Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права

 

В последние годы вопросы правового регулирования се­мейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства приобрели особую актуальность. Это связано с рядом причин объективного характера: распад СССР и появле­ние на его территории независимых государств; многократное усиление миграции населения, включая свободный выезд из Российской Федерации граждан Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без граж­данства; развитие деловых и личных контактов российских граждан с иностранными гражданами. Следствием перечислен­ных обстоятельств стал значительный рост числа браков рос­сийских граждан с иностранными гражданами, увеличение случаев разного гражданства членов семьи, то есть возникают разнообразные семейные отношения с участием иностранного (международного) элемента (заключение брака, расторжение брака, признание брака недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, имущественные отношения между родителями и детьми и др.).

В международном частном праве отношениями с иност­ранным элементом называют отношения, в которых участвуют лица, являющиеся гражданами иностранных государств (на­пример: заключение брачного договора или соглашения об уп­лате алиментов супругами, не имеющими общего граждан­ства). Иностранный элемент в семейных отношениях имеет ме­сто и в том случае, если юридический факт, с которым связа­но возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ния, имел место за границей (например: заключение или рас­торжение брака между гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации)[705].

При наличии в семейных отношениях иностранного эле­мента возникает вопрос о том, право какого государства под­лежит применению и органы какого государства компетентны принимать решения по тем или иным вопросам, вытекающим из таких семейных отношений. Указанные проблемы относятся к сфере международного частного права. Основу международ­ного частного права составляют так называемые коллизион­ные нормы, указывающие на то, какое законодательство под­лежит применению, и не содержащие прямого ответа, прямо­го предписания о том, как нужно решить тот или иной вопрос. Коллизионные нормы содержатся в различных источниках. Прежде всего, это внутреннее законодательство Российской Федерации. Так, в Семейном кодексе имеется специальный раздел, состоящий из коллизионных норм. Коллизионные нор­мы также содержатся в международных договорах Российской Федерации с другими государствами.

Распространенность семейных отношений, осложненных иностранным элементом, создало проблему разрешения про­тиворечий между семейным законодательством Российской Фе­дерации, и других государств, граждане которых все чаще стали попадать в сферу действия российского семейного права, что потребовало соответственно надежных гарантий их прав в се­мейных отношениях на территории Российской Федерации. С другой стороны, не менее важной являлась задача соблюде­ния законных прав и интересов и граждан РФ в семейных от­ношениях с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, особенно детей (при усыновлении детей — граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, регули­ровании алиментных обязательств родителей и детей и т. п.). В этой связи назрела и необходимость принципиального измене­ния подхода к возможности применения норм иностранного се­мейного права в регулировании семейных отношений, поскольку существовавшее ранее отрицательное отношение к этому воп­росу во многих случаях вело к ущемлению прав и интересов как российских, так и иностранных граждан.

С принятием Семейного кодекса эти проблемы были в ос­новном решены, а, кроме того, устранены пробелы, имевшие место в ранее действовавшем законодательстве. В разделе VII СК "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства" предусмотрены основания и условия применения семейного законодательства Российской Федерации и норм иностранного семейного права к семейным отношениям с участием иност­ранных лиц и лиц без гражданства, а также к семейным отно­шениям только российских граждан, если эти отношения свя­заны с территорией иностранного государства.

В этой связи представляется необходимым уточнить, что под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с конкретным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, а гражданин — это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенно­му государству[706]. Иностранными гражданами, о которых идет речь в разделе VII СК, являются лица, не являющиеся граж­данами Российской Федерации, принадлежность которых к гражданству другого государства подтверждается соответству­ющим документом (как правило, национальным паспортом). Статья 62 Конституции российской Федерации допускает воз­можность приобретения гражданами Российской Федерации од­новременно и гражданства иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или меж­дународным договором Российской Федерации. При таких об­стоятельствах гражданин — обладатель двух гражданств фор­мально обязан исполнять законодательство обоих государств, гражданство которых он имеет. Как гласит п. 2 ст. 62 Конститу­ции Российской Федерации: "наличие у гражданина Российс­кой Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вы­текающих из российского гражданства, если иное не предус­мотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Данное правило соответствует требованиям международ­ной Конвенции 1930 г. о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, согласно которым лицо с двойным гражданством может рассматриваться каждым из госу­дарств, гражданином которого он является, как его гражданин без каких-либо ограничений[707]. Возможность двойного граждан­ства предусмотрена и Законом РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948 "О гражданстве Российской Федерации " (с последующими из­менениями и дополнениями)[708].

К лицам без гражданства относятся лица, не имеющие гражданства не только Российской Федерации, но и доказа­тельств принадлежности к гражданству иных стран. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российская Федерация стре­мится к устранению и предотвращению без гражданства про­живающих на ее территории лиц. В соответствии со ст. 7 За­кона о гражданстве РФ наше государство поощряет приобре­тение гражданства России лицами без гражданства и не пре­пятствует приобретению ими иного гражданства[709].

Отличительной чертой содержащихся в разделе VII СК коллизионных норм (то есть норм, указывающих, право како­го государства подлежит применению к семейным отношениям с иностранным элементом, в частности, с участием иностран­ных граждан и лиц без гражданства) является разрешение в отличие от КоБС возможности применения к семейным отно­шениям иностранного права в зависимости от гражданства уча­стника семейного отношения или от места его жительства (в Российской Федерации или за пределами Российской Федера­ции), что подчеркивает прогрессивные тенденции в развитии российского права. В то же время приоритет применения оте­чественного семейного законодательства к семейным отноше­ниям на территории Российской Федерации по принципиальным вопросам в целом сохранен (форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации — п. 1 ст. 156 СК; порядок и основания расторжения брака на территории Рос­сийской Федерации — п. 1 ст. 160 СК; порядок установления и оспаривания отцовства (материнства) на территории Российс­кой Федерации — п. 2 ст. 162 СК; порядок и условия усыновле­ния ребенка — гражданина Российской Федерации на террито­рии Российской Федерации — п. 1 ст. 165 СК). В ряде случаев закон оставляет выбор подлежащего применению законодатель­ства на усмотрение сторон (п. 2 ст. 161 СК).

В СК не содержится специальной нормы о правовом ста­тусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России в брачно-семейных отношениях (как это было ранее в ст. 160 КоБС). Это объясняется тем, что их правовое положение оп­ределено Конституцией Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граж­дане и лица без гражданства пользуются в Российской Феде­рации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных феде­ральными законами или международным договором РФ. Действие Конституции Российской Федерации и федерального законода­тельства распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без граждан­ства, находящихся на территории Российской Федерации, за отдельными исключениями, специально оговоренными законом, то есть для них установлен национальный режим независимо от места постоянного проживания (в Российской Федерации или за границей). В части, не противоречащей Конституции Рос­сийской Федерации и федеральному законодательству, право­вой статус иностранных граждан и лиц без гражданства до сих пор регламентируется Законом СССР от 24 июня 1981 г. "О пра­вовом положении иностранных граждан в СССР"[710].

Таким образом, в соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без граж­данства пользуются в Российской Федерации национальным режимом в семейных отношениях. Они обладают такой же пра­воспособностью и дееспособностью в семейных отношениях, как и граждане Российской Федерации (то есть могут вступать в брак, расторгать брак, иметь родительские права и обязанно­сти и т. п.), за некоторыми исключениями. Так, п. 4 ст. 124 СК (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ) предус­матривает дополнительные условия для усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Важной составной частью семейного законодательства Рос­сийской Федерации являются международные договоры Рос­сийской Федерации с другими государствами (например, до­говоры Российской Федерации о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданскими, семейным и уголовным делам с Республикой Молдова, Азербайджанской Республи­кой, Литовской Республикой, Латвийской Республикой и др.). Особое место среди международных договоров Российской Федерации по вопросам регулирования семейных отношений занимает Конвенция стран — участниц СНГ о правовой помо­щи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам[711].

С учетом некоторых различий в содержании коллизион­ных норм СК и перечисленных международных договоров Рос­сийской Федерации необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 6 СК при­оритет отдается нормам международного договора.

Анализ норм российского законодательства в области кол­лизионного семейного права показывает, что они развиваются в направлении кодификации и расширения сферы правового регулирования[712].

Конкретное содержание норм СК, регулирующих семей­ные отношения с участием иностранных лиц и лиц без граж­данства (брак и развод; личные неимущественные и имуще­ственные отношения супругов; личные неимущественные и имущественные отношения родителей и детей и других членов семьи; установление содержания норм иностранного семейно­го права и ограничение его применения), рассматривается в последующих параграфах данной главы.








Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 959;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.