Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
В 30-е годы текущего столетия Л. С. Выготский сформулировал один из концептуальных принципов современного обучения: “Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой”. Если первая часть этого положения фиксирует связь психического развития и обучения, то вторая — предполагает и ответ на вопрос “как ведет”, каковы психологические механизмы, обеспечивающие такую роль обучения. При этом Л. С. Выготский отметил, что развитие ребенка “не совпадает с ходом самого образовательного процесса и имеет свою внутреннюю логику, связанную, но не растворяющуюся в динамике школьного обучения”. Исследования самого Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова заложили психологические основы разработки целостной отечественной концепции развивающего обучения, отражающей все четыре ипостаси активного приобщения ребенка к миру: “...вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых других, а также развитие самосознания ребенка”.
В настоящее время системно разработаны два основных направления развивающего обучения: В. В. Давыдова и Л. В. Занкова. Если первое основывается на положениях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, то второе представляет собой критически осмысленный и творчески переработанный опыт всех современных Л. В Занкову психологических и педагогических достижений. При этом сам Л. В. Занков достаточно скептически оценивал этот опыт как в начале разработки своей экспериментальной системы, так и по ее завершении. Он считал, что возможности опереться на достижения педагогики и психологии не расширились сколько-нибудь заметно по сравнению с предшествующим периодом.
Л. В. Занков, ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает а) неправомерное, с его точки зрения,облегчение учебного материала; б) неоправданномедленный темп изучения учебного материала; в) однообразные повторения учебного материала. В то же время и сам учебный материал характеризуется Л. В. Занковым “скудостью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков”. Развивающее обучение, по Л. В. Занкову, и направлено прежде всего на преодоление этих недостатков обучения. В разработанной экспериментальной системе развивающего обучения, по Л. В. Занкову, заложены следующие принципы:
— Принцип обучения на высоком уровне трудности. Реализация этого принципа предполагает соблюдениемеры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизация изучаемых явлений. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении.
— Принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия.
— Принцип осознания школьниками собственного учения. Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции.
— Принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно этому принципу, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо “развитие есть следствие обучения” (Л. В. Занков). Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса. Отличительными чертами системы Л. В. Занкова являются: направленность на высокое общее развитие школьников (это стержневая характеристика системы); высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических знаний. Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого.
В работе Н. И. Аргинской, Н. Я. Дмитриевой, А. В. Поляковой, 3. И. Романовой “Обучаем по системе Л. В. Занкова” (1993) приводится целостная система обучения, основанная на разработанных Л. В. Занковым принципах. При этом подчеркивается, что в начале обучения, например, при обучении чтению в начальных классах, должно быть “целостное эмоционально-эстетическое переживание”(3. И. Романовская, 1991). Целостность создаваемого образа, целостность восприятия, целостность понимания текста есть основа и исходная точка для последующего углубления и дифференцирования предметов освоения.
Система развивающего обучения, по В. В. Давыдову, противопоставлена им существующей системе обучения прежде всего по принципиальному направлению познания, познавательной деятельности школьника. Как известно, существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо В. В. Давыдовым эмпирическим. В общем теоретическом контексте работ Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина В. В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо В. В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение — развивающим. При этом В. В. Давыдов опирается на исходные положения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина относительно того, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Д. Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.
В. В. Давыдов приводит шесть основных различий эмпирического и теоретического знания (где термин “знание” является общим для “абстракции”, “обобщения”, “понятия”):
Эмпирическое знание (по В. В. Давыдову) | Теоретическое знание (по В. В. Давыдову) |
1. Знание вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате выделяются в них общие свойства. | 1. Знание возникает при анализе роли и функций некоторого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генетически исходной основой всех проявлений системы. |
2. При сравнёнии выдёляется некоторая совокупность предметов, относимых к определенному классу (на основе формально общего свойства, без раскрытия внутренней их связи). | 2. В процессе анализа раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы. |
3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства. | 3. Знание, возникающее как мысленное преобразование предметов, отражаетих внутренние отношения и связи, “выходя” за пределы представления. |
4. Формально общее свойство рядополагается с особенным и единичным. | 4. Фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы и ее различных проявлений как связь всеобщего и единичного. |
5. Конкретизация знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в данный класс предметов. | 5. Конкретизация состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений всеобщего основания целостной системы. |
6. Средством фиксации знаний являются слова-термины. | 6. Знания выражаются в способах умственной деятельности, а затем в символознаковых средствах. |
В приведенной В. В. Давыдовым характеристике теоретического знания, получаемого в результате содержательного абстрагирования и обобщения и составляющего основы развивающего обучения, подчеркивается важность мыслительного действияанализа (и соответственно синтеза), а не только сравнения и преобразования для установления а) генетически исходного основания, б) связи всех свойств для выявления и обработки обобщенного способа умственной деятельности. Еще одно, не менее важное, отличие теоретического знания состоит в том, что при его формировании вскрываются, устанавливаются связи всеобщего и единичного, связи внутри целостной системы, понимание ее сущности, что предполагает активнуюмыслительную деятельность (а не только представление). И третье, что необходимо подчеркнуть, — форма существования теоретического знания. В теории В. В. Давыдова это прежде всегоспособы умственной деятельности, обобщенные способы действий, по Д. Б.Эльконину.
Такое понимание теоретического знания и основного направления обучения как восхождение от абстрактного к конкретному основывается на иной, собственно психологической интерпретации существующих диалектических принципов. Так, В. В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, утверждает другую, собственно психолого-педагогическую их природу.
Во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разным этапом психического развития. Во-вторых, принцип доступности трансформируется в принципе развивающего обучения, наполняясь новым содержанием, “когда можно закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающего воздействия”. В-третьих, принцип сознательности получает новое содержание как принцип деятельности. На основе этого принципа ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности. Этот третий принцип послужил основой (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов) для формирования новой модели обучения как преобразующе-воспроизводящей деятельности обучающихся. В-четвертых, это принцип наглядности, фиксируемый В. В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели. Это существенная характеристика преобразующе-воспроизводящей деятельности обучения, когда модельное, знаково-символическое представление ее процесса и результата занимают значительное место.
Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В. В. Давыдов). Соответственно В. В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:
“I. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы..
2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают,анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материалегенетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
4. Это отношение учащиесявоспроизводят в особых предметных, графических или буквенныхмоделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
5. Учащиеся должныуметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объектав системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.
6. Учащиеся должны,уметь переходить от выполнения действий вумственном плане к выполнению ихво внешнем плане и обратно” (выделено мною. — И. 3.).
Развивающее обучение по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах Л. И. Айдаровой, А. К. Марковой, В. В. Рубцова, А. 3. Зака, В. В. Репкина, М. М. Разумовской, Г. Г. Гранин и др. Сама идея развивающего обучения кратко воплотилась в экспериментальных системах обучения Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, М. Ф. Косиловой, И. Я. Каплуновича, Б. Е. Хаева, а также в опыте работы Т. В. Некрасовой, Г. Н. Кудиной, Р. Г. Мильруда и др. В представленной Л. В. Тарасовым “Новой модели общего образования. Экология и диалектика”, по сути, также используются основные положения развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Все это свидетельствует о том, что развивающее обучение представляет собой действительно управляемое учителем психическое развитие ученика, обладая потенциальными возможностями и перспективами внедрения в практику обучения.
* * *
Приобретение человеком индивидуального опыта в социальном окружении, в специальных образовательных учреждениях, есть результат сложного взаимодействия развития, обучения, воспитания, где развитие — конечная цель обучения, а оно само (вкупе с воспитанием) есть условие и основа развития, которое имеет свои уровни, линии и направления. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения, по Л. С. Выготскому.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 2424;