть — plie на опорной ноге, затем делают tour, проводя ногу сзади и впереди колена; заканчивают движение на 2-ю четверть на plie, нога впереди колена (одновременно руки соединяются в подготовительном положении).

Как и toilette на 45°, это pas исполняется только на пальцах, без прыжка, и служит для женского исполнения.

Grand fouette en tournant sante. Те же pas можно сделать в прыжке. Начинаем так же, после plie на левую ногу, правая нога выбрасывается на II позицию, левая отрывается от пола прыжком, в то время как правая бросается описанным приемом, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИМЕР УРОКА

 

Привожу ниже пример урока, пригодного для старших классов; он исполняется на полупальцах.[14]

 

ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ

1. Plie на пяти позициях (в 2 такта по четыре четверти): одно медленное яа четыре четверти, другое скорое на две четверти и на две четверти подняться на полупальцы.

Battements tendus.

Вперед: по четверти — два с plie, два — без plie; три — по восьмым, (на четвертой восьмой — пауза); семь — по шестнадцатым (на восьмой шестнадцатой — пауза).

В сторону — то же.

Назад — то же.

Опять в сторону — то же.

Повторить упражнение.

Повторить все с другой ноги.[15]

3. Battements fondus и frappes (комбинация на 8 тактов по четыре четверти).

Вперед: один fondu медленный на две четверти, два скорых по одной четверти.

В сторону — то же.

Назад — то же.

Опять в сторону — то же.

Два frappes медленных по одной четверти, три скорых по восьмой (четвертая восьмая — пауза) четыре раза.

Всю комбинацию повторить, начиная в первый раз назад.

С другой ноги.

4. Bonds de jambes(2 такта на четыре четверти).

Три скорых ronds de jambes par terre en dehors на три восьмых; на четвертую восьмую подняться на полупальцы, открыв ногу на II позицию. Три ronds de jambes en 1'air en dehors на три восьмых (на четвертую восьмую — пауза), четыре ronds de jambes en 1'air en dehors на четыре восьмых. РИё sur le cou-de-pied и tour en dehors на четыре восьмых.

Повторить упражнение en dedans.

Повторить все с другой ноги.

5. Battements battus и petits battements (8 тактов по четыре четверти).

4 раза на четыре четверти двойной battement battu с остановкой в позе effacee вперед на plie после каждой четверти. Следующий такт battement battu делается подряд с остановкой на четвертой четверти в позе effacee вперед на plie.

4 раза на четыре четверти по одному petit battement с остановкой на II позиции после каждой четверти. 1 такт подряд petits battements с остановкой на II позиции и на plie на четвертой четверти.

4 раза на четыре четверти по одному petit battement с остановкой в позе effacee назад на plie после каждой четверти. 1 такт подряд petits battements с остановкой ка четвертой четверти в позе effacee назад на plie.

Повторить вышеописанные 2 такта petits battements с остановкой на II позиции.

С другой ноги.

6. Battements developpes (на 2 такта по четыре четверти).

Вынести правую ногу вперед носком в пол, делая demi-plie левой ногой (первая четверть), поднять правую ногу на 90°, вытянув колено левой ноги (вторая четверть), небольшое короткое balance поднятой ногой (третья четверть), провести ногу на II позицию (четвертая четверть). Согнуть правую ногу в колене (первая четверть), открыть на 2-й arabesque, подняться на полупальцы (вторая четверть), упасть на правую ногу назад на demi-plie, вытянув пальцы левой ноги вперед (третья четверть), и быстро на нее подняться на полупальцы, подняв правую ногу на attitude croisee (четвертая четверть), т. е. исполнить battement developpe tombe.

Вся эта комбинация делается в обратном порядке, с выносом ноги назад.

Третья фигура — на II позицию и все позы в сторону: заключительная в первом случае ecarte назад, во втором — ecarte вперед.

С другой ноги.

7. Grands battements jetes balances (до 1 такту на четыре четверти).

Начнем, вытянув пальцы и отведя ногу назад. По I позиции нога сначала бросается вперед, а затем назад (первая и вторая четверти) и 2 раза по I на II позицию (третья и четвертая четверти).

В следующий раз бросить ногу назад, затем вперед и на II позицию.

С другой ноги.

Корпусом необходимо балансировать, как указано для battement balance.

Я считаю, что экзерсис дает полное развитие мышцам и связкам, и думаю, что всякие искусственные, противоестественные приемы растягивания, которые иногда практикуются у палки или без нее, излишни, например растягивание связок, положив ногу на палку. Я очень редко рекомендую эти упражнения, но нижеизложенный маленький прием хорошо помогает войти в работу.

Стать лицом к палке на I позицию, держась за нее обеими руками, с вытянутыми ногами. Тянуться направо, не отрывая пяток от пола; возвратиться обратно в исходную точку и то же проделать налево. Повторить несколько раз.

 








Дата добавления: 2015-12-26; просмотров: 1318;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.