ОБРАЗЫ СИЛЫ[285]И ПРИГОТОВЛЕНИЯ К ВОЕННЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Глава содержит последовательное и цельное изложение еще одной важной рубрики классификационной системы древнекитайской военной стратегии: понятия «четырех форм силы войска». Тема эта излагается в категориях самобытной китайской мифологии «первообразов» вещей, устанавливающей соответствия между видами оружия и боевыми порядками и действиями. «Четыре формы войска» как бы дополняют друг друга в рамках единой структуры стратегического действия: боевое построение означает использование тактических ресурсов, «сила обстоятельств» означает энергию или качество конкретного действия, «перемены» означают соответствие действия внешней среде и, наконец, команды относятся к конкретным выражениям всех этих факторов.
Сунь-цзы сказал: «Вот существа с острыми клыками и тяжелыми рогами, когтями спереди и шпорами сзади: когда они довольны, то ласкают друг друга, когда они в ярости, то нападают друг на друга, – таков Путь Небес, и его нельзя изменить. А потому тот, кто не имеет от рождения средств войны, должен к войне готовиться – таково дело мудрейших.
Желтый Владыка[286]изобрел меч, который обозначается боевыми порядками. Хоу И[287]изобрел лук, который обозначается потенциалом. Юй[288]изобрел лодки и боевые колесницы, которые обозначаются переменами, соответствующими обстановке. Тан и У[289]изобрели пики и алебарды, которые обозначаются командами. Таковы четыре способа применения средств войны.
Откуда известно, что меч – это боевые порядки? Меч можно носить с утра до вечера, не применяя его. Поэтому говорится: “Выставляй передовой край войска, но не вступай в битву”. И вот почему меч подобен передовой линии войска: если у меча не будет отточенного острия, даже храбрейший из воинов не посмеет воспользоваться им. Если в войске не будет отчетливой передовой линии, тот, кто захочет двинуть войско вперед, если только он не наделен необычайной храбростью, не знает основ военного искусства. Если меч не имеет рукояти, даже искуснейший воин не сможет идти вперед…[290]Если у войска, выстроенного в боевом порядке, нет надежного арьергарда, тот, кто захочет двинуть его вперед, если только он не обладает необычайным искусством, не знает законов войны. А посему, когда у войска надежный авангард и арьергард, воины в нем полагаются друг на друга и не проявляют колебаний. Тогда неприятель отступит сам по себе. Если же в войске нет ни авангарда, ни арьергарда…[291]
Откуда известно, что лук соответствует потенциалу боевой позиции?[292]Пуская стрелу из точки между плечом и рукой, мы можем убить человека с сотни шагов, так что он даже не поймет, откуда пришла смерть. Поэтому говорится, что образ лука – это потенциал войска.
Откуда мы знаем, что лодки и боевые колесницы обозначают перемены, соответствующие обстоятельствам? Когда высокое…[293]
Откуда мы знаем, что пики и алебарды обозначаются командами?..[294]Днем команды подаются флагами, ночью команды подаются ударами в барабан – так можно управлять движением войск.
Таковы четыре способа применения военных средств. Все хотят пользоваться ими, но никто не знает, как их применять…[295]
Итак, существуют четыре способа военных действий. Во-первых, боевое построение; во-вторых, потенциал обстановки; в-третьих, перемены, соответствующие обстановке; в-четвертых, команды. Вникнув в смысл этих четырех понятий, можно разбить даже сильного неприятеля и захватить в плен даже лучшего полководца…[296]
Потенциал – это то, что позволяет нападать как бы без подготовки и появляться внезапно…[297]
Команды днем подаются при помощи флагов, а ночью – при помощи ударов в барабан. Они служат тому, чтобы руководить войсками в бою.
***
…Тот, кто постигнет четыре способа войны, будет жить, а тот, кто их не постигнет, погибнет…»[298]
Глава десятая
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 659;