Двухстороннее единство обучения — учения в образовательном процессе
Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе
Двухстороннее единство обучения — учения в образовательном процессе
В педагогической психологии, педагогике, общей дидактике обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучающая, воспитывающая и обучающаяся, т. е. обучение (teaching), осуществляемое педагогом, и научение (learning), в самом широком смысле слова или, точнее, учение, осуществляемое учеником.
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируются: а) его способность к присвоению этого опыта в термине “обучаемость” и б) результат этого процесса в термине “обученность”. Человек, занимающий позицию обучающего, — педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, преподавания — педагогическая деятельность. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, содержание и методы обучения; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание. Другими словами, психологическая проблема состоит в “...установлении, внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения”.
Исходными для ответа на поставленные вопросы являются следующие положения, сформулированные В. В. Давыдовым:
— учебно-воспитательный процесс... осуществляется на основе усвоения... содержания системы учебных предметов;
— каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной “высокой” формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;
— стержнем учетного предмета служит его программа, т. е. систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;
— программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет... методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения... проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала;
— содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности.
Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является научение. Научение человека в результате целенаправленного, сознавательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.
Большинство исследователей этой темы (И. Лингарт, И. И. Ильясов, и др.) используют понятие учения как наиболее общее для анализа и интерпретации формирования индивидуального опыта. “Учение, которое относится косновным свойствам всех высших организмов, приобрело особое значение в человеческом, обществе” (выделено мною. — И. 3.), — отмечает И. Лингарт.
Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций. И. Лингарт намечает следующие девять аспектов (позиций) рассмотрения, которые могут быть при некоторой спорности их разграничения определены следующим образом:
— С позиции биологии учение представляет собой адаптационный процесс, где рассматриваются наследственность, среда, приспособление, регуляция (непосредственная, генетически обусловленная и “косвенная” от окружающей среды).
— С позиции физиологии учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов, выработки условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности (концентрации и иррадиации возбуждения и торможения, положительной и отрицательной индукции, доминанты), аналитико-синтетической деятельности мозга.
— С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека. Особое значение с этой позиции придается информационной функции знаково-символических структур, смыслообразованию; изменениям в познавательных и мотивационных структурах.
— С позиции социологии учение рассматривается как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания. С этой позиции рассматриваются различные формы социального управления образовательными системами, в которых осуществляется учение.
— С позиции аксиологии этики учение рассматривается как процесс ценностного формирования и самоопределения, интернализации общественных норм, правил, ценностей.
— С кибернетической позиции учение может рассматриваться как информационный процесс в обучающейся системе, характеризующейся управлением по каналам прямых и обратных связей, выработкой и изменением стратегий, программ и алгоритмов.
— С позиции философии (в гносеологическом плане) учение представляет собой специфическую форму познания. В учении возникают и решаются противоречия между объективным и субъективным, формой и содержанием и т. д.
— С логической точки зрения учение рассматривается как основа формирования логического мышления, выработки обобщенных алгоритмов. Логическое упорядочение учебного материала, оптимизация организации процесса — суть логического рассмотрения учения. — С педагогической позиции учение рассматривается в контексте “воспитательно-образовательной системы., где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную передачу общественного опыта”. Отмечается также важность учета дезадаптивного поведения и использования психотерапии. Педагогическая психология рассматривает учение прежде всего с позиций психологии и педагогики, но учитывает и социологическую, и кибернетическую, и философскую, и логическую позиции.
Проведенный И. И. Ильясовым системный последовательный анализ основных концепций учения для выявления особенностей его структурной организации и ее отличий в разных концепциях в то же время вскрыл и все многообразие самой интерпретации этого процесса, что прежде всего обусловливается различиями общепсихологического подхода и авторских трактовок. Согласно И. И. Ильясову, учение рассматривается как: 1) приобретение знаний и умений решать разные задачи (Я. А. Коменский); 2) усвоение знаний, умений и развитие — совершенствование общих познавательных процессов (И. Гербарт); 3) приобретение знаний, умений и навыков в определенных дисциплинах (А. Дистервег), — при этом А. Дистервег различал учение и развитие; 4) активный мыслительный процесс, связанный с преодолением затруднений — возникновением проблемной ситуации (Д. Дьюи); 5) “активный процесс построения новообразований из элементов чувственного и мысленного содержания при необходимом участии внешних движений” (В. Лай); 6) получение знания и решение проблем (К. Д. Ушинский); 7) активный процесс внутренней самодеятельности ученика, являющийся внутренней стороной педагогического процесса (П. Ф. Каптерев); 8) научение рассматривается как изменение поведения, изменение внешних реакций на изменяющиеся стимулы по схеме “стимул — реакция” (Дж. Уотсон) и по схеме “ситуация — ответная реакция” с обязательным подкреплением (Эд. Торндайк, Б. Скиннер, К. Халл) и как приобретение новых планов, когнитивных карт поведения в проблемных ситуациях по формуле “стимул — промежуточная переменная (образ, карта, план) — реакция” (Эд. Толмен); 9) учение рассматривается как “усвоение значения, т. е. в приобретении некоторыми раздражителями (прежде всего речевыми знаками) способности вызывать те же реакции, что и при объекте-раздражителе, а также в усвоении инструментальных реакций” (Ч. Остуд); 10) переструктурирование прежних структур опыта, где две фазы — образование (впервые) новых форм деятельности (успех) и сохранение и воспроизведение возникших новых форм деятельности (память) (К. Коффка); 11) разные виды приобретения опыта (Ж. Пиаже); 12) изменение содержания отражения объектов действительности в трех формах, существующих у человека: внешнедвигательной, чувственно-образной и символической (Д. Брунер); 13) регулируемый процесс получения кодирования, хранения и использования информации (Р. Гэгни); 14) ...вид деятельности, в которой субъект в данной ситуации изменяется под влиянием внешних условий и в зависимости от результатов собственной деятельности, строит свое поведение и свои психические процессы так, чтобы понизить новыми информациями степень своей неуверенности и найти правильный ответ или адекватное правило поведения (И. Лингарт).
В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков (тогда как развитие — приобретение способностей, новых качеств). П. Я. Гальперин определяет учение как усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий. Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым учение рассматривается как специфический вид учебной деятельности. В то же время в теории А. Н. Леонтьева учение рассматривается (наряду с игрой и трудом) как тип ведущей деятельности, которая не только занимает большой период времени (часто до15—16 лет), но и в русле которой формируется сама личность ученика, более частные виды деятельности.
Наряду с понятием “учение” в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова), а затем и в работах зарубежных авторов (И. Ломшер, И. Лингарт) все чаще используется понятие “учебная деятельность”, в содержание, которого входит не только процессуальность и результативность, но и структурная организация, — самое главное — субъектность учения. Этот переход к определению учения как учебной деятельности включает три этапа (А. К. Маркова, Г. С. Абрамова): на первом этапе — в конце 50-х годов Д. Б. Элькониным была выдвинута общая гипотеза о строении учебной деятельности, о ее значении в психическом развитии ребенка и начато ее экспериментальное изучение; на втором этапе исследовались особенности этой деятельности, ее структурные компоненты; третий этап — изучение тех психических новообразований, которые формируются в этой деятельности.
В настоящее время учебная деятельность как особая форма учения выступает в качестве специального объекта организации (самоорганизации), управления (самоуправления), контроля (самоконтроля). Учебная деятельность означает “воспроизводящую” деятельность, в процессе которой воспроизводятся не только накопленные человечеством знания и умения, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления — рефлексию, анализ, мыслительный эксперимент. (Подробно учебная деятельность будет рассмотрена в частиIV.)
Все рассмотренное выше свидетельствует о глобальности, многосторонности содержания самого понятия “учение” и многоаспектности его рассмотрения с позиций разных наук. Такое положение естественно, так как субъектом учения является человек. Более того, когда мы говорим о ребенке, то это становящийся, развивающийся, формирующийся человек во всей сложности и многообразии входящих в этот процесс проблем (физиологических, психологических, социальных, педагогических и т. д.). В то же время всеми авторами отмечается, что в процессе учения наблюдаются изменения в самом субъекте — в самом широком смысле слова происходит его развитие (нормально как продвижение) и что это в значительной мере обусловлено обучением: его формами, содержанием, исходной позицией учителя и организатора учения. Как же связаны между собой обучение и развитие, происходящее в процессе учения человека, точнее, его учебной деятельности?
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 2415;