Раздел четвертый СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 2 страница
гуаций. Графически такое переходное, трансформационное состояние системы и возможные варианты ее изменений можно изобразить в виде взаимного пересечения двух осей: вертикальной, представляющей собой векторальное изображение альтернативных целей, и горизонтальной, вдоль которой располагаются альтернативы средств (рис. 40).
Как следует из этого, области возможной социальной реформации общества и возможной социальной реставрации, т.е. отката назад, к старой или новой форме тоталитаризма в трансформирующейся социальной системе, располагаются в антагонистичных по отношению друг к другу квадрантах. Причем первая из них сосредоточена преимущественно в том квадранте, где несущими, системообразующими осями являются два взаимосвязанных направления развития: движение по пути углубления социальной демократии и движение к институционализации соперничества и конфликтов. Комплексным итогом трансформаций, осуществляемых в этих взаимно дополняющих друг друга направлениях, должно стать формирование и функционирование социального государства с последующим его развитием в цивилизованное, гражданское общество. Что же касается области возможной социальной реставрации, то она располагается в правом нижнем квадранте, системообразующими социальными осями которого становятся социально-политическая вседозволенность и тоталитаризм. Социально-политическая трансформация общества в этих двух взаимосвязанных направлениях неизбежно приводит к резкому ограничению демократии, к установлению диктатуры в той или иной форме и в конечном итоге к возрождению тоталитарной общественно-политической системы.
ции и складывающимися в результате этого вакуумом власти, права, морали и др. Пределы обширной сферы социального хаоса в посттоталитарном обществе не остаются неизмененными, они постоянно пульсируют между минимумом и максимумом. Амплитуда таких колебаний определяется тем, какие социальные компоненты — реформационные или реставрационные — превалируют на гом или ином этапе исторического развития данного общества. Поэтому при многообразии форм перехода от тоталитарной к посттоталитарной системе главенствующими остаются две постоянно противоборствующие и взаимоисключающие друг друга тенденции.
Первая, как мы уже отметили, заключается в формировании социального государства. Что оно из себя представляет? Это такая социально-политическая система, в которой никто (ни отдельный индивид, ни клика, ни социальная группа) не вправе сосредоточить в своих руках такие инструменты власти (экономические, политические, идеологические), которые позволили бы ему ущемлять гражданские права любого гражданина. Каждый гражданин должен обладать возможностью обрести, по крайней мере, минимально достойные экономические, социальные, культурные условия жизни. Речь в данном случае идет о существовании верхних и нижних границ цивилизованного существования каждого, которое создает предпосылки для цивилизованного существования всех. Этими границами очерчивается пространство гарантированных прав для всех, причем социальное государство выступает не только гарантом их осуществления, но и заботится о том, чтобы границы цивилизованного существования каждого гражданина, следовательно, и всех граждан, неуклонно расширялись. Однако такая социальная гарантия возможна только в том случае, если высшей ценностью и целью социальной системы становится личность, а главным фактором и определяющей категорией развития общества - труд.
Только в случае преобладания такой тенденции в трансформирующейся социальной системе она сможет обеспечить строительство и функционирование общества, в котором инструменты цивилизованного развития являются общественными, т.е. рассчитанными на всех, а задачи, которые призвано решать социальное государство, - индивидуализированными, ориентированными на каждого конкретного человека. Именно такая ориентация социально-экономической, политической и духовно-культурной сферы способна обеспечить не только минимум, но и более высокий уро-
вень цивилизованного развития для каждого гражданина, следовательно, и для всех членов общества.
Если эта тенденция в трансформационном процессе станет преобладающей (для этого существуют все необходимые предпосылки), то цивилизационные основы общества, сосуществование его различных социальных групп и общностей (этнических, профессиональных, территориальных и др.) не только сохраняются, но и обогащаются, приобретают новое качественное содержание. Если же в процессе трансформации посттоталитарного общества возобладает вторая из названных тенденций (движение к тоталитаризму), то восприятие цивилизационно-культурных структур иных социальных, национальных, профессиональных, территориальных общностей той общностью или группой, которая обладает властными или иными (экономическими, например) привилегиями, приобретает отчужденно-враждебный характер, что может обернуться разрушением цивилизационных основ сосуществования различных социальных структур, нарастанием конфликтности и катастрофичности в общественной эволюции.
Однако было бы большим упрощенчеством полагать, что трансформационные изменения с их вероятностными, не всегда предсказуемыми последствиями, охватывают только постсоциалистическое геополитическое и экономическое пространство, они присущи всему мировому сообществу государств. Многие социологи-аналитики, задумывающиеся о судьбах человечества в XXI веке, высказывают мнение, согласно которому ныне существующая мировая система просуществует в современном виде едва ли более 50 предстоящих лет, что ее по всей вероятности, ожидает эпоха «некумулятивных, недетерминированных, радикальных трансформаций» (3; 18-20). Трудно предсказать, в каком направлении будут осуществляться такие трансформационные изменения, но скорее всего их основная траектория совпадает с переходом мирового сообщества (разумеется не одновременно для всех регионов, стран и культур) к новому типу цивилизации - цивилизации ноосферного типа, где власть Нуса (знания) и Номоса (закон) станет абсолютной, а центральным элементом системы личности и системы общества будет интеллектуальность, соединенная с нравственностью.
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Что такое социальное изменение?
2. Каковы основные виды (сферы действия) социальных изменений?
3. Как соотносятся понятия «социальные изменения», «социальный про
цесс», «социальное развитие», «социальная динамика»?
4. Каковы особенности институциональных и общностных изменений?
5. В чем состоит сущность социальных инноваций?
6. Каково соотношение эволюционных и революционных изменений,
социального прогресса и регресса в развитии общества?
7. В чем проявляются особенности циклических изменений?
8. Какова специфика и роль трансформационных изменений в развитии
общества?
Литература
1. Бабосау Я.М. Трансфармацыя сацыяльнай структуры Беларус1 у пра-
цэсе станаулення яе дзяржаунасщ //Беларусь на шляху дэмакратыза-
цьп. Мн., 1996.
2. Бабосов Е.М. Трансформация цивилизационно-культурного прост
ранства в пост социалистическом обществе //Восточная Европа: поли
тический и социокультурный выбор. Мн., 1994.
3. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не из
меняется? //Социологические исследования. 1997, № 1.
4. Данилов А.Н. Переходное общество. Проблемы системной трансфор
мации. Мн., 1997.
5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической коньнюктуры //Проб
лемы экономической динамики. М., 1989.
6. Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность
//Социология /Под ред. Г.В. Осипова. Гл. X. М., 1996.
7. Парсонс Т. Функциональная теория изменения //Американская со
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.
8. Сорокин П. Кризис нашего времени //Человек, цивилизация, общест
во. М., 1992.
9. Фролов С.С. Социология. Гл. 14. М., 1996.
10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
Глава 25. СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В своей жизнедеятельности ни один человек не представляет собой некую «робинзонаду», изолированную от всех других лю-
дей, не испытывающую на себе их разнообразного влияния и не оказывающую одновременно никакого влияния на них. Личность любого человека представляет собой совокупность тех социальных качеств, которые сформировались и развивались в определенных сетях или совокупностях межличностных взаимодействий. J Почему писатели (разумеется, хорошие, талантливые) умеют луч- j ше, ярче, правдивее описать жизнедеятельность разных людей в различных обстоятельствах, чем многие социологи, психологи, философы? Прежде всего потому, что они, писатели, уделяю г главное внимание раскрытию конкретных, жизненных проявлений таких глубоких и сильных чувств, как любовь, дружба, страсть, эгоизм, ревность, самопожертвование, героизм и т.п. Именно через эти чувства, через их возникновение, развитие, столкновение, угасание раскрываются в художественных произведениях жизненные драмы людей в их любовных и деловых взаимодействиях, в их дружбе и соперничестве, в их вражде, радостях и печалях, в их конфликтах. Какой бы из знаменитых романов Л. Толстого, Ф. Достоевского, О. Бальзака мы ни взяли, вся ткань их повествования соткана сплошь из человеческих взаимодействий, причем взаимодействий разительно разнообразных. Вспомните знаменитый «треугольник» — Анна, Каренин и Вронский. Сердцевиной их сложных и запутанных отношений выступает любовь в ее разных ипостасях: любовь как страсть, любовь как долг, любовь как преступление. Именно в сложном взаимопереплетении этих взаимодействий раскрываются характеры героев Толстого, их жизненные судьбы.
Общаясь со сверстниками, знакомыми, родственниками, сослуживцами, просто со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет различные социальные взаимодействия. В любом из таких взаимодействий он одновременно проявляет свое индивидуальное своеобразие в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, он выступает как исполнитель определенных ролевых функций: муж или жена, начальник или подчиненный, отец или сын и т.д. С другой стороны - в любой из выполняемых им ролей он одновременно взаимодействует с другими людьми как уникальная, неповторимая личность.
Когда индивид выполняет определенную роль, он действует в качестве специфической единицы вполне определенной социальной структуры - директор завода, начальник цеха, мастер, рабочий, ректор, декан, профессор, студент и т.п. В обществе, в каж-
дой его структуре - будь это семья, школа, предприятие, спортивная команда или политическая партия - существует определенное согласие, нередко зафиксированное документально (правила внутреннего распорядка, устав партии, кодекс офицерской чести и др.), относительно вклада, который должен вносить в общее дело, следовательно, в процесс взаимодействия с другими, каждый исполнитель такой роли. Поведение каждого участника таких межличностных, внутригрупповых или межгрупповых взаимодействий ограничено определенным набором экспектаций (ожиданий), обусловленных принятыми в данном сообществе моральными, культурными, юридическими и другими нормами. В таких случаях, особенно если взаимодействие различных индивидов происходит в рамках служебных отношений, выполнение определенных ролей по отношению к сослуживцам вовсе не обязательно должно сопровождаться какими-либо чувствами, хотя проявление последних отнюдь не исключается.
Но во взаимодействиях между людьми существует гораздо более обширный и разнообразный класс межличностных отношений, в которых существуют специфические, эмоционально очень -насыщенные роли (друг, отец, соперник и т.п.), неразрывно связанные с чувствами симпатии или антипатии, дружбы или неприязни, уважения или презрения. Индивидуальные взаимные реакции людей друг на друга в таких взаимодействиях могут резко варьироваться в очень широком диапазоне: от любви с первого взгляда до внезапной неприязни к другому человеку. В процессе такого взаимодействия, как правило, осуществляется не только восприятие людьми друг друга, но и взаимная оценка друг друга, неизбежно включающая в себя не только познавательные, но и эмоциональные компоненты.
Сказанного уже достаточно для того, чтобы дать определение рассматриваемого социального процесса. Социальное взаимодействие - это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом и реакцией па поведение остальных. Таким образом, поведение одного или всех участников взаимодействия вызывается предшествующими социальными действиями или условиями этих действий и одновременно выступает в качестве причины последующих действий.
12 3ак 2030
В процессе взаимодействия происходит разделение и кооперация функций, а, следовательно, взаимное согласование совместных действий. В футболе, скажем, согласованность действий вратаря, защитников и нападающих; в балете - солистов и танцевальной группы; на заводе - директора, главного инженера, начальника цеха, мастера, рабочего и т.п. В каждом из приведенных примеров, в любом взаимодействии все выполняемые в процессе его развертывания функции распределены и согласованы, что и вызывает определенный эффект взаимодействия.
Можно выделить четыре основных признака взаимодействия:
1. Предметность - наличие внешней по отношению к взаи
модействующим индивидам или группам цели, осуществление ко
торой по различным причинам предполагает необходимость объе
динения усилий, будь это тот же футбол или работа какого-либо
цеха Минского автозавода.
2. Ситуативностъ — достаточно жесткая регламентация
конкретными условиями той ситуации, в которой протекает про
цесс взаимодействия: если мы с друзьями находимся в оперном
театре, мы реагируем на происходящее на сцене совсем иначе, чем
в том случае, когда мы с ними же бываем на футбольном матче
или загородном пикнике.
3. Эксплицирование - доступность для стороннего наблюда
теля внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это -
игра, танцы или работа на заводе.
4. Рефлексивная многозначность - возможность для взаимо
действия быть проявлением как особенных субъективных намере
ний, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совме
стного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах
деятельности (та же игра или работа, например).
Процесс взаимодействия имеет две стороны - объективную и субъективную. Объективная сторона взаимодействий - это связи, не зависящие от отдельных личностей или их групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона — это сознательное, нередко эмоционально насыщенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен, В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты:
рокина, Дж. Хоманса, Т. Парсонса, Р. Мертона и других видных социологов. П. Сорокин, в частности, подчеркивал, что общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т.д.), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, т.е. оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и осуществляют между собой ту или иную связь. Иными словами, само понятие общества предполагает не только наличие нескольких единиц, но требует еще, чтобы эти единицы взаимодействовали между собой. Таков первый вывод.
Но на этом социологический анализ взаимодействия, согласно П. Сорокину, не завершается. Он должен быть продолжен, чтобы выяснить, по крайней мере, еще две отличительные черты: L) свойства взаимодействующих единиц; 2) свойства самого процесса взаимодействия. Когда обе эти черты выявлены и осознаны в своих существенных особенностях, можно дать определение того, что же представляет собой общество как специфический предмет социологии. На поставленный вопрос П. Сорокин дает такой ответ: общество как предмет изучения социологии дано только там, где дано несколько единиц (индивидов), одаренных психикой и связанных между собой процессами психологического взаимодействия (6; 28).
Как только мы повнимательнее присмотримся к миру человеческих сообществ, подчеркивал П. Сорокин, мы увидим людей, живущих совместно друг с другом; между ними ежесекундно возникают тысячи процессов взаимодействия, носящих психический характер. В многосторонних процессах межличностного взаимодействия он как раз и выдвигал на приоритетное место их социально-психологические аспекты. Особая значимость при этом придается трем основным процессам взаимного обмена.
1. Обмен между взаимодействующими индивидами различ
ными идеями - религиозными, научными, обыденными, художест
венными образами и т.п.;
2. Обмен волевыми импульсами, который происходит, когда
люди объединяются в различные общества и кооперации для дос
тижения коммерческих, благотворительных, хозяйственных, мо
ральных, научных и т.п. целей;
3. Обмен чувствами, возникающий на почве любви, состра
дания, ненависти; в процессе созерцания драмы, при религиозном
обряде и т.п.
Жизнь каждого из нас, утверждал П. Сорокин, представляет собой непрерывный процесс взаимодействий, осуществляющихся между нами и другими людьми. Только ночью, во время сна, этот процесс несколько ослабляется. Человеческое общество в этом отношении похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно воз*-никают, исчезают, сталкиваются друг с другом, а море - человеческое общество - вечно бурлит, волнуется и не умолкает.
В несколько иной плоскости рассматривает проблему взаимодействия известный американский социолог, автор теории социального обмена Дж. Хоманс. Он исходит из «парадигмы, в которой рассматривается поведение двух личностей, когда они санкционируют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого». Но это означает, что при рассмотрении даже простейшего акта взаимодействия личность не может быть никаким образом отделена от социальной системы, причем, в его понимании, «личностная система (личность) не является частью социальной системы, но лишь соответственно обменивается с ней, обеспечивая, например, духовную мотивацию»... Вследствие этого «поступки человека, которые мы рассматриваем как проявление его личности, не отличаются от тех поступков, которые вместе с действиями других индивидов создают специальную систему. Это два идентичных ряда действий» (8; 58-59).
Но поскольку различные личности, согласно Хомансу, не являются пассивными частями социальной системы, а последняя возникает только в результате их активного взаимодействия, постольку исходной единицей анализа процесса взаимодействия должно выступать «элементарное социальное поведение», проявляющееся в качестве акта «справедливого обмена».
Связав неразрывными узами в единый поток взаимодействий личность и социальную систему, Дж. Хоманс ввел два взаимодополнительных понятия: «внешняя система» и «внутренняя система». Первая из них включает в себя всю совокупность условий индивидуальной и групповой деятельности, вторая состоит из четырех основных элементов жизненного процесса личности в ее нерасторжимой связи с социальной системой: 1) деятельности, 2) чувств, 3) взаимодействий, 4) норм. Системообразующим фактором интеграции этих элементов в единую систему выступает
взаимодействие, которое образует реальный фундамент общественной жизни.
В соответствии с этой исходной установкой Дж. Хоманс считает, что такие фундаментальные понятия социологии, как роль, статус, власть, - необходимо объяснить не действиями мак-росоциальных структур, а с точки зрения порождающих их социальных взаимодействий, суть которых состоит в стремлении людей к получению наград и выгод, к взаимному обмену ими. С этой точки зрения социальная роль каждой личности - это процесс и результат ее взаимодействия с а) нормами, принятыми в обществе (группе); б) социальными экспектациями (ожиданиями) других людей; в) собственными особенностями жизнедеятельности данного индивида. В таком же стиле можно проанализировать власть как специфическое взаимодействие между руководителями и подчиненными.
Итак, поведение человека в данный момент обусловлено тем, вознаграждались ли и каким образом его поступки в предшествующих актах взаимодействия с другими людьми. Это осуществляется, считает Дж. Хоманс, на основе взаимодействия четырех следующих принципов: 1) чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; 2)если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию; 3) чем больше вознаграждение, тем больше люди готовы затрачивать усилий для его получения; 4) когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится приложить усилия ради их удовлетворения.
Дж. Хоманс исследовал социальное взаимодействие в терминах обмена действиями между «деятелем» и «другим». При этом он считал, что каждая из сторон взаимодействия стремится максимизировать вознаграждение своих действий и минимизировать затраты. К числу важнейших вознаграждений он относил социальное одобрение. Взаимновознаграждаемое социальное взаимодействие имеет тенденцию и регулярность и перерастает во взаимоотношения на основе системы взаимных ожиданий. Нарушение ожиданий со стороны одного из участников взаимодействия влечет за собой фрустрацию (т.е. психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи) и агрессивную
реакцию, в которой сама агрессивность становится средством получения удовлетворения.
Для «другого» вознаграждающим его поведение в процессе взаимодействия может стать избегание провоцирования агрессивности. Ситуация становится намного сложнее, когда речь идет не о диаде, а о множестве взаимодействующих лиц (например, в парламенте). В такой ситуации особую регулирующую роль начинают играть общепринятые ценности и нормы.
Если Дж. Хоманс акцентировал внимание на взаимообменном характере взаимодействия, то Т. Парсонс рассматривал этот многоаспектный процесс с позиций системного подхода. Он подчеркивал, что действия индивидов «не бывают единичными и дискретными, они организованы в системы» (3; 465). Что же касается социальной системы, то в ней минимальное отношение между действующими индивидами (акторами) «представляют собой стандартизованное взаимодействие, когда каждый участник функционирует как деятель, в той или иной мере ориентируясь на других, и, наоборот, каждый является объектом для остальных» (4; 480).
Особое значение в исследовании социальных взаимодействий Т. Парсонс придавал системам «взаимных ожиданий» в том смысле, что действия взаимодействующих партнеров ориентированы на определенное ожидание других партнеров. Поэтому в процессе взаимодействия складывается определенная структура «потребностных диспозиций участвующих в нем партнеров». Чем больше участников взаимодействия, тем больше неопределенностей в их взаимоотношениях друг с другом возникает, когда каждый стремится к осуществлению своих целей. По мнению Т. Парсонса, из множества таких неопределенностей можно выделить семь наиболее типичных.
1. У взаимодействующих индивидов могут существовать
различные представления объектов действия - людей, предметов,
процессов и т.п. Отсюда возникает проблема коммуникативного,
или символического, порядка («общего языка»),
2. Когда во взаимодействии участвует множество индиви
дов, то может возникнуть проблема временной упорядоченности
их действий.
3. Участники взаимодействия могут наделять символические
представления об объектах различными субъективными или про
тиворечащими одно другому значениями, что порождает проблему
различных смыслов, вкладываемых разными участниками в те или иные объекты.
4. Существует опасность, что акторы (участники взаимодей
ствия) станут претендовать на обладание одними и теми же объек
тами, в результате чего может возникнуть проблема дефицита си
туационных ресурсов, т.е. проблема экономического порядка.
5. Неопределенность в процессе взаимодействия может воз
никнуть и в том случае, когда появляется возможность для каждо
го актора помешать другому актору в достижении цели, поэтому
существует проблема контроля над действиями других, или про
блема политического порядка.
6. Во взаимодействии возможна неопределенность из-за час
тичной противоречивости в понимании нормативных стандартов
или даже несовместимости таких стандартов, тогда возникает про
блема нормативного порядка.
7. В процессе развертывания взаимодействия могут оказать
ся конфликтующими, несовместимыми или взаимоисключающими
мотивационные нужды акторов, отсюда возникает проблема мо-
тивациоиного характера.
Т. Парсонс считал, что система действия, складывающаяся в демократическом обществе, является действенным механизмом уменьшения неопределенностей, возникающих в процессе социального взаимодействия. Однако полное устранение таких неопределенностей невозможно в принципе.
Существенный вклад в исследование процессов социального взаимодействия внесла теория символического интеракционизма и, прежде всего, работы наиболее видных ее представителей, американских социологов Дж.Г. Мида и Г. Блумера. Эта теория исходит из того, что взаимодействия, как и все формы социального поведения людей, основаны на коммуникации. С точки зрения Дж.Г. Мида, «средства коммуникации стали величайшими циви-лизирующими факторами» (1; 249). Самое существенное во взаимодействии, основанном на коммуникации - значимое действие, включающее в себя осмысление не только поступков, но и намерений партнеров. Именно сознательная коммуникация наделяет смыслом или значением слова, жесты, поступки индивидов, производящих их, а также тех индивидов, которые откликаются на эти слова, поступки и т.п. в процессе взаимодействия. Но чтобы этот процесс осуществлялся с желаемой эффективностью, необходимо, по словам Дж.Г. Мида, «поставить себя на место другого челове-
ка», т.е. «принять роль другого» Участвующий в таких процессах индивид «может принять всеобщие установки всех других подобных индивидов по отношению к этим процессам», которые реализуются «в эмпирических отношениях и взаимодействиях» и, вследствие этого, «соответствующим образом направлять свое собственное поведение» (2; 227).
Каждая из рассмотренных нами теорий социального взаимодействия раскрывает сущность, содержание, особенности одной или нескольких сторон этого сложного, многогранного процесса, хотя не дает его исчерпывающей научной картины. Поэтому для всестороннего научного описания социального взаимодействия нужна интеграция макросоциологических (П. Сорокина, Т. Пар-сонса) и микросоциологических (Дж. Хоманса, Дж.Г. Мида, Г. Блу-мера) теорий на основе комплексного системного подхода, базирующегося на деятельностном понимании сущности человека и осуществлении им совместных действий с другими людьми. Такой подход базируется на интегрировании системных теорий К. Маркса, Т. Парсонса, Н. Лумана, приводящим к пониманию общества как самосозидающей, самовоспроизводящей и самоопределяющей себя открытой системы, состоящей из самовоспроизводящих элементов, которые постоянно взаимодействуют между собой, а также с окружающей средой. Все многообразие таких взаимодействий не сводится к взаимным действиям двух, трех индивидов, а включает в себя, наряду с межиндивидуальными, также внутри-групповые, межгрупповые, внутрисистемные и межсистемные взаимодействия (рис. 42).
В межиидивидуачьпим взаимодействии осуществляются процессы восприятия, ожидания, выполнения действий, ролей слов и т.п. взаимодействующих индивидов; их оценка, ответная реакция в виде соответствующих поступков.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 886;