Этапы и условия восприятия художественного образа
Фазы художественного восприятия (А.Ф.Еремеев):
Ø впечатление,
Ø заражение,
Ø уподобление,
Ø осмысление,
Ø сопоставление и оценка пережитого со своим исходным мироощущением,
Ø постижение через него сверхидеи, сверхсмысла произведения.
Условия целостного, эмоционального и глубокого восприятия картины (Н.Н.Волков):
1. Полноценное восприятие картины предполагает вдохновение. Факторы этому способствующие: А) внешние условия; Б) настроенность, подготовленность, установка зрителя; В) разъяснение зрителю картины, в частности разъяснение ее идеи и средства выражения.
2. Восприятие картины есть творчество зрителя. Или сотворчество зрителя. Задача зрителя – проникновение в образ, адекватное восприятие его чувственной оболочки и проникновение в образ мыслей художника.
Этапы восприятия художественного образа как процесса сотворчества (Н.Я.Яковлева):
1. Впечатление и его осознание.
2. Вербализация непосредственного впечатления.
3. Сравнительный анализ интерпретации авторской, современников и потомков.
4. Возвращение к целостному восприятию художественного образа.
Предложите условия целостного, эмоционального и глубокого восприятия произведения музыки (спектакля, литературного произведения…)
Тема 9: Художественное творчество как специфическая форма социального общения
1. Искусство как средство общения
2. Коммуникативная функция общения в искусстве
3. Интерактивная функция общения в искусстве
4. Перцептивная функция общения в искусстве
«Искусство есть средство общения между людьми. Это второй особый язык, на котором о многих важнейших и глубочайших вещах можно сказать лучше, чем на обыкновенном языке».
Н. Акимов
Функции общения, реализуемые средствами искусства: прагматическая; формирующая; подтверждения; организации и поддержания межличностных отношений; внутриличностная.
Циклы художественной коммуникации:
Ø общество – художник;
Ø художник – произведение искусства;
Ø произведение искусства – потребитель.
Диалогическая природа искусства.
Коммуникативные стратегии автора и читателя (зрителя).
Содержательная сторона художественной коммуникации определяется потребностями общественной практики. Общество не только создает коммуникативную систему искусства, но и формирует выразительные средства, с помощью которых передается художественная информация в обществе.
В процессе общения происходит присвоение художественных и культурных ценностей, формируются эстетические потребности и способности к эстетической деятельности, эстетические идеалы (формирующая функция общения). Это процесс с обратной связью: с одной стороны человек формирует свое мышление, усваивая определенный набор художественных ценностей, передаваемых ему обществом посредством искусства; с другой – каждый член социальной общности оказывает своей деятельностью влияние на других людей и на все общество в целом.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 929;