Общие понятия о памяти. Память и деятельность
В процессе любой деятельности предполагается использование результатов предшествующих шагов для осуществления последующих. Если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, сразу же исчезали бесследно, невозможно было бы формирование индивидуального опыта. Элементы опыта закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности, образуя содержание памяти человека.
Память — это совокупность психических процессов, обеспечивающих организацию опыта индивида на. основе временного соотнесения текущих и предстоящих актов деятельности в соответствии с ее целями и мотивами.
Память — одна из важнейших, конституирующих характеристик психического. Ее роль не может быть сведена к отражению того, что «было в прошлом». Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для сцепления с последующим.
Будучи одной из важнейших характеристик всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Следить за развитием запоминаемого — значит следить за развитием всего психического склада человека.
Память — это не просто «кладовая» знаний и способностей человека. Как и другие психические процессы, она представляет собой динамическую систему, функционирующую постольку, поскольку осуществляется деятельность.
Такой взгляд на память решительно опровергает так называемые ассоциационистские теории, которые сводят запоминание к простому пассивному запечатлению образов предметов и явлений внешнего мира.
Центральное понятие в этих теориях — понятие ассоциации — обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов.
Однако, если бы для образования таких ассоциаций было достаточно одной только пространственно-временной смежности явлений, то тогда в одной и той же ситуации у различных людей должны были бы возникать одинаковые цепи связей. На самом же деле связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не дает, ограничиваясь лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.
Экспериментально было доказано, что всякое запоминание — есть закономерный продукт взаимодействия субъекта с объектом.
В одном опыте [32] испытуемым предлагалось классифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке, кроме предмета, было изображено число. После опыта испытуемых просили вспомнить, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом опыте хорошо запомнились предметы. Что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, что вообще их «не видели». В другом опыте надо было разложить эти карточки по порядку изображенных на них чисел. В этом случае все обстояло наоборот: хорошо запоминались числа и почти не замечались картинки. Таким образом, запоминается то, с чем человек действует. Эта закономерность обнаружена и в опытах с практическими трудовыми действиями.
Описанные факты убедительно доказывают, что простая смежность событий (картинки и числа) сама по себе не обеспечивает однозначных результатов запоминания. Все дело в том, что делает человек с материалом. Разумеется, одни и те же внешние условия деятельности не приводят к абсолютно одинаковым результатам запоминания у разных людей, так как они всегда преломляются через прошлый опыт человека, его индивидуальные особенности. Но это лишь означает, что, говоря о зависимости запоминания от деятельности, необходимо рассматривать любое действие человека в его личностном контексте, т. е. в связи с особенностями мотивов, .целей и способов их достижения.
Таким образом, можно сказать, что характеристики запоминания того или иного материала определяются мотивами, целями и способами деятельности человека. В этом и состоит сущность концепции память—деятельность, которая определяет основное направление в изучении вопросов памяти в советской психологической науке.
Процессы памяти
Память выполняет различные функции в деятельности человека и в соответствии с этим выделяют различные процессы памяти. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение(актуализация, возобновление), а также сохранение и забываниематериала.
В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью.
Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения.
Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс актуализации, восстановления прежде усвоенного материала может характеризоваться различной степенью трудности или легкости его протекания: от «автоматического» узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого.
Забыванием называют процесс ослабления связей того или иного материала с прошлым опытом индивида, обусловленный выпадением этого материала из деятельности. Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо вообще становится невозможной.
Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности. Забывается конкретная «фактическая» форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах в интегрированном виде.
В принципе забывание — явление целесообразное. То, что, включаясь в деятельность личности, остается значимым для нее, не забывается. Включение в деятельность — надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием.
Виды памяти
Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.
Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии со следующими тремя основными критериями:
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
2. По характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную.
3. По отношению к компонентам структуры деятельности — мотивам, целям, способам действий — на долговременную, кратковременную и оперативную.
В различных деятельностях человека могут проявляться либо преобладать различные виды психической активности: моторная, эмоциональная, сенсорная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Отсюда названия соответствующих видов памяти: двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.
Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз «учиться сначала» соответствующим действиям.
В деятельности оператора АСУ двигательная память — необходимое условие формирования профессиональных навыков сокращения и автоматизации первоначально развернутых действий. Часто создается впечатление, что у опытного оператора руки работают сами по себе, «без контроля головы».
Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения к окружающему миру. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших отрицательные переживания.
Деятельность оператора, как и любая другая деятельность, всегда характеризуется определенным эмоциональным тембром. Эмоциональная память оператора ярко проявляется, например, в специфическом чувстве боязни предметов и действий, связанных с аварийными ситуациями, имевшими место в прошлом опыте.
Образная память — память на представления, на зрительные картины природы и жизни, а также на звуки, прикосновения, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормально развитых людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать «профессиональными» видами: как и соответствующие ощущения, они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.
Образная память особенно развита у людей «художественных» профессий. Образная память составляет основу запоминания оператором мнемосхем, а также знаков индикации и органов управления. Образным может быть также запоминание управляемых объектов и процессов.
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли, понятия, суждения, умозаключения. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.
Поскольку наши мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их может быть сориентировано на передачу либо основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в этом последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его формы оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Она является специфически человеческой памятью в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, она становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.
Оператору АСУ часто приходится пользоваться логической памятью, особенно в ситуациях, требующих нестандартных, творческих решений оперативных задач.
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
О непроизвольной памяти говорят тогда, когда человек запоминает и воспроизводит, не ставя перед собой специальной цели что-то запомнить или припомнить. В тех случаях, когда человек ставит такую цель, говорят о произвольной памяти. Здесь процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические (от греч. м н е м е — память) действия.
Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость специально руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.
Оператор в своей деятельности пользуется произвольной и непроизвольной памятью. Роль произвольной памяти нередко переоценивается. В реальной деятельности оператора запоминание необходимого материала осуществляется непроизвольно в процессе решения различных практических задач.
В последнее время пристальное внимание исследователей памяти привлекли к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания, еще до закрепления следов внешних воздействий, а также в самый момент их образования. Для того чтобы тот или иной материал в памяти закреплялся, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов (от лат. consolidatio — упрочение, укрепление). Но как же удерживается материал в памяти до того, как произойдет акт консолидации? Ученые считают, что возбуждение, приходящее в мозг от органов чувств, в течение некоторого времени циркулирует по замкнутым цепям нейронов, называемым кругами реверберации (от лат. rever-berare — отражать). Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что прошедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, чего уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами, звучит в ушах» и т. д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они настолько специфичны и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что ученые стали рассматривать их в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти.
В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного, очень непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала).
Вместо термина кратковременная память в литературе нередко употребляются его синонимы: мгновенная, немедленная, краткосрочная и т. п. Некоторые авторы, однако, в качестве одного из таких синонимов используют и термин «оперативная» память, стремясь подчеркнуть им не временной, а «деловой» характер той же кратковременной памяти. Между тем, за этим термином в советской психологии закрепилось другое содержание. Понятием оперативная память у нас обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям, «кусками» [84, 85]. При этом мы удерживаем в «уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление наблюдаем при чтении, списывании, вообще при выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала, которыми при этом оперирует человек, могут быть различными (процесс чтения у ребенка начинается со складывания отдельных букв). Объем этих кусков, так называемых оперативных единиц памяти, оказывает существенное влияние на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц.
Такое понятие оперативной памяти отличает ее как от долговременной, так и от кратковременной памяти, хотя и намечает точки их соприкосновения.
Особенности оперативной памяти существенно определяют успешность деятельности оператора АСУ.
Совершенствование профессиональных навыков оператора, автоматизация его действий происходит за счет все большего укрупнения оперативных единиц его памяти.
В инженерно-психологических исследованиях памяти оператора особенно важное значение приобрела классификация видов памяти по «временным» ее характеристикам, т. е. деление ее на кратковременную, долговременную и оперативную память.
Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 2386;