Перспективные конфигурации молекулярных транзисторов
1) Приборы с нижним затвором – реализованы на нанотрубках.
2) Электрохимический затвор, помещенный в электролит, толщина электролита всего несколько растворенных ионов, изменение потенциала позволяет смещать уровни молекулы и менять обратимо ток на 2-3 порядка величины (окисление-восстановление)
3) Ток через молекулу контролируется с помощью обратимых химических реакций (окисление-восстановление)
Например, была исследована структура транзистора (3-терминального устройства) с использованием нижней конфигурации затвора транзистора. Трудность была в осаждении органической молекулы в нанометровый зазор между электродами. Наименьший пока что изготовленный зазор составлял 1 нм. Золотую проволоку наносили методом электронно-лучевого распыления, а затем методом электромиграции (большой плотностью тока, проходящего через проволоку) вырывали из нее кусок. В этот зазор помещали несколько молекул (несущих тиольную группу на каждом конце). В этих молекулярных устройствах наблюдались и кулоновская блокада, и эффект Кондо. Другой подход состоял в том, что сначала были изготовлены два электрода, разнесенные примерно на 50-60 нм, а затем промежуток постепенно заполняли путем электроосаждения металла, окончательно зазор составлял несколько нанометров. Тем не менее, настоящий транзистор (то есть ток через 2 терминала устройства управляется сигналом подаваемым через третий терминал) с использованием трехтерминальной молекулы (например, звездообразной молекулы) еще не был продемонстрирован (2010). Показанный на рис. 8 слева транзистор на одной молекуле был использован для изучения эффекта кулоновской блокады и эффекта Кондо при очень низкой температуре.
Однако созданы гибридные транзисторные устройства. Типичная конфигурация состоит из одной молекулы или ансамбля монослоев молекул (в нанометровом масштабе), связанных между двумя электродами, истоком и стоком. Затвор изолирован тонкой
диэлектрической пленкой (рис. 8).
Fig. 8. Scheme of two molecular-based transistors, with a single molecule (left)
and with a self-assembled monolayers (right) (SAMFET)
Пример кулоновской блокады (когда электроны проходят один за другим между истоком и стоком через молекулы из-за электрон-электронного кулоновского отталкивания, молекула действует как квантовая точка) наблюдалось для таких молекул как фуллерен (С60) и олиго-фенил-винилен (то же что и олиго-фенилен-винилен) oligo-phenyl-vinylene (OPV) , слабо связанных с электродами исток-сток. В последнем случае было обнаружено до 8 последовательных зарядовых состояний молекулы. С молекулами металлоорганических комплексов переходных металлов, например тетрапиридилового комплекса кобальта и комплекса ди-ванадия наблюдали резонанс Кондо (образование связанного состояния между определенным спином молекулы (или острова, или квантовой точки) и электронами в электродах, ведущего к повышению проводимости при низких напряжениях, вплоть до 0 вольт) в дополнение к кулоновской блокаде. Резонанс Кондо наблюдается при увеличении сцепления между молекулой и электродами (например, путем изменения длины изолирующих линкеров между ионами металла и электродами). Использованием такой гибридной кремниево – молекулярной конфигурации транзистора недавно было показано, что возможно электростатически модулировать ток через молекулу путем влияния (gating) на орбиталь с помощью нижнего Si затвора. Такая гибридная кремниево – молекулярная конфигурация транзистора также подходит для изучения и контроля спинового состояния и переноса спина через молекулы.
Были продемонстрированы работающие при комнатной температуре полевые транзисторы на основе самоорганизующихся молекулярных монослоев (SAMFET). Транзисторный эффект наблюдается только при длинах истока и стока меньше, чем приблизительно 50 нм, то есть более или менее соответствующих размерам доменов в хорошо организованном молекулярном монослое. Это является обязательным для укладки молекул в монослой и чтобы получить измеримый ток стока. SAM производных тетрацена, тетратиофена и кватертиофена
тетрацен |
были сформированы в этом
нанозазоре.
татратиофен
Кватертиофен
При этом условии было измерено влияние поля на подвижность, которое составило примерно 3.5x10-3 cм2В-1с-1 для SAMFET, сделанного на фрагменте кватертиофена, привитого с помощью короткой алкильной цепи (на основе октановой кислоты) к диэлектрику в виде тонкой пленки оксида алюминия. Это значение находится на одном уровне с тем, о котором сообщалось для органического транзистора, изготовленного из более толстых пленок, полученных испарением. Соотношение включение/выключение было около 2x104. В последнее время, усовершенствования в производстве и контроле за структурной организацией молекул внутри SAM позволили расширить эту концепцию до длины канала SAMFET 40 мкм с улучшенной подвижностью 4x10-2 cm2V-1с-1. Такие Molecular Devices подходят для гибкой электроники большой площади. Например, 15-битный кодовый генератор был продемонстрирован с сотнями SAMFET, адресуемыми одновременно.
Один транзистор – на основе молекулы С60 и туннельного микроскопа. Управляющим затвором является напряжение на пьезоэлементе, соединенном с иглой микроскопа, показан также ток через структуру в зависимости от напряжения на таком затворе. Изменение расстояния затвора с помощью Vg приводит к смещению уровней молекулы и к изменению характера транспорта от нерезонансного к резонансному (что приводит к изменению сопротивления от 55 МОм до 13 КОм).
Второй транзистор был реализован в Дельфте (Нидерланды) с одной молекулой в качестве активного элемента. Транзистор сделан из одной большой молекулы — одностеночной углеродной нанотрубки (диаметр 10 Å).
Следует различать металлические и полупроводниковые нанотрубки, их проводимость зависит от угла закручивания нанотрубки , m-n=3p(0,1,2..) –металл, остальные –полупроводники
В данном транзисторе использована полупроводниковая нанотрубка, которая лежит поперек двух металлических контактов (Pt), изготовленных на поверхности SiO2, напряжение затвора прикладывается к проводящей подложке для инжекции носителей (дырок) в трубку, Такой прибор является аналогом полевого транзистора р-типа, при этом сопротивление прибора меняется на несколько порядков в зависимости от напряжения на затворе Важно отметить, что прибор работает при комнатной температуре, рабочая частота 0,1 ТГц определяется, в основном, сопротивлением контактов (1 Мом). Если сопротивление контактов будет уменьшено и реализован квантовый предел сопротивления (10 Ком), это позволит прибору работать с максимальной частотой 10 ТГц.
Из-за наличия щели (запрещенной зоны) при обычных условиях концентрация носителей в зонах мала и нанотрубка обладает высоким сопротивлением. При подаче на третий электрод (затвор) электрического потенциала U в области нанотрубки возникает электрическое поле и изгиб энергетических зон изменяется. При этом концентрация дырок в валентной зоне (и соответственно электропроводность) возрастает по экспоненциальному закону со смещением края зоны относительно уровня Ферми. При потенциале затвора около –6 В концентрация дырок достигает максимального значения, сопротивление - минимального, а нанотрубка становится металлической.
При создании полевого транзистора на металлической нанотрубке используются эффекты туннельного переноса электронов через нанотрубку по отдельным молекулярным орбиталям. Из-за конечной длины нанотрубки ее электронный спектр дискретен, с расстоянием между отдельными уровнями ~1 мэВ при длине нанотрубки ~1 мкм. Такой характер расщепления уровней, конечно, не сказывается на электропроводности нанотрубки, например, при комнатной температуре (0.025 эВ), но полностью определяет ее электрические свойства при температуре ниже 1 К.
Продолжаются исследования углеродных нанотрубок для создания гетероперехода внутри самой трубки. Один из подходов заключается в связи двух трубок с различными свойствами через топологический дефект, содержащий 5-ти и 7-ми атомные кольца вместо двух 6-ти атомных. При этом одна часть нанотрубки (до дефекта) оказывается полупроводниковой, другая — металлической. Таким образом внутри одной молекулы формируется гетеропереход металл-полупроводник, который работает как выпрямитель. Другой подход связан с созданием перехода путем деформации нанотрубки ( с помощью иглы туннельного микроскопа),
Следующим шагом к созданию молекулярной микроэлектроники будет создание молекулярных цепей, где в качестве молекулярных проволочек выступают полимеры и углеродные нанотрубки. Предлагается также подход, связанный с самоорганизацией молекул с помощью химических реакций. На рис схематически показана возможная цепь с трех-терминальными молекулярными приборами, полученная с помощью химических реакций между золотом и тиолом, а также между кремнием и органической кислотой.
Дата добавления: 2015-12-22; просмотров: 1471;