Лекция № 10. Развитие стран Востока: политическое, экономическое развитие, особенности менталитета (1918 - 2000).
Цель: дать общие представления о развитии политических, экономических и социальных процессах в странах Востока с 1918 по 2000-е гг.
Задачи:
- выявить влияние геополитического положения стран Востока на характер социально-политического и экономического развития в 1918 - 1945гг.;
- показать особенности национально-освободительного движения народов Индии, Китае и Турции между мировыми войнами;
- обозначить влияние мировых держав на развитие стран Востока в 1920-е - 1990-е гг.;
- провести классификацию стран Востока с учетом природно-климатического фактора, историко-культурных и религиозных особенностей;
- показать причины возрождения восточной культурной традиции и пробуждения политической активности в странах Востока.
За годы Первой мировой войны в странах Азии и Африки произошли перемены. В зоне военных действий оказались страны Ближнего Востока, в состав армий стран Антанты входили солдаты из колоний. Страны Азии и Африки поставляли воюющим метрополиям сырьё и продовольствие, а также трудовые ресурсы. Народы колоний надеялись, что послевоенное мирное урегулирование будет сопровождаться отказом от колониального правления. Но, ни одна держава-победительница не собиралась предоставлять независимость своим колониям. На Парижской мирной конференции победители повели борьбу за разделение бывших колоний Германии и территории Османской империи.
Альтернативой стало обращение Советской России с призывом к народам Востока подняться на борьбу с империализмом. Оно было услышано в Азии и Африке, где набирало силу, движение за независимость.
Ближний и Средний Восток. Национальная, антиимпериалистическая революция 1918 - 1923гг. в Турции была вызвана поражением в войне, и империалистической политикой европейских держав введших режим капитуляции и контроля над финансами страны. В противовес Советская Россия заключила с Турцией (1921) договор о дружбе и оказала ей военную и финансовую помощь в размере 10 млн. золотых рублей. Эта помощь позволила стране отстоять независимость в борьбе со странами Антанты. Под руководством Мустафы Кемаля (Ататюрк) во всех областях жизни страны была проведена модернизация. Турция в 1923 г. стала республикой, был введён латинский алфавит, ислам был отделён от государства. Было запрещено многоженство, введена регистрация брака, с 1930г. женщины получили избирательные права. Правительство поддерживало национальную промышленность, были введены элементы плановой экономики, создавался госсектор. Но Ататюрк проводил жесткую этническую политику: в 1922 г. после отступления греческих войск из Смирны (Измир) – греческое население было истреблено или изгнано (бежало из страны около 1 млн. греков). При младротурках было уничтожено 1,5 млн. армян, независимость Армении, полученная с помощью Антанты, была ликвидирована. Турецкий опыт модернизации долгие годы был примером для националистов региона.
Аналогичные отношения Советская Россия поддерживала с Персией (с 1934 г. Иран). Заключённое по результатам мировой войны (1919) Англо-персидское соглашение фактически ставило правительство страны под контроль Англии. Опираясь на поддержку Советской России, Иран отверг англо-персидский договор и добился вывода английских войск из страны. Советско-иранский договор 1921 г. фиксировал отказ Советской России от привилегий и концессий, имевшихся в Персии у Российской Империи. В Афганистане национально-освободительное движение завершилось завоеванием независимости (1919) и потерей Англией своего влияния на эту страну. В феврале 1921 г. в Москве был подписан советско-афганский договор о дружбе. Развитие дружественных отношений с соседними восточными странами Турцией, Ираном, Афганистаном и поддержка в них национально-освободительных движений и правительств объяснялись не только целями упрочения безопасности южных границ Советской республики, но и рассматривалось её руководством и Коминтерном как часть мировой революции и подрыв «тылов» империализма.
После мировой войны Япония оказалась в особом положении среди азиатских стран. Она как бы повторяла европейский вариант капиталистической модернизации, связанной с внешней экспансией и милитаризацией. Страна превращалась из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную. Объём продукции в годы войны вырос в два раза. Оставшись в стороне от военных действий, правительство наращивало свою военную мощь, особенно флот и вынашивало планы территориальных захватов. По результатам войны Япония получила принадлежащие Германии Маршалловы, Каролинские и Марианские острова и провинцию Шаньдун в Китае. В указанный период имеют место все признаки перехода японского капитализма в империалистическую фазу: концентрации капитала в экономике страны привела к тому, что каждый пятый рабочий трудился на предприятии с числом занятых свыше тысячи человек; 338 компаний с капиталом не менее 10 млн. йен у каждой, не уступали по уровню развития западным корпорациям. Например, Мицубиси контролировал в 20-е гг. 120 компаний среди которых: железнодорожные, металлургические, электротехнические, горнорудные и судостроительные с капиталом 900 млн. йен.
Милитаризация легла тяжелым бременем на японский народ. В августе - сентябре 1918 г. Японию потрясали «рисовые бунты» - стихийные восстания против спекулятивного роста цен на рис и дороговизны, охватившие 2/3 территории страны. Волна стачек рабочих разных отраслей промышленности, поднялась в 1919 г. Выступления были подавлены, нередко с применением армии. Профсоюзы действовали полулегально. Даже в условиях подъема рабочего движения в 1920 г. в них насчитывалось не более 300 тыс. членов. Трудовые конфликты решались государственным принудительным арбитражем. Неспокойно было в главной колонии Японии - Кореи. Репрессии были главным оружием правительства. Однако были сделаны некоторые послабления: новый избирательный закон, снизив имущественный ценз, увеличил число избирателей с 1,5 до 3 млн. человек. В Корею послали нового генерал-губернатора, слывшего «либералом», при нем учредили совещательный орган из представителей имущих классов Кореи.
В 1920-1921 гг., как и в США, в Японии имел место экономический кризис, усугубленный гигантским землетрясением 1923 г. Токио был разрушен, погибло 150 тыс. человек. Выход из кризиса был кратковременным. В 1929 г. Японию потряс новый экономический кризис.
Правящие группировки страны, императорский двор, а также крупнейшие корпорации (дзайбацу) видели выход из трудностей в переходе к новому этапу милитаризации и сопутствующему ей курсу внутренней реакции и внешней экспансии. Процесс модернизации проходил в Японии в форме милитаризации за счет народа.
В 1927г. в меморандуме главы правительства генерала Танака была сформулирована программа крупномасштабной агрессии в Азии: сначала захват Китая, затем Индокитая, Бирмы, Юго-Восточной Азии, Индии. В 1931 г. с оккупацией Маньчжурии начал осуществляться этот план. В 1932 г. были захвачены провинция Жэхэ и проходы в великой китайской стене. В 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. В июле 1937 г. началось вторжение в Северный и Центральный Китай. В октябре был захвачен Пекин, в ноябре Шанхай, в декабре Нанкин, затем многие провинциальные центры.
Милитаризация всех сторон жизни общества, развязанная страной внешняя агрессия в 30-е гг. подталкивали правящие классы к своеобразной форме авторитарно-монархического режима и военно-регулируемого капитализма, провозглашению создания «новой политической и экономической структуры». Под «новой политической структурой» подразумевалась система жесткого политического контроля военно-государственной бюрократии над обществом. Была создана мощная идеологическая реакционно-шовинистическая организация - «Ассоциация помощи трону». Поскольку политические партии были распущены, а легальная оппозиция была уничтожена, Ассоциация становилась единственным рупором пропаганды и центром обеспечения своей цели - «единства нации вокруг императора». Синтоизм как официальная государственная религия, культ предков, самурайская честь и доблесть, преданность императору стали важными орудиями пропаганды. В 1938 г. был издан «Закон о всеобщей мобилизации нации». Целью Японии провозглашалось «создание Великой восточно-азиатской сферы совместного процветания».
«Новая экономическая структура» означала и установление военно-государственного контроля над экономикой. В качестве контрольных учреждались ассоциации производителей в различных отраслях хозяйства. Во главе ассоциаций встали представители корпораций, что означало передачу им регулирования рынка рабочей силы, контроль над распределением ресурсов, регулирование цен и заработной платы, определение условий выполнения госзаказов и пр. Государственно-бюрократическое регулирование осуществлялось теми же механизмами (бюджет, налоги, тарифы, заказ, субсидии, административные и косвенные методы регулирования и пр.), которые были характерны и для таких европейских стран как: Италия, Германия, Испания, Португалия.
Слабость Китаяперед империалистической экспансией обусловливалась его раздробленностью. Революция 1911-1913 гг. свергла монархию, но не решила задачу объединения. Провозглашенная республика была фиктивной. Парламент в Пекине влияния на жизнь страны не оказывал. Отдельные регионы издавна контролировались феодально-милитаристскими кликами, которые имели свои армии и поддерживались теми или иными капиталистическими державами. Беспрерывно велись междоусобные войны, обрекая народ на нищету и страдания. Задачей будущей национальной революции должна была стать ликвидация военно-феодальных клик. Без решения этой задачи было невозможно объединить Китай, обеспечить его независимость и провести модернизацию.
В организации сил китайской революции выдающаяся роль принадлежит Сунь Ятсену. В октябре 1919 г. он переименовал свою «революционную партию» в Национальную партию Китая (Чжунго гоминьдан). Гоминьдан сочетал в себе черты как политической партии национально-революционного характера (т. е. ориентация на вооруженный захват власти), так и национал-реформистской партии, готовой начать социально-экономические преобразования и модернизацию Китая в духе идей «государственного социализма». В 1921 г. он был избран на пост Президента Китайской республики. Северные милитаристы и иностранные державы не признали правительство на юге, и избрание Сунь Ятсена.
Реализацию своих планов Сунь Ятсен не мыслил без иностранной помощи. Не получив поддержки капиталистических держав, он обратился за помощью к Советской России, Коминтерну. Из опыта Советской России Сунь Ятсен, не признававший марксизма и классовой борьбы, заимствовал представление о механизме сильной государственной власти, руководстве сплоченной революционной партией и опоре на революционную армию. Для переговоров он направил в Москву делегацию во главе с генералом Чан Кайши. Для подготовки офицерских кадров новой революционной армии была создана офицерская школа Хуанпу. Работу в школе вели советские инструкторы, и она содержалась советским правительством. Главным советником нарождавшейся Национально-революционной армии стал В.К. Блюхер, а политическим советником гоминьдана и представителем Советского государства М.М. Бородин.
В 1923г. Сунь Ятсен начал реорганизацию гоминьдана, привлекая к сотрудничеству Коммунистическую партию Китая. Коммунисты шли на сотрудничество в соответствии с директивой Коминтерна. Так был оформлен своеобразный единый фронт различных социальных сил, боровшихся против милитаристов и империалистов.
Весной 1925 г. в Шанхае вспыхнуло антиимпериалистическое движение (Движение 30 мая) вобравшее в свои ряды буржуазию, студенчество, рабочих. Поводом послужил расстрел английской полицией студенческой демонстрации. Так в Китае началась антиимпериалистическая национальная революция под лозунгами: восстановления суверенитета Китая, свержение власти империалистической агентуры в лице феодальных милитаристов и политического объединение Китая под властью демократического национального правительства. Базой революции стал Южный Китай.
В октябре - декабре 1925 г. гоминьдановское правительство, возглавляемое генералом Чан Кайши, предприняло удачный поход против милитаристов в провинции Гуандун. Это укрепило революционную базу на юге и создало предпосылку для Северного похода Национальной революционной армии (поход начался в июле 1926 и завершился в 1928 г.). К началу похода Национальное правительство уже объединило четыре южных провинции. Первый этап Северного похода завершился разгромом ряда милитаристов Центрального Китая. Под власть Национального правительства перешло пять провинций с крупными городами - Ухань, Нанкин, Наньчан, Шанхай.
В это время империалистические державы предприняли попытки вооруженной интервенции. У портов Китая сосредоточилось свыше 170 военных судов Англии, США, Франции, Японии. Обстрелу подвергся Нанкин. Империалистические войска концентрировались в Шанхае. Положение в стране осложнялось расколом в революционном лагере - как в самом гоминьдане, так и между гоминьдановцами и коммунистами. Чан Кайши перешел к прямому подавлению компартии.
Раскол в национально-революционном лагере был не случаен, он произошел в результате обострившегося противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство гоминьдановских лидеров, обретя центральную власть, считали революцию завершенной и выступали за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию Китая: создание государственных банков, проведение денежно-финансовой реформы, развитие государственного сектора, поощрение национального капитала, ограничение арендной платы в деревне, восстановление полного суверенитета Китая. Гоминьдан шел на компромиссы с капиталистическими державами, поощрял иностранный капитал.
Компартия Китая имела иную программу: продолжение революции, завоевание гегемонии пролетариата, развертывание аграрной революции, политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации всех банков, рудников, железных дорог, пароходных компаний, крупных предприятий, фабрик и т. д. Эти требования отражали установки Коминтерна по китайскому вопросу, его курс на мировую революцию. Нельзя не отметить, что грандиозность поставленных задач не соответствовала ни уровню рабочего и крестьянского движений, ни политическому весу КПК. Борьба между гоминьданом и компартией вылилась в двадцатилетнюю гражданскую войну в Китае.
Основным результатом национальной революции 20-х гг. стала смена политического строя. После военного объединения Китая прежняя система власти, контролировавшаяся северными милитаристами, была заменена однопартийным правлением гоминьдана. В соответствии с программой Сунь Ятсена гоминьдан взял на себя «политическую опеку» над обществом. Роль верховного органа власти перешла к конгрессам ЦИК гоминьдана, которым подчинялись Национальное правительство и армия. Сращивание партийного, государственного и военного аппаратов при большой политической роли армии и росте государственно-капиталистического сектора экономики способствовало превращению гоминьдановского правления в военно-бюрократический режим с ярко выраженными авторитарными (в лице Чан Кайши) чертами.
Главным направлением своей внешней политики гоминьдан считал отмену неравноправных договоров и соглашений. Уже в 1928 г. правительство Китая заявило о восстановлении таможенной автономии, оградившей китайский рынок от иностранной конкуренции. Одновременно были ликвидированы внутренние таможенные барьеры, препятствовавшие развитию национального рынка. Путем переговоров правительство добилось возвращения Китаю 20 из 33 концессий. Но расчеты гоминьдана на получение иностранной финансовой помощи под проведение широкой модернизации потерпели полный провал.
Внешнеполитическое положение осложнилось в 1931 г. когда Япония почти без боя захватила Маньчжурию. Призывы гоминьдановского правительства к западным державам положить предел японской агрессии не увенчались успехом.
В области внутренней политики усилия гоминьдана были направлены на укрепление центральной власти, введение государственного регулирования экономики с элементами планирования, на поощрение производства, проведение отдельных социальных реформ для смягчения классовых противоречий и, наконец - на беспощадную войну с коммунистами. В ряде случаев эта политика оказалась эффективной. Была создана государственная банковская система. Вырос государственный сектор в промышленности, на транспорте. В условиях мирового экономического кризиса основные отрасли китайской промышленности давали ежегодный прирост в шесть с лишним процентов. Введением прогрессивного рабочего законодательства, уступок отдельным слоям рабочих гоминьдану удалось изолировать рабочее движение от коммунистов. Но сельское хозяйство топталось на месте. Аграрное законодательство гоминьдана не выполнялось. Власть на селе оставалась в руках деревенской феодально-ростовщической верхушки.
Достижения гоминьдановского режима в области внешней и внутренней политики, хотя и не решили коренных проблем Китая, сузили социальную базу КПК и обрекли на фактическое поражение «советское движение». Под военным и политическим давлением гоминьдана КПК была вытеснена из городов и вынуждена перенести центр тяжести своей деятельности в деревню, точнее - в отдаленные периферийные сельские районы, где существовал вакуум гоминьдановской власти. Из партии рабочих КПК превратилась в партию «деревенскую», притом партию милитаризованную. Коммунистам удалось организовать полупартизанскую Красную армию (к 1933 г. - 300 тыс. чел.). Её силами были отбиты четыре карательных похода гоминьдана. В центральном Китае было создано несколько стабильных советских районов, наиболее крупным из которых, был Центральный советский район в провинции Цзянси. Здесь в ноябре 1931 г. состоялся I Всекитайский съезд представителей советских районов, провозгласивший Китайскую Советскую Республику. Председателем ЦИК КСР стал Мао Цзэдун. В 1934 г. гоминьдановское правительство организовало пятый карательный поход против советских районов. Красная армия потерпела поражение, но сумела вырваться из окружения в глухой северо-западный район на стыке провинций Шэнси - Ганьсу - Нинся с центром в г. Яньань. Все другие советские районы были утрачены.
С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии. Советское руководство, озабоченное нарастанием японской угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему разносторонней помощи прекращением карательных операций против китайских коммунистов. Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле-июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК. Компартия обязалась преобразовать Советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРАК (с августа 1937 г. - 8 армия), прекратить конфискацию помещичьих земель. Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. С лета началась японо-китайская война 1937-1945 гг., она стала частью Второй мировой войны.
Колониальные власти в годы Первой мировой войны обещали предоставить самоуправление, но надежды на изменение статуса не оправдались. Англия продолжала удерживать свою главную колонию. Это вызывало следующий этап борьбы за независимость.
Развитие капиталистического уклада упрочило позиции национальной буржуазии, вызвало рост рабочего класса. Численность рабочих была невелика, но половина была занята на крупных предприятиях с числом свыше 1 тыс. человек. Концентрация крупных предприятий в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас, Канпур и др.) превращала немногочисленный пролетариат в организованную силу.
Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры, являясь особой социальной организацией. Жизнь деревни пронизывали кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий религиозный фактор.
Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониальной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянина и городского рабочего - крестьянина вчерашнего. Выдающаяся роль в организации массовых ненасильственных кампаний сопротивления в 20-40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869-1948). Он стал идейным вождем Индийского Национального Конгресса (ИНК).
Отдельного внимания заслуживает учение М. Ганди, которое соединило в себе политические, морально-этические и философские концепции, принцип ненасилия Л.Н. Толстого. Социальный идеал М. Ганди - крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства божия на земле, общества справедливости, которое описывается в священных книгах индуизма. Но эта сторона учения содержала протест против капиталистического уклада, отрицание его прогрессивности и необходимости для Индии. Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства - их кровное дело. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение.
Послевоенный подъем национально-освободительного движения в Индии начался забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но указывали на перемены в настроении индийского народа. Колониальные власти маневрировали. Министр по делам Индии Монтегю предложил реформу избирательной системы в Индии. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одновременно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта).
Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. б апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.
Осенью 1919 г. именно в Амритсаре, состоялся съезд Индийского Национального Конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы. Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходимости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, двуэтапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в тоже время обеспечить ее нарастание, предусматривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колониального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе - уклонение от уплаты государственных налогов.
Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский Национальный Конгресс и Мусульманская Лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У движения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.
Новый подъем движения в Индии пришелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928-1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции. Английские власти пытались ограничиться реформой избирательной системы. В 1928 г. комиссия Саймона предложила избирательный закон, расширяющий состав избирателей. Он выдавался за конституцию. Была создана комиссия Мотилала Неру (отец лидера левого крыла ИНК Джавахарлала Неру), которая опубликовала доклад «Конституция Неру». В ней содержалось требование предоставить Индии статус доминиона наравне с Канадой и Австралией. Левое крыло в ИНК (Дж. Неру) требовало полной независимости. В апреле 1930 г. Английские власти объявили кампанию незаконной, арестовав лидеров движения, в том числе и М. Ганди (в тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения.) Кое-где выступления стали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.
Кампании ненасильственного сопротивления расшатали колониальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избирательной системе. Индийский Национальный Конгресс получил большинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства.
С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны Германии 3 сентября 1939 г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.
В целом можно констатировать, что решение вышеупомянутыми странами общих задач предопределила схожесть социально-экономичечких и политических процессов. Получение, сохранение или воссоздание независимости не могло не вызвать такие крайности, как террор против греков и армян, уничтожение Армянского государства (Турция), нападение на Корею и Китай (Япония). Создание госсектора и использование планирования (Турция, Китай, Япония). Появления во главе движений за независимость харизматических лидеров и их культ (Турция - Ататюрк, Индия - Ганди, Китай - Сунь Ятсен, Чан Кайши, Мао Цзедун). Создание эффективной системы власти и сползание к авторитаризму (Турция, Китай) и тоталитаризму (Япония).
Стремление заручится поддержкой зарубежных государств: Турция (СССР, Германия), Китай (СССР, западные демократии), Япония (Германия). Данное стремление в конечном итоге стали причиной участия во Второй мировой войне на стороне: Германии Японии (Турция, не участвовала в войне, сохраняя дружественный нейтралитет); на стороне стран антигитлеровской коалиции Китая, Индии (при разделе Англией и СССР на зоны влияния Ирана).
Интенсивный распад колониальной системы начался после Второй мировой войны. В 1943-1959 гг. независимость обрели 20 стран. В I960-1970 гг. - около 50 стран. За весь этот период на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств.
В Китае на завершающем этапе гражданской войны между КПК (поддержанной СССР) и Гоминьданом (поддержанным США). Коммунистам удалось объединить под своим руководством политические движения и общественные организации, не участвовавшие в гоминьдановском управлении. Были привлечены к сотрудничеству отколовшаяся от гоминьдана партия Революционный гоминьдан (1949), социал-демократы, монархисты-младокитайцы, а также организации проживавших заграницей китайцев, сложившиеся в 1948 г. профсоюзные, женские, молодежные движения. Съезду этих партийно-общественных объединений Единого народно-демократического фронта, получившему название Народного политического консультативного совета Китая, было придано учредительное значение. 1-я сессия НПКСК (21-30 сентября 1949) приняла политическую Декларацию о создании новой китайской государственности, основные конституционные документы, образовала Народное правительство. 1 октября 1949 г. торжественно было провозглашено образование Китайской Народной республики.
Впечатляющей была победа национально-освободительного движения над британским империализмом. В 1947 г. территория британской колонии Индии была разделена на два доминиона - Индийский союз и Пакистан. В 1950 г. Индийский Союз стал суверенной Республикой Индией. Вслед за Индией свой суверенитет провозгласил и Пакистан.
Аналогичные процессы развивались в Юго-Восточной Азии, где значительная часть территории Юго-Восточной Азии была захвачена Японией. Её поражение сопровождалось провозглашением независимости колониями европейских государств.
Первым в 1945 г. самостоятельно провозгласило свою независимость от Нидерландов одно из крупнейших государств этого региона - Индонезия. В 1949 г. Нидерланды были вынуждены признать суверенитет этой республики. В августе 1945г. во французском Индокитае вспыхнуло восстание под руководством Хо Ши Мина. В сентябре 1945г. на территории Вьетнама повстанцами было провозглашено независимое государство - Демократическая Республика Вьетнам. Французские колонизаторы не хотели смириться с потерей Индокитая. Они развернули военные действия и попытались силой восстановить свой бывший статус метрополии. В 1949 г. на оккупированной территории они создали государство Вьетнам. В 1954 г. в результате крупных военных поражений они подписали Женевские соглашения, в которых признали суверенитет Вьетнама. За год до этого в 1953 г. получили независимость два других государства французского Индокитая - Камбоджа (Кампучия) и Лаос.
Наиболее интенсивно процесс деколонизации в 50 - 60-х гг. проходил в Африке. Начался этот процесс на севере континента. В конце 1951 г. национальной независимости от Италии добилась Ливия. 1952 г. в борьбе с британскими колонизаторами обрел независимость Египет. В 1954 г. независимость завоевали бывшие французские колонии Марокко, Тунис и Судан.
Но на смену колониализму пришел неоколониализм - система разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении.
В указанных условиях большое значение для судьбы и благосостояния государств, развивающихся по восточному типу цивилизации, имели внутренние преобразования. Речь шла о модернизации направленной на достижение четырех основных целей: ускорение развития; индустриализацию; освоение культуры западного типа; сохранение собственной культурной традиции, своей культурной идентичности.
Группа стран, решавших вышеназванную задачу получила название - страны «третьего мира». До конца 80-х гг. одним из внешних факторов развития данных стран была помощь СССР и стран СЭВ. Ряд государств в это время заявил о строительстве социализма - КНР, КНДР (Северная Корея), ДВР (позднее объединённый Вьетнам) и др.; о некапиталистическом пути развития (социалистической ориентации) лидеры таких стран как: Сирия, Ирак, Ливия, Ангола, Эфиопия, Афганистан и др. Таким образом «третьи страны» развивались соответственно по капиталистическому пути или под влиянием социалистических стран. С начала 90-х гг., когда СССР и страны СЭВ перестали существовать, имевшее место деление потеряло свою актуальность. В начале XXI в. страны «третьего мира» с известной степенью условности целесообразно и возможно разделить на несколько групп, основываясь на их цивилизационной специфике.
Тропическая Африка. На этой довольно компактной территории Африки возникло более 40 государств, границы которых в основном совпадают с границами бывших колоний. В не столь давнем прошлом эта часть континента была населена множеством первобытных и полупервобытных племен, среди которых кое-где встречались очаги ранней, незрелой государственности. В Африке и сегодня насчитывается до 500 различных этнических групп (от многомиллионных до совсем малочисленных), с собственным языком и самоидентификацией, т.е. со своего рода делением мира на «своих» и «чужих».
В этой многоликости и кроется источник почти непрерывных внутренних конфликтов, которые сотрясают молодые африканские государства, где бок о бок сосуществуют этнически неродственные племена, враждующие между собой. Власти этих стран находятся в крайне сложном положении: ведь они вынуждены постоянно поддерживать хрупкий баланс сил. Самым распространенным типом государственного устройства стала парламентская республика во главе с президентом, с обязательным представительством в парламенте всех этнических групп. Без этого невозможна политическая стабильность, механизмы поддержания которой, впрочем, все еще не отработаны. Поэтому военные перевороты и гражданские войны пока остаются в этом регионе обычным явлением, а внешне демократические формы правления далеко не всегда наполнены реальным содержанием.
Большие трудности связаны с экономическим развитием, которое пока непосредственно зависит от природных ресурсов, распределяющихся в разных странах континента весьма неодинаково. Так, в Южно-Африканской Республике (ЮАР), наиболее развитой африканской державе (ее правильнее относить не к «третьему миру», а к развитым капиталистическим странам), достигнут довольно высокий уровень жизни не только белого, но и африканского населения (в сравнении с другими странами региона). Крупные залежи нефти открывают хорошие перспективы развития перед Нигерией, Конго, Габоном, неплохие природные ресурсы есть и у ряда других стран. Большую роль играет и вывоз такой продукции, как кофе, чай, какао-бобы, каучук и пр. Темпы экономического роста стран Тропической Африки, еще в 80-е гг. державшиеся в среднем на уровне 3-4% в год, имеют тенденцию к росту. Но в этом регионе есть и страны, обделенные природными ресурсами, что наряду с другими причинами отрицательно сказывается на их развитии. Ряд таких стран в свое время (не без влияния СССР) отдали дань социалистической ориентации. Однако полное огосударствление экономики, кооперация крестьянства, искусственные попытки создания «пролетариата» без должной экономической базы, как правило, не приносили положительных результатов. Порой, правда, удавалось создать «смешанные» модели, где в капиталистическую по сути экономику вкрапливались элементы социализма. Но в целом подавляющее большинство государств региона сегодня отдают предпочтение рыночной модели.
Тем не менее, общая неразвитость экономики стран Тропической Африки, низкая производительность труда и культура (в целом) вызывают озабоченность мирового сообщества. Ведь в Африке наблюдается огромный прирост населения. Но пока лишь немногие страны континента способны прокормить себя сами. Это, в свою очередь, увеличивает задолженность африканцев Западу. В конечном счете, данным странам предстоит решать проблемы развития прежде всего за счет мобилизации собственных внутренних сил.
Арабские страны. Многомиллионный, пестрый арабский мир включает в себя ряд стран Африки (Египет, Судан, Алжир, Тунис, Ливия, Марокко, Мавритания) и Азии (Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия и др.). Все они в значительной мере сплочены на основе этнической общности и мощных цивилизационных традиций, ведущую роль в которых играет ислам. Уровень социально-экономического развития этих стран неоднороден. В преимущественном положении находятся страны, обладающие огромными запасами нефти (в особенности небольшие аравийские государства). Уровень жизни там довольно высок и стабилен, а некогда нищие и отсталые аравийские монархии благодаря потоку нефтедолларов превратились в процветающие страны с высочайшим уровнем доходов на душу населения. И если поначалу они лишь эксплуатировали щедрые дары природы, то уже сегодня психология «рантье» уступает место здравой и рациональной стратегии. Яркий пример тому - Кувейт, где миллиарды нефтедолларов вкладываются в программы социально-экономических преобразований, в покупку новейшей техники и т. д. На этот же путь вступили Саудовская Аравия и некоторые другие страны.
На противоположном полюсе находятся, например, Судан и Мавритания, по уровню развития практически не превосходящие бедные африканские страны. Несколько смягчает эти контрасты система взаимопомощи: изрядное количество нефтедолларов из аравийских государств перекачивается в наиболее бедные арабские страны для их поддержки.
Успехи арабских стран зависят не только от наличия природных запасов нефти, но и от избранной ими модели развития. Арабы, как и некоторые государства Африки, уже миновали стадию «социалистической ориентации», и сегодня речь о выборе между социализмом и капитализмом уже не идет. Гораздо актуальнее и острее воспринимается ныне в арабском мире вопрос о сохранении традиций ислама и сочетании этого с отношением к западным ценностям, к влиянию западной культуры.
Исламский фундаментализм(т.е. крайне консервативное течение в той или иной религии), заметно оживившийся в последней четверти XX в. и охвативший наряду с другими регионами практически весь арабский мир, призывает вернуться к чистоте учения пророка Мухаммеда, восстановить утраченные нормы жизни, которые предписываются Кораном. За этим стоит и нечто большее: с одной стороны, стремление укрепить свою цивилизационную самобытность, а с другой - противопоставить незыблемость традиции натиску современного мира, меняющегося на глазах. В некоторых странах (например, в Египте), несмотря на участившиеся в 90-е гг. всплески фундаментализма, был избран еврокапиталистический путь, который вёл к неизбежному изменению традиционных устоев. В других государствах (в частности, в аравийских монархиях) глубокая приверженность исламу сочетается с усвоением лишь внешних стандартов западной жизни, причем далеко не всем населением. Наконец, есть и третий вариант: полное отторжение всего, что несет с собой влияние Запада. Так, например, обстояло дело в Ираке. Там «дрейфующий от социалистической ориентации» к воинствующему фундаментализму в сочетании с агрессивной внешней политикой (вызвавшей, кстати, отпор даже у ряда арабских стран) режим нанес в 80-90-е гг. тяжелый удар по экономике государства. Сходная ситуация возникает и в неарабских странах, чьё население исповедует мусульманскую религию (Турция, Иран, Афганистан). Различия между этими странами также во многом определяются их отношением к западной модели. Если Турция последовательно продолжает идти по еврокапиталистическому пути, то в Иране курс на модернизацию и европеизацию, начатый шахом Резой Пехлеви еще в середине 20-х гг., спустя полвека привел к массовому недовольству. В результате Иран был провозглашен исламской республикой (1979) и стал одним из главных оплотов фундаментализма, в Афганистане с 1978 г. не прекращается гражданская война и иностранное вмешательство (СССР, Коалиционные войска).
Индо-Буддистско-Мусульманский «блок». В эту группу стран входят Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал и Шри-Ланка. Здесь образовалась своеобразная смесь индуистско-буддистских и мусульманских цивилизационных традиций. Правда, степень исламизации не везде одинакова. Наиболее высока она в Пакистане, а также в Бангладеш, ранее являвшейся его частью, но в 1971 г. завоевавшей независимость в результате очередной индо-пакистанской войны. Явная тенденция к еврокапиталистическому пути развития сочетается в Пакистане с довольно сильным элементом фундаментализма, что приводит к внутренним конфликтам и политической нестабильности, характерной для исламских государств. По-иному складывается судьба Индии и тяготеющих к ней в цивилизационном отношении Непала и Шри-Ланки. Несмотря на раздел Индии в 1947 г., в стране на сегодняшний день проживает до 100 млн. мусульман, что создает важнейшую проблему устранения национально-религиозной розни. Но в целом в стране побеждает индо-буддистская традиция, и это оказывает влияние на многие сферы жизни. Немалое значение имеет и то, что зачатки процесса модернизации проявились еще в эпоху колониальной зависимости Индии. В экономике страна избрала еврокапиталистический путь, а в политическом устройстве органично усвоила британскую демократическую парламентскую систему, которая, впрочем, и поныне сочетается с весьма архаичной и недемократической кастовостью (хотя официально она давно отменена).
Индия продолжает оставаться государством, где большая часть населения находится на грани нищеты и даже голода. Помимо решения национально-религиозных проблем, перед страной стоит задача добиться не формального, а реального равенства всех индийцев вне зависимости от их касты, приостановить быстрый рост рождаемости с тем, чтобы прокормить свое население. В целом же пока буддистско-индуистские нормы жизни (и даже пресловутая кастовая система) помогают Индии сохранить политическую стабильность и не допускать роста социальной напряженности.
Конфуцианский «блок». К этой группе стран обычно относят Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Гонконг (последний в 1997 г. вошел в состав КНР), которые развиваются по японской модели капитализма. К ним примыкают Таиланд, Малайзия, Индонезия и Филиппины - своего рода «второй эшелон», уже достигший определенных успехов, но пока отстающий от первой четверки наиболее преуспевающих стран.
Южная Корея и Тайвань в последние десятилетия XX в. совершили поистине фантастический рывок вперед, пройдя, как и Япония, через фазу жестких авторитарных режимов, которые энергично поддерживали частное предпринимательство. Особенно поражает южнокорейское «чудо»: экономика страны успешно соперничает с японской, ее фирмы занимают почетное место в ряду самых известных и богатых корпораций мира.
В чем же секрет этих «чудес», демонстрируемых названными странами Юго-Восточной Азии? Здесь также очень многое зависит от цивилизационной традиции, складывавшейся в этом регионе под сильным влиянием конфуцианства, которое поощряет соревновательность, личное самосовершенствование и одновременно - стремление к улучшению благосостояния. Иными словами, конфуцианство по сравнению с исламом дает возможность более органично вписаться в процесс модернизации. Важную роль сыграли и внешние обстоятельства: Южной Корее, например, значительную помощь оказывали США и Япония, а Сингапур и Гонконг удачно использовали все преимущества своего географического положения на пересечении главных торговых морских путей. И в результате ведущие страны конфуцианского «блока» довольно быстро перешли из «развивающихся» в разряд передовых высокоиндустриальных стран.
В завершении можно было бы констатировать, что вопреки прогнозам ряда отечественных и зарубежных экспертов, вычертивших еще в 50-60-е гг. каскады «порочных» кругов отсталости и бедности развивающихся государств, последние и в особенности страны Восточной и Юго-Восточной Азии достигли значительных успехов в наращивании физического и человеческого капитала. Норма валовых капиталовложений, едва ли превышавшая в колониальных и зависимых странах в 1900-1938 гг. 6-8 % их ВВП, возросла в среднем по развивающемуся миру с 10-12 % в начале 1950-х гг. до 25-26 % в 1980-1996 гг. В целом, если базироваться на данных в национальных ценах и полученных на их основе синтезированных оценках, то группа развивающихся стран по этому индикатору перегнала развитые государства примерно на два-четыре проц. пункта. При этом норма инвестиций в ВВП в 1996 г. достигла в Индонезии 32 %, в Южной Корее 38 %, в Малайзии, Таиланде и КНР 41-42 %, что при сравнительно невысоких, хотя и повышавшихся, показателях предельной капиталоемкости роста в 80-х - первой половине 90-х гг. обеспечивало достаточно высокие темпы увеличения их ВВП. При этом следует отметить, что повышение нормы капиталовложений в развивающихся странах в 1950-1990-е гг. происходило, в основном за счет внутренних источников финансирования, тогда как доля притока иностранного капитала не превышала в среднем 10-15 % (это не больше, чем во многих развитых странах). Однако нельзя не вспомнить о солидном вкладе американской помощи Южной Корее и Тайваню в 50-х - первой половине 60-х гг., без которой модернизация этих стран была затруднена. Экономическое развитие КНР началось при прямой поддержке этой страны Советским Союзом.
Процессы либерализации и приватизации, активизировавшиеся в экономиках стран Востока с 90-х гг., вызвали увеличение доли частных инвестиций в общем объеме внутренних капиталовложений. В среднем по развивающемуся миру доля частных инвестиций повысилась с 3/5 в 1980 г. до 2/3 в 1996 г. В 1985-1995 гг. в КНР удельный вес негосударственных капиталовложений возрос примерно с 1/3 до 1/2, в Индии доля частных инвестиций увеличилась соответственно с 1/2 до 2/3. В 1980-1995/96 гг. последний показатель повысился в Пакистане с 36-37 до 52-53 %, в Египте - с 30-33 до 59-60 %, в Индонезии с 56-57 % до 75-77 %, в Таиланде - с 68-69 до 77-78 %, на Филиппинах - с 68-69 до 79-81 %. В 1995/96 гг. он достигал в Южной Корее 74-76 %, в Турции 79-86 %.
Одновременно со значительным увеличением инвестиций в основной капитал для многих развивающихся стран был характерен существенный рост затрат на формирование человеческого потенциала. Однако указанные вложения не привели к изменению ментальности основной части населения этих стран. Как следствие различия в мировосприятии отражённые в таблице № 1.
Таблица №1
Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 1353;