Первый этап охраны природы на славянских территориях .
Первые достоверно известные государственные природоохранные акты относятся ко времени существования Киевской Руси. Они связаны со Сводом законов древне-русского права - «Русская правда» (XI в.) великого киевского князя Ярослава Мудрого и его приемников в XI-XIII вв. «Русская правда» включала статьи, предусматривающие штраф и возмещение убытка за хищение добычи из ловчих орудий, за охоту на чужих землях. Специальная статья предусматривала наказание за разорение гнезд диких пчел. В конце XIII в. во Владимиро-Вольшском княжестве, на территории Беловежской пуши - заповедного места княжеской, позднее царской, охоты - был строго регламентирован отстрел животных, а в конце XIV в. запрещен совсем. С этого времени Беловежская пуща, по существу, приобрела заповедный режим.
Положительную роль в сохранении дубрав в центре Европейской России (XV в.) сыграло выделение массивов «засечных» лесов, ставших на пути опустошительных набегов с юга. Рубить деревья в «засечных» лесах запрещалось. Благодаря этому многовековые дубравы Тульских «засек» сохранились и до сих пор. В XVII в. появились царские документы, свидетельствующие о понимании государственными деятелями значения лесов как мест обитания ценных животных; в лесах предписывали строго соблюдать меры по предупреждению лесных пожаров. Во второй половине XVII в., в царствование Алексея Михайловича, было принято 67 указов, ограждающих ценных промысловых животных от истребления: устанавливались сроки охоты, запретные для охоты зоны; определялись наказания за нарушения действующих правил. В целях сохранения мест гнездования ловчих птиц - соколов и кречетов - по царскому указу было создано заповедное «Семиостровье» у Мурманского берега Баренцева моря (ныне эта территория входит в состав Кандалакшского заповедника). Соболь охранялся в заповедных угодьях в бассейнах рек Ангары и Кан (правый приток Енисея). Впервые запрещалась охота вокруг Москвы. Было запрещено ловить стерлядь менее 35 см длиною, не разрешалось ловить бобров капканами, рубить лес в «засечных» и заповедных лесах. В начале XVIII в. при Петре I были приняты строгие указы, которые объявляли заповедными леса по берегам рек в 20-50-верстовой полосе, предусматривали охрану и посадку лесов (необходимых для создававшегося флота), охрану рек от загрязнения, укрепление их берегов, регламентировали рыболовство и лов в реках жемчужниц, охрану почв, защиту наземной фауны. В отличие от ранее принятых природоохранных законов указы Петра I имели ярко выраженное общегосударственное значение. При нем было основано степное лесоразведение, заложены «аптекарские огороды», сады, парки в Москве, Петербурге. Хорошее представление о крутых мерах, применяемых Петром I для охраны охотничьих животных под Москвой, дает царский указ от 18 апреля 1703 г.: «Ныне ведомо великому Государю учинилось, что на тех Измайловских лугах по рекам и по прудам и по озерам ездят всяких чинов люди с птицами (ловчими) и с пещалями, птиц ловят и из пищалей по ним стреляют...» В связи с этим управителю села Измайлова было приказано установить строгий надзор в охотничьих угодьях: «самому в них ездить по часту и мужиков и крестьян посылать человек по десять и больше непрестанно, и тех людей, которые в тех местах с птицами и пищалями, ловить». За недозволенную охоту взыскивали по 100 руб. с высших чинов, уличенных в браконьерстве, а людям нижних чинов грозило наказание «жесткое без всякой пощады» и «ссылка в Азов с женами и детьми на вечное житье» (Туркин, 1913). При жизни Петра I эти природоохранные указы выполнялись с большой строгостью,а позднее внимание к ним ослабело.При ЕкатеринеII помещикам разрешалось пользоваться лесами (т. е. вырубать их) по своему усмотрению.
Определенные меры принимались и для обогащения фауны в окрестностях Санкт-Петербурга и Москвы. Так, в 1737 г. было приказано ежегодно завозить в окрестности столицы по несколько сотен зайцев, серых куропаток и по сотне соловьев. В принятом в 1773 г. Законе об охоте запрещалось не только убивать, но даже ловить зверей и птиц в период размножения. Зона с ограниченной охотой была расширена до 50 верст у Москвы и до 100 верст у Санкт-Петербурга. Однако добыча хищных зверей (медведя, лисицы, песца и др.), хищных птиц разрешалась в течение всего года, что привело к быстрому сокращению их численности. Поэтому в 1912 г. по ходатайству мехоторговцев добыча соболя была запрещена на несколько лет.
Безудержная рубка лесов, начавшаяся при Екатерине II, привела к тому, что уже к 1827 г. в средней полосе европейской части России реки обмелели, а климат стал суше. Тем не менее вырубка лесов продолжалась. О ее масштабах можно судить по тому, что, например, с 1888 по 1914 г. было вырублено 26 млн. га. частных лесов. Очевидной стала необходимость их восстановления (в первую очередь в интересах сельского хозяйства). К началу XIX в. относятся работы по лесовыращиванию в Хреновском (Воронежская обл.) и Бузулукском (Оренбургская обл.) борах, на Саволе, в Шиповом лесу и других местах. Усиливающаяся водная и ветровая эрозии на возделываемых степных землях, иссушение почвы побудили земледельцев найти решение этой проблемы. Так, украинскими помещиками было начато полезащитное лесоразведение. В 1804-1818 гг. в долине Северного Донца на сыпучих песках выращено около 1000 га соснового леса. С 1809 г. в Полтавской губернии создают «древопольное хозяйство», в котором поля перемежались с лесными массивами и лесополосами. В 1813-1819 гг. заложено около 400 га хвойных и лиственных лесонасаждений в Херсонской губернии. Посадки леса стали производиться и на землях военных поселений. В 1843 г. началась закладка знаменитого Велико-Анадольского лесничества. Несколько позже, чем в степной зоне, началось полезащитное лесоразведение и в лесостепной полосе.
Особой экспедицией Лесного департамента по испытанию и учету различных способов и приемов лесного и водного хозяйства в степях Южной России (1892-1898 гг.) руководил выдающийся русский почвовед В.В.Докучаев. Эта экспедиция заложила первые лесополосы в Каменной степи. Всего же лесовосстановительное и защитное лесоразведение было проведено с 1844-го по 1917 г. на площади 1209 тыс. га.
На рубеже XIX иXX вв. активно формируется общественное движение за охрану природы России. С 1905 г. Московское общество испытателей природы (основано еще в 1805 г.) стало регулярно рассматривать вопросы охраны природы. При научных обществах начали появляться природоохранные группы. В их числе Русское общество по акклиматизации животных и растений, Казанское общество любителей естествоиспытания, Харьковское общество любителей природы и др. В 1910 г. в Екатеринославской губернии в селе Верхняя Хортица учителем П.Ф.Бузуком было создано первое в Российской Империи общество охранителей природы, а в Петербурге действовало Российское общество покровительства животным, при котором существовал союз «Ласточка», боровшийся с истреблением птиц. В это время появляется и закрепляется в литературе термин охрана природы, рождается такое понятие, как памятник природы.
Весомый вклад в дело охраны природы внесло Русское географическое общество вместе с отделениями на местах. В 1912 г. по инициативе академика И.П.Бородина при Русском географическом обществе была создана Постоянная природоохранная комиссия, целью которой было вызвать интерес у широких слоев населения и правительства к вопросам охраны памятников природы России. И.П.Бородин считал, что «...сокровища природы - это такие же уники, как картины, например, Рафаэля: уничтожить их легко, но восстановить нет возможностей».
Определенными вехами в общественном движении за охрану природы били съезды и конференции. Например, перспективы организации заповедников были рассмотрены на съезде Общества акклиматизации животных и растений в 1908 г. и на Втором Всероссийском съезде охотников в 1909 г., а также на XII и XIII съездах Ассоциации русских естествоиспытателей и врачей в 1904 и 1913 гг.
Некоторые меры по охране объектов неорганической природы начали приниматься в России в конце XIX в. Однако резко возросшее использование земель для нужд сельского хозяйства, промышленности и транспорта вызвало реальную угрозу исчезновения не только отдельных объектов природы, но и целых природных комплексов. Назрела необходимость в создании заповедников, а это требовало изъятия из хозяйственного использования сравнительно больших площадей, что в условиях частного землевладения осуществить было нелегко. И тем не менее несколько заповедников, появившихся в конце XIX в., были частными: среди землевладельцев нашлись люди, понимавшие научное и культурно-историческое значение такой формы охраны природы. В 1882 г. на частные средства на Камчатке были созданы заповедники в Кроноцкой бухте и на мысе Асачи. В 1898 г. Ф.З.Фальц-Фейн в своем имении «Аскания-Нова» объявил «защитными на все времена» 500 десятин целинной ковыльно-типчаковой степи (небольшие заповедные участки были выделены еще в 1874 г.). В 1903 г. частный заповедник был организован в Лагодехском ущелье на Кавказе.
Рижское общество естествоиспытателей в 1910 г. создало заповедник на острове Сааремаа и в 1912 г. - на острове Морицсала.
Крупнейшие ученые России - В.В.Докучаев, Г.А.Кожевников, Н.В.Насонов, Б.М.Житков, В.П.Семенов-Тян-Шанский и др. настойчиво добивались создания заповедников. В 1911 г. на Дальнем Востоке был организован Супутинский (ныне Уссурийский) заповедник - первый государственный заповедник России. Ученые и общественность ставили вопрос и о контроле за использованием некоторых полезных ископаемых, в частности поверхностно лежащих - песка, глины, камня; об охране пещер и других памятников неживой природы. Специальная комиссия, в состав которой входили академики А.П.Карпинский и В.И.Вернадский, разрабатывала проект закона об охране от расхищения остатков ископаемых животных.
Развитие природоохранной деятельности в условиях царской России вступало в противоречие с частной собственностью на землю. Поэтому, когда в 1914 г. рядом природоохранных обществ было внесено предложение об организации заповедника для охраны зубров на землях Кубанского казачьего войска и на территории Кубанской великокняжеской охоты, ответ правительства был стольжепоказателен, сколь и красноречив: «Охрана редких зоологических пород не отвечает понятию общеполезной государственной меры, ради осуществления которой можно поступиться неприкосновенным вообще правом частной собственности». Правда, в 1916 г. правительство приняло Общий закон о заповедниках, разработанный Постоянной природоохранной комиссией Русского географического общества совместно с Академией наук. Основная задача, решаемая заповедниками, - спасти то, что еще можно спасти от потребления – редкие виды животных и растений. Создание заповедников расценивали как основную форму охраны природы, противопоставляя тем самым охрану природы использованию ее богатств.
Непоследовательность в практическом воплощении мер по охране природы особенно ярко проявлялась на таком примере. Царь Александр III в 1892 г. утвердил «Правила об охоте», в которых строжайше запрещалась охота на зубров в течение всего года. Однако это не помешало его сыну Николаю II всего через пять лет после принятия закона устроить в Беловежской пуще многодневную охоту, во время которой было убито 36 зубров.
Вследствие целого ряда причин охрана природы в дореволюционной России не была достаточно эффективной, чтобы приостановить нежелательные изменения в природе, вызванные хозяйственной деятельностью людей.
Советский период.
Октябрьская революция уничтожила частную собственность на природные богатства. В сочетании с плановым ведением хозяйства это создало необходимые предпосылки для эффективной деятельности по охране природы. На основании принятых нормативных актов - Декрет о земле (1917) и Декрет о национализации земли (1918) - земля была национализирована, частная собственность на нее была отменена. Это создавало условия для улучшения плодородия почвы. Декрет о лесах (1918) предписывал «засадить и засеять лесом» оголенную войной пространства. В законодательном акте лес рассматривался как фактор, влияющий на сельское хозяйство, как регулятор водного режима, место рекреации, памятник природы, как фактор, имеющий культурно-эстетическое назначение. Такие государственные документы, изданные в первые годы строительства советского государства, а их было много: «О сроках охоты и праве на охотничье оружие» (1919), «О лечебных местностях общегосударственного значения» (1919), «Об охране зеленей площади (садов, парков, пригородных лесов и других насаждений)» (1920), «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» (1921) - формировали систему государственной охраны природы. Были созданы первые государственные заповедники (Ильменский, Астраханский, Красноярский, Лес на Ворскле). Декрет об охране памятников природы, садов и парков (1921) стал основой заповедного дела в нашей стране.
С 1917-го по 1924 г. были опубликованы 234 декрета и другие правительственные документы природоохранного содержания. Их главные положения взяты за основу государственной политики в деле охраны природы. В подготовке проектов решений, касающихся охраны природы, принимали участие академики Н.М.Кулагин, А.Е.Ферсман, Н.М.Книпович, профессора Московского университета С.А.Бутурлин, Б.М.Житков и другие выдающиеся ученые.
В 1924-1925 гг. издается ряд новых государственных документов, направленных на совершенствование дела охраны природы в нашей стране. В процессе их реализации были широко развернуты лесомелиоративные работы (с 1927 по 1948 г. заложено 181 тыс. га приовражных, 266 тыс. га пескоукрепительных, 468 тыс. га полезащитных лесонасаждений), создано несколько десятков государственных заповедников.
Для координации природоохранных работ декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 5 октября 1925 г. организован Межведомственный государственный комитет по охране природы, который в 1930 г. был преобразован в Межведомственный государственный комитет содействия развитию природных богатств РСФСР. В 1933 г. на его основе создан Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК (председатель П.Г.Смидович, заместитель В.Н.Макаров), который впоследствии был реорганизован в Главное управление по заповедникам при СНК РСФСР. В 1939 г. постановлением СНК СССР такие же управления созданы и при совнаркомах других союзных республик.
Несмотря на многие трудности, успешно осуществляли свою деятельность по локальной охране природы созданные ранее заповедники, открывались и новые. Так, с 1933 по 1951 г. только в рСФСР организовано более 20 заповедников, разработаны планы перспективного развития сети заповедников в стране. По инициативе ряда общественных деятелей (Ф.Н.Петрова, С.А.Бутурлина, Н.М.Кулагина, В.И.Талиева и др.) 29 ноября 1924 г. создано Всероссийское общество охраны природы (ВООП). Развивалось оно как демократическая организация, широко охвативающая различные слои населения: рабочих и учащихся, тружеников села и интеллигенцию. В работе общества активное участие принимали многие видные ученые и деятели охраны природы - Г.А.Кожевников, Н.М.Кулагин, П.Г.Смидович, С.А.Бутурлин, Б.М.Житков, ф.Н.Петров, В.Л.Комаров, В.Н.Макаров, С.И.Огнев, Г.П.Дементьев, Н.А.Гладков, А.Г.Банников и др. Удачный опыт Всероссийского общества охраны природы, привлечение широких слоев населения к участию в природоохранных мероприятиях обусловили создание обществ охраны природы и в других союзных республиках.
Великая Отечественная война потребовала мобилизации всех сил и средств на отражение фашистской агрессии. С этим связаны чрезмерная эксплуатация ресурсов (например, лесов) и ослабление охраны природы. На территориях, временно оккупированных фашистами, происходило хищническое разграбление природных богатств.
Оживлению природоохранной работы после войны способствовало принятое в 1948 г. постановление Совета Министров СССР «О плане лесонасаждений, внедрении травопольных севооборотов, строительстве прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР».
В 1957-1963 гг. верховными советами всех союзных республик приняты специальные законы по охране природы, согласно которым под государственную защиту от расхищения и бесхозяйственности взяты все природные ресурсы страны. Однако более чем за 70-летний советский период возникало множество противоречий, когда партийные и государственные решения приносили вред делу охраны природы.Во время гражданской войны были потеряны те несомненные достижения в деле охраны природы, которые были сделаны перед Октябрьской революцией. Судьба многих уникальных участков природы, охраняемых в частных владениях, решалась по «классовому принципу». Вопреки здравому смыслу они разграблялись и уничтожались. Так, в затянувшейся междоусобице погибли вольные стада зубра на Кавказе и в Беловежской пуще. Только благодаря мужеству известного путешественника и исследователя Центральной Азии П.К.Козлова удалось сохранить для потомства привезенных им ранее в Асканию-Нова лошадей Пржевальского.
Многие известные деятели охраны природы были репрессированы в 30-40-е гг. Погиб в тюрьме известный эколог профессор В.В.Станчинский, умер на Колыме профессор, академик Всеукраинской академии наук А.А.Яната, замучен в тюрьме первый президент ВАСХНИЛ академик Н.И.Вавилов, прошел через северные лагеря крупнейший отечественный методист-биолог, профессор, а затем академик АПН РСФСР Б.Е.Райков. Только на Украине около трети активных деятелей по охране природы были репрессированы.
Представление о трудностях в деле охраны природы, о моральной обстановке того времени дает следующая цитата из выступления заместителя председателя ВООП на I съезде этой организации 20 апреля 1938 года: «Мы знаем, что в первые годы все деятели охраны природы встречались в штыки, ибо требовались очень высокая культура и сознание для того, чтобы понять действительное значение охраны природы. Вы знаете, что на этой почве была демагогия, вроде того, что некоторые люди говорили -вы думаете охранять природу от рабочих, от пролетариев? Мне вспоминается факт, когда М.П.Потемкин (член президиума ВООП) на (партийной) чистке долго защищался от обвинения председателя комиссии по чистке, который говорил: «Как же Вы, член партии, работаете в таком органе, как охрана природы? От кого Вы охраняете природу?» (по В.Е.Борейко, 1998).
В 1930-х гг. в отношении заповедников возобладало превратное мнение, что заповедники должны давать что-нибудь практически полезное: сено соседнему колхозу, животных для расселения и т. п. Совет Министров СССР 29 августа 1951 г. издал печально известное постановление № 3192 «О заповедниках», было закрыто 88 заповедников, а территории еще двадцати резко сокращены.
В целом созданная в стране система охраны природы с разной степенью успешности функционировала на разных уровнях: локальном и региональном, государственном и общественном, выполнялись международные соглашения, СССР был инициатором и участником многих всемирных форумов и совещаний по охране природы.
Дата добавления: 2015-12-11; просмотров: 2675;