Упражнения в усвоении материала. Þ В какой мере люди малодоступны голосу разума и над ними властвуют их импульсивные желания?
Þ В какой мере люди малодоступны голосу разума и над ними властвуют их импульсивные желания? В каких случаях? Почему?
Þ В чем более значительная для мышления роль принципа по сравнению с правилом? Что значит «мыслить по основоположениям»? Почему разум выше рассудка, хотя и не может обойтись без него?
Þ В чем заключена спасительная сила науки, культуры разума для любознательной молодежи?
Þ В чем именно заключена величайшая опасность отношения к миру как подлежащему коренной перестройке? Почему именно такое сознание часто свойственно молодости?
Þ В чем состоит ошибочность впечатления, будто человек обладает истиной как бы от природы, от рождения?
Þ В чем состоит, по-вашему, «общечеловеческий завет философии»?
Þ В чем, по-вашему, заключена неподменимость философского образования как составной части любого образования, образования как такового?
Þ Как вы думаете, почему попытки установить догмы нередко возбуждают свободную мысль? Почему можно жечь мыслителей и их книги, но нельзя сжечь самой мысли?
Þ Как правильно, т.е. не нанося ущерба, охранять разум молодежи от искушений умствования как опасности серьезных ошибок и как предупреждать в молодежи склонность к догматизму как серьезнейшей опасности для личности и общества?
Þ Как соотносится всеобщее с конкретным? Приведите примеры.
Þ Как соотносятся в мышлении познающий субъект и познаваемый объект? (Указание: обратите внимание на тезис о понятии, живущем в самих вещах).
Þ Как соотносятся друг с другом макрокосм природы и микрокосм человеческого духа?
Þ Какие выводы относительно желательного содержания образования можно сделать из взаимодополнительности логики и феноменологии?
Þ Какие психические особенности людей всегда и повсюду порождают фактически одинаковые мифы, легенды, поверья, сказки?
Þ Каким образом вы включили бы историко-научный материал в занятия со школьниками старших классов по какому-либо учебному предмету (например, по биологии, по теме «Понятие вида»)?
Þ Каким образом при условии свободы мысли даже ядовитые идеи могут принести некоторую пользу? Какую?
Þ Каким образом рост знаний участвует в смене социально-экономических стадий в эволюции человечества?
Þ Каким образом философия истории связана с практикой воспитания?
Þ Классическая музыка с великой силой запечатлела высшие нравственные ценности: она показывает, в частности, что значит для человека Родина и Мать. Какие, по-вашему, музыкальные шедевры в наибольшей степени отвечают этим смысловым интерпретациям? Как вы смогли бы пристрастить молодых людей к эстетическому наслаждению этими произведениями и к проникновению в их смысл?
Þ Опишите какие-нибудь конкретные действия воспитателя как регулятора типа «марковской машины».
Þ Покажите на одном-двух примерах, что догматизм в области научной мысли неминуемо приводит к резкому искажению истины.
Þ Покажите на ряде примеров, как мысль рождается действием и как она предшествует действию.
Þ Покажите на нескольких примерах, что во всяком знании имеется элемент веры.
Þ Покажите, что мышление невозможно целиком вывести из чувственного опыта.
Þ Порассуждайте на тему: «Голос интеллекта тих, но он не успокаивается, пока не добьется, чтобы его услышали».
Þ Почему «негативное в обучении, служащее только для того, чтобы предотвратить нас от ошибок, более важно, чем иные положительные поучения, благодаря которым наши знания могли бы прибавляться»? Как бы вы стали учить себя и ваших подопечных избегать заблуждений, ошибок разума?
Þ Почему излишне акцентируемые особенности личности опасны (сравните с понятием «акцентуации» в психопатологии)?
Þ Почему изучение логики необходимо, но недостаточно для развития умственных способностей, прежде всего — способности суждения? Что всего лучше для тренировки и укрепления способности суждения?
Þ Почему интроспекция как метод психологической науки является одновременно и эффективным способом самосовершенствования, и диагностическим средством?
Þ Почему критика разумом продуктивных, творческих (синтетических) суждений нуждается в свободе? Почему разум нуждается в споре?
Þ Почему осознание своих возможностей, а стало быть, своей грядущей судьбы, неразрывно связано с вопросом о просвещении?
Þ Почему от характера общественных идеалов зависят судьбы народов, стран и всего мира, а общественные идеалы не только определяют собой идеалы отдельной личности, но и в известной мере подчинены им?
Þ Почему психика человека, его дух является созидателем собственно человеческого мира, а не его «производной»?
Þ При каком конкретном содержании спора никакая полемика не уместна? Почему?
Þ Приведите несколько примеров «черного ящика», взятых из хорошо известной вам области действительности.
Þ Приведите примеры (из истории познания) чрезвычайной продуктивности научных дискуссий. Покажите, что человеческое знание может развиваться только как вселенская, эпохальная, вечная дискуссия.
Þ Приведите примеры частных методов, применяемых в педагогической антропологии, психологии и педагогике.
Þ Проиллюстрируйте рядом примеров путь индивидуального познания от созерцаний к понятиям и от них к принципам.
Þ Прокомментируйте древнеримскую дефиницию брака: «Брак есть мужское и женское сочетание, событие всей жизни, божественной и человеческой правды общения».
Þ Прокомментируйте положение о том, что абсолютно необходимым средством развития личности, средством воплощения в жизнь идеи о личном достоинстве, т.е. идеи справедливости, является гражданское общество.
Þ Прокомментируйте тезис о том, что тема души в смысле деятельного и страдающего Я в психологии и педагогике может разрабатываться ими только с позиций персонализма и субъективизма.
Þ Прокомментируйте утверждение о том, что у нас нет другого средства для овладения природой наших влечений, чем наш разум.
Þ Так ли уж невероятно, что именно существующая система религиозного воспитания несет на себе часть вины за постепенную утрату человеком своих умственных способностей?
Þ Что значит «мыслить сами мысли», «мыслить чистые понятия»?
ПЕДАГОГИКА
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 611;