Основные идеи и принципы структурного функционализма как методологии социально-гуманитарного познания
Структурный функционализм – методология социально-гуманитарного познания, в рамках которой общество рассматривается как система, состоящая из структурных элементов - институтов, выполняющих функции, связанные с удовлетворением врожденных человеческих потребностей и поддержанием человеческих связей и отношений. В основании структурно-функционалистского подхода лежит идея объяснения различных социальных феноменов через функции, выполняемые ими в социально-культурной системе вообще или в тех или иных социально-культурных общностях, в частности. Что касается обоснования структурных элементов общества - институтов, норм, ролей, то в рамках структурного функционализма они рассматриваются как способы удовлетворения врожденных человеческих потребностей и поддержания социальных связей. Таким образом,структурно-функциональный подход к изучению общества и культуры – это методологическая позиция, ориентирующая исследователя на выявление всеобщих функциональных законов и объяснение с их помощью любого элемента любой культуры, общества.
Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры структурного функционализма.
Исходным положением структурного функционализма является представление, согласно которому в жизни определенной общности каждый культурный элемент выполняет особую функцию, связанную с удовлетворением человеческих потребностей и поддержанием человеческих связей и отношений. С позиций структурного функционализма потребности людей есть базис технологического развития и моральных ценностей, главное назначение которых заключается в урегулировании социальных отношений. Структурный функционализм постулирует наличие двух классов потребностей – первичных, базовых или врожденных потребностей и вторичных - порожденных культурой потребностей.Первичными, согласно функционализму, являются физиологические потребности - потребности в укрытии, безопасности, утолении голода, жажды, сексуальных влечений. Вторичные потребности - потребности, порожденные культурой, в функционалистском дискурсе фигурируют как «желания» или «запросы».
Первичные потребности универсальны, соответственно, универсальны порождаемые ими культурные явления. Культурное разнообразие рассматривается как внешнее, возникающее в результате варьирования неизменных культурных форм. Что же касается вторичных потребностей, они отличаются большим разнообразием, поскольку возникают базе тех специфических способов удовлетворения первичных потребностей, которые практикуются в том или ином обществе. Понятие вторичных потребностей имеет для структурного функционализма не столь важное методологическое значение, сколько значимым для него является понятие первичных потребностей. Функциональный анализ сводится к выявлению за многообразными явлениями культуры, общества, человека первичных потребностей, т.е. функций этих явлений. Причем существует правило различения «явных функций» и «скрытых» или «латентных» функций. Явными функциями называются функции осознанные и подтвержденные объективными результатами, «латентные функции» - это функции не осознанные, тем не менее, по объективным результатам выполненные.
Структурно-функциональный анализ начинается с представления о социальном действии как функции (лат. function – отправление, деятельность). Функция понимается как деятельность органа или организма в целом. Не менее важно понятие «социальная роль», которое означает набор действий, связанных с выполнением человеком определенных социально значимых функций. Социальная роль рассматривается как механизм социальной интеграции, а социализация - как процесс освоения роли.
Важнейшим элементом структурно-функциональной методологии является понятие «институт». Социальные и культурные институты (от лат. institutum – устройство, установление) - совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы поведения и действия, направленного на удовлетворение конкретных базовых потребностей и осуществление групповых интересов. В структурно-функционалистском видении социальные и культурные институты предстают как совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности, как стандартизированные модели действий, с помощью которых поддерживается существование и преемственность социальных структур.
Согласно структурному функционализму, общество и культура есть системы, все части которых зависят друг от друга, поддерживают друг друга, существуют благодаря тому, что делают и получают друг от друга нечто жизненно важное. Важным аспектом функционального анализа является изучение механизмов поддержания совокупности действий, связанных с удовлетворением потребностей и способов объединения выполняющих эти действия людей. Соответственно, внимание исследователей концентрируется на изучении центробежных и центростремительных сил системы: на способах социальной солидаризации и, одновременно, технологиях предотвращения полной интеграции системы. Для характеристики такого рода системного единства используется понятие «организация». Организация – система упорядоченных действий и взаимодействий людей, способобъединения функциональных частей и, одновременно, способ сохранения их функциональной автономии.
Взгляд на культуру как систему институтов, призванных выполнять необходимые общественные функции определяет важную методологическую роль понятия «социальная структура». Социальная структура (от лат. structura – строение, устройство) – в функционалистском понимании есть совокупность функциональных элементов (институтов), находящихся в устойчивых связях друг с другом и с окружением. Социальную структуру можно рассматривать также как постоянно действующую систему отношений между людьми, определяемых или контролируемых с помощью институтов, т.е. социально установленных норм или образцов поведения. Таким образом, понятие «социальная структура» сопрягается с понятием «социальная функция».
Рассуждения сторонников структурно-функционалистского подхода к изучению общества, культуры базируются на представлении о существовании в любой функциональной социокультурной системе двух уровней нормативных механизмов: один из них относится к удовлетворению потребностей входящих в систему индивидов; другой - к поддержанию функционирования системы в целом. Нормативные механизмы, регулирующие процессы деятельности, направленной на удовлетворение потребностей являют собой технологический, инструментальный уровень культуры. Нормативные механизмы, регулирующие функционирование системы есть ничто иное, как моральные, правовые нормы. Функционалисты утверждают, что назначение этих норм – ограничивать желания и претензии людей. В рамках социальной системы всегда существует вероятность расхождения между функциональным поведением, направленным на ее поддержание и попытками удовлетворения собственных желаний, не совпадающих с системными требованиями. Нормы рассматриваются в качестве культурных механизмов закрепления и контроля в отношении выполнения определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования.В классическом функционализме мораль и право рассматриваются с точки зрения его направленности на поддержание взаимной конформности членов.
Функционалистское понимание изменения отталкивается от представления о том, что есть неизменные потребности, которые должны удовлетворяться, т.е. существует некоторая постоянная функция. Дифференциация системы есть процесс передачи функции от одной единицы системы к другой, которая выполняет ее лучше. Таким образом, социокультурная дифференциация квалифицируется как процесс изменения, направленный на формирование новых структур для выполнения некоторых функций. Процесс начинается тогда, когда перестает удовлетворительно выполняться социально необходимая функция. В системе возникает напряжение, поскольку единицы, удовлетворяющие свои нужды при выполнении этой функции, перестают получать необходимые ресурсы. Эти единицы начинают оказывать давление на соответствующую функциональную единицу, сокращая объем оказываемых ей услуг и вознаграждений. При ухудшении функционирования определенного элемента социокультурной системы другие используют следующие способы ее модификации: побуждают изменить сочетание старых механизмов, для улучшения исполнения своих обязанностей; заставляют использовать новые приспособления для совершенствования своего функционирования; стимулируют передачу соответствующего вида деятельности другой специализированной единице. Если элемент воздействия не меняется, постепенно складывается новая структура, выполняющая требуемые функции. Она может формироваться на периферии этого элемента. При такой трактовке власть рассматривается как инструмент интеграции или реинтеграции общества.
Особенностью структурно-функционалистской научной традиции является практическая направленность исследований, осуществляемых при помощи ее методологических средств. Сторонники этого подхода стремились создать прикладную науку, обеспечивающую решение актуальных прикладных задач, таких как, в первую очередь, управление в колониях с доминированием традиционных культур. Не без влияния функционализма была разработана концепция «косвенного» управления, т.е. с опорой на традиционные институты власти и сложившуюся социальную структуру. Осуществить это предполагалось на основе знания структуры и функциональной значимости элементов культур как целостных образований.
Цель структурно-функционалистского анализа определяется исходя из важнейшего его постулата, утверждающего, что существуют общие функциональные законы, одинаковые для всех обществ и культур. Соответственно, целью функционального метода является обнаружение этих общих законов и объяснения с их помощью любого элемента любой культуры. Задача науки, в видении функционалистов, заключается в обнаружении тех особых функций, которые выполняет тот или иной культурный элемент, институт в жизни определенной общности.
Основные процедуры структурного функционализма как метода социально-гуманитарного познания:
а) Рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из элементов, частей. Важнейшая процедура – разложение целого на составные части и выявление зависимостей между ними. При этом необходимо иметь в виду, что каждая атомарная клеточка культуры выполняет определенную задачу, функцию в социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования.
б) Выявление функций выделенных элементов, опирающееся на представление о двух основных значениях понятия «функция»: роль, которую определенный элемент культуры выполняет по отношению к целому; зависимость между частями, компонентами культуры. Важнейшей особенностью функционального подхода является «принцип назначения», когда интерес представляет не столько внутренняя природа явления, сколько та роль, которую это явление играет в жизнедеятельности социального организма. В процессе функционального анализа необходимо различать:
- субстанциональную или поддерживающую функцию, обеспечивающую выживание общности;
- адаптивную или приспособительную, функцию, служащую для поддержания более или менее гармоничных отношений с окружением и этнокультурной общностью;
- функцию сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа;
- символически-знаковую функцию культуры, состоящую в создании и воспроизводстве культурных ценностей;
- коммуникативную функцию культуры, направленную на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур;
- нормативно-регулятивную функцию культуры, состоящую в поддержании равновесного состояния в общности, содержащую институциональные формы разрешения конфликтов;
- компенсаторную функцию культуры, основное назначение которой – разрядка эмоционального и физического напряжения.
Помимо этого необходимо иметь в виду, что функции могут быть явными и скрытыми.
в) Для функционалистов не представляет интереса исторические изменения в культуре, их волнует культура здесь и теперь, какие задачи она решает, как воспроизводится.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 635;