Историческое значение образования государства у восточных славян
5.1. Образование государства создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли.
5.2. Государство влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.
5.3. Мощный импульс получает древнерусская культура.
5.4. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.
5.5. Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало волны кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации.
5.6. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.
Литература
1. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ – ХII вв.). М., 1999. Лекции 4 – 5.
2. Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля? // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IХ – нач. ХХ в. М.,1991.
3. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. - М., 1993. - 1-6.
4. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги: Русско-скандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986.
5. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998. Гл.1.
6. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель. // Вопросы истории, 1991, 2.
7. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 веков. Смоленск, 1995.
8. Рыбаков Б.А. Мир истории. М.,1984.
9. Седов В.В. Русский каганат IХ века. // Отечественная история. 1998. 4.
10. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов// Вопросы истории.1991, 6.
11. Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до ХУII века. М.,1994. с.11-37.
(тезисы) /краткое подведение итогов/
1. С усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, язычество, как религиозная система, оказалась не способной идеологически обосновать происходящие перемены в государстве и объединить общество (4 млн чел. и протяжённость территории в периметре – 7 тыс. км) Западные страны – это номократия (номос – закон), то есть государства, которые, как считают сами западные учёные, зиждутся на власти закона. Восточные – этократия (этос – нрав, обычай), то есть государства, которые опираются, прежде всего, на власть традиции. Россия – это идеократия, страна, которой управляют идеи.
2. Крещение стало результатом активного стремления правящих слоёв древнерусского общества найти в византийских пределах христианского мировосприятия те ценности, которые помогли бы находить ответ на волнующие их вопросы. Христианство на идеологическом уровне обосновало происходившие в обществе перемены; помогло объединить и консолидировать страну. Христианская вера стала мощным интегратором и регулятором общественных отношений, а христианские институты придали государственной власти элементы сакральности(богоустановленности); изменили статус князя (повысили его престиж) и снизили роль институтов федеративного управления.
3. Молодое государство нуждалось в проверенных формах государственного управлени. Княжеская власть находила их в формах управления церковью.Такова, например, десятичная система принятая в правление ВладимираI (Святого). Благодаря этой административно-территориальной реформе, которая предполагала военно-архаичное деление населения городов на десятки,сотни и тысячи, всё население Руси стало регулярно контактировать с княжеской (государственной) властью, причём – круглый год. При этом русский город, (террит. ~ 2 га.), становился правительственной колонией. Население в новые населённые пункты должно было собираться из разных мест. Это делалось для того, чтобы новый состав городов лучше принимал новые общественные формы. Для пришельцев были характерны новые правительственные отношения, новая общественная и социально-экономическая связь. Быстрым результатом данного преобразования, стало ослабление и, даже, падением родового быта. Необходимо отметить, что подобные отношения переходили из городов в сельскую местность, затрагивая, таким образом, территориювсего государства.
4. Новая система управлением Ярослава Владимировича(Мудрого)– дворцово-вотчинная, отражала появление в стране таких многополярных явлений, как,например,княжеский домен, мирского и духовного обществ, экономического и сословного неравенства. Она стала покрывать старую десятичную систему. Сущность её состояла в том, что отделы управления княжеского двора одновременно становились и отделами управления всего государства. Во главе отделов становились особые должностные лица назначаемые князем – наместники (княжеские агенты); одновременно оформлялась система местной власти, подчинённая непосредственно князю (волостели, посадники и т.д.). Содержание наместников складывалось от отчисления княжеских доходов и корма. В их руках сосредотачивались финансовые ресурсы, судебные, административные, полицейские и военные функции. Главна задача центральной власти-ликвидация всякого рода самоуправных действий. В том числе и поэтому появляются княжеские постановления для единого государства, где разрешались те вопросы, которые были поставлены общим ходом развития. ("Русская правда" ~ 1036г). Церковь поддержала Великого князя в его стремлении соответствовать объемам и функциям власти самых передовых монархий того времени (Феопемт 1039 – митрополит единого государства).
5. Христианство позволило более быстро выстраивать экономическую структуру общества (частная собственность на землю, монастырские хозяйства): результат хорошо виден из "Русской правды"; христианская церковь охватывала уже все стороны общественного устройства, в определенной степени подчиняя себе политическую деятельность князей и частную жизнь каждой семьи.
6. После объединения Руси 1036 г., Великий князь киевский (Ярослав) приступил к выполнению грандиознвых проектов, призванных возвеличить его власть (к ним относятся строительство новых городов, церквей, укреп районов, навигатационных сооружений и конечно же перестройка столицы Руси – Киева, по образу и подобию Царьграда).
7. В следствии мероприятий Владимира и Ярослава территория русского государства перестает быть неясной и расплывчатой. По своей сплоченности и внутренней организованности Древняя Русь (Днепровская Русь) соответствовала качественным характеристикам ведущих монархий того времени, а по многим социально-экономическим и культурно-просветительским параметрам их опережала.
8. Весь характер данной эпохи рождает мысль о глубоко продуманной и уравновешанной созидательной деятельности князей. Мощь государства ярко выразлась в 1036 году (разгром печенгов).
9. Культура Древней Руси: Собор св. Софии в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в столице, ценнейшие фрески и мозаики, более сотни новых городов. Наконец, богатое литературное творчество эпохи (библиотеки, избы-читальни, школы). Проникновенное "Слово о законе и благодати" первого русского митрополита Иллариона 1046 г.и восходящие непосредственно к эпохе Ярослава элементы киевских и новгородских летописей, показавших первообраз Великой Руси.
10. Перед смертью 1054 г. Ярослав Мудрый завещал Русь только одному князю – старшему сыну Изяславу. При этом, земельные вледения его братьев превращались в своеобразные аналоги условных держаний (данных феодалов), которые в любой момент могли быть у них отобраны или заменены на другие. Известно, что по некоторым причинам, перед самой кончиной, Ярослав Владимирович был вынужден изменить завещание, что и вызвало междуусобную братоубийственную войну, которая сковала возможности ещё более быстрого развития Руси.
11. Необходимо отметить, что потомки Ярослава установили т.н. очередной порядок княжеского владения Русью; они становились "подвижными владельцами", т.к. были вынуждены передвигаться из волости в волость по известной очереди (старшинства). Всего было две лествицы (лестницы): генеологическая и территориальная. Порядок княжеского владения (очередной) основывался на точном соответсвтии старшинства обеих этих лествиц.
12. По мере развития др Русского государства развивается его налоговая система. По мимо постоянных прямых налогов возникают чрезвычайные и косвенные сборы (в отличие от дани (прямого налога) имели не регулярный характер. От 4 кун до 18 гривен. Податная единица: соха делилась на сельскую и торговую. Сельская – 40-45 десятин пахотной земли, торговая – 40 дворов. Дань делилась на две части подать и корм. Деньги: гривна кун серебряный меновый знак равнялась трети фунта. Разделялась на части: мелкие ходячие монеты: нагата, куна, рязана, векша. Куна кусок серебра, ровнявшейся меху куницы. Отношение серебра к золоту 200 гривен серебра равнялись 12 гривен золота. 200:12 = 16 2/3, примено 1 к 16, в Риме 1 к 14, в начале 20 века 1 к 15.
13. Русские князья на пртяжении 11-12 веков пытались землевладением обособить и привязать к государственной власти правящий класс (дружину и боярство). Для этого они формировали система частного (боярского) землевладения. При этом, правительственная должность – привязывала к князю политически, земелевладение (вотчина) – экономически, к месту. Поэтому новому положению, правительственный класс становился обязанным службой и пожалованной землёй лично князю, а не роду.
14. Переворот структуре княжеской власти 1078 – 1093 гг. Всеволод Ярославович. Нужна была новая система княжеских отношений. Являясь главой государства Всеволод Ярославлвич попытался свести вледния ядром древней Руси к владеню одной семьи с исключением других боковых ветвей. Великий Киевский князь присвоил себе такую функцию как распределение княжений. Таким образом, Всеволод Ярославлвич (младший сын Ярослава Мудрого и отец Владимира Мономаха) отходил от нераздельно-поочередного порядка наследия. Роль и значение киевского князя окрепла и возрасла. При слабовыраженном правовом характере новых княжеских отношений, единым реальным источником власти становилась военная и материальная сила, поэтому Всеволод Ярославлвич легко сосредоточил власть в одних руках Такое определение порядка старшинства у современных историков называется юридическимилиусловным соглашением.
15. Мысль о политическом подданстве. Новое перераспределение не имело четкой правовой базы, так как права и обязанности синьора и вассала на Руси не были наследственными и четко не регламентировались. Законодательно попытались решить этот пробел в Любече 1097 г Владимир Мономах и его сторонники. Съезд русских князей официально признал семейный принцип наследования на равне с родовым. Семейные владения были выделены из общеродовых, вместе с тем официально было признано право старейших князей наделять младших землями. Это была более современная и передовая форма государственной власти,чем, скажем, феодальный бенефиций, характерный для Европы. Однако, для её утверждения и успешного развития требовались определённые условия и факторы, которых тогда не было на Руси.
16. Усиление материальной силы князей. Земледелие и огромные земельные просторы (больше всего было у Всеволодовичей: доход боярина Всеволода 200 гривен серебром, это примерно 70 фунтов серебра, 1 фунт 0,4 кг).
17. Взойдя на Киевский стол, 1113г. Владимир Мономах возложил на себя священную миссию спасителя Отечества.
а) публично декларировал концепцию преобразований: в продолжении к основному Закону появляются новые дополнения, известные как – "Пространная правда" (например, в "Уставе о холопах", "Уставе о резах", в социально-экономических новеллах);
б) большую роль в своей концепции Мономах уделил церкви – она должна была цементировать надсройку государства; идеологически обосновывать власть рода Мономаха ("Ипатьевская летопись", своды и хроники). За это церквь получала полую автономию и становилась как бы параллельным обществом;
в) одним из оснований благополучий и порядка во всех сферах жизнедеятельности на Руси при мономаховом самовластии являлась общественная раскладка, когда с простых людей собиралось налогов на сумму равную 4 куннам, а с зажиточных и богатых жителей государства по 18 гривен (не менее). Это означало, что при Монамахе уже существовал прототип прогрессивного налогооблажения, когда высшее группы и слои русского общества были обложенны в 112 раз тяжелее сравнительно с простыми людьми. Между прочим в "Русской правде" за убийство просто человека определялась вира в 10 гривен серебра, тогда как другие штрафы высчитывались на гривны кун. При Мономахе наполнение одной гривны составляло полуфунт, что по меркам того времени считалось очень высоким и почётным торгово-экономическим значением.
18. Причины разъединения государственной территории в серед. 12 в.
Несколько версий:
Кризис Киевской власти. Исчерпанность государственной роли Киева. Считается,что это был естественный ход событий. Не даром Монамах разделил перед смертью Русь на несколько секторов между своими детьми (по образцу его деда), особо выделев Залесскую Русь.
Традиции родового гнезда, заложенные Ярославом Мудрым были нарушены усобицей в доме мономаховичей.
Князья своими владельческими отношениями отторгли власть от народа; усугубили общественные противоречия.
19. Благоприятные условия для нового порядка(государственного устройства вне старой Руси (Киевщины-Днепровщины). Поиски "лучшего" места были и до этого – пример Святослав. Против первенства Днепровской Руси стали даже изменивщиеся климатические условия, так назваемый "второй ледниковый период" и ухудшение экономических условий. Интересно, что если на Киевщене вес гривны кун в середине 12 в упал до 24 золотников, те ¼ фунта, то в Залесской Руси и Новгородской земле древнерусская денежная единица оставалась полуфунтовой.
20. Новое государственное устройство. Княжеское самовластие.В результате междукняжеской и социальной борьбы (восстание русских колонистов 1176 г Всеволод Большое Гнездо) Суздальская, Ростовская, Владимирская Залесская Русь приобрела значение первенствующей (первая в Русском мире "Великорусская Земля"). На северо-восток в Великороуссию переместились не только людские, но и экономические и политические ресурсы, а также великоцерковная жизнь. На новом месте начали складыватья группы населения соориентированные на государев двор и лично великокняжескую власть (великокняжескую семью). Начал проявляться служебный принцип. В Залесской Руси с этого момента устанваливается наследственность княжеского вледения, княжеской власти в нисходящей линии от отца к сыну (удельный порядок владения). В Великороссии власть (в лице вел. кн., создает условия заинтересованности в новых, интеграционных процессах (военно-политическая централизация Руси). Именно во Владимирской (Залесской) Руси осознаётся необходимость в надобности более крупных (в том числе территориально) политических структурах; появляется заинтересованность в больших масштабах государства и единстве.
3. Разъединение государственной территории (XII – XIII вв.)
3.1. Период феодальной раздробленности (XII – XIII вв.)
Начиная с 30-х гг. XII в., Русь вступила в период феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития средневековых государств Европы, характеризующимся ослаблением центральной власти, экономических связей и распадом государства на мелкие княжества
Распаду Руси способствовали сложившиеся политические и экономические причины. Власть в Руси принадлежала всему княжескому роду, сложившийся лестничный порядок престолонаследия вызывал усобицы родичей. В уделах образовывались свои сильные владения, тяготившиеся подчинением Киеву. В экономике Руси из-за однородности природно-климатических условий сложился натуральный тин хозяйства, который вел к нарушению торгово-экономических связей между землями, их замкнутости. В это время завершается формирование боярско-вотчинного хозяйства, которое тоже способствует обособлению уделов. Рост городов как центров этих уделов также приводил к распаду. На смену единому центру – Киеву пришло множество новых.
К середине XII в. Русь распалась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. В начале XIII в. их было уже около 50-ти.
В конце XII в. усиливается натиск кочевников на ослабевшие русские княжества. Многие пограничные степные районы запустели. Идет процесс переселения в более безопасную, хотя и менее плодородную Залесскую Русь. Княжеские усобицы современники называй? "погибелью Русской земли".
Среди земель Руси выделяется Владимирское княжество. Именно сюда двинулся поток переселенцев в поисках плодородных земель, а главное защиты от кочевников.
Главным занятием жителей северо-восточной Руси было земледелие, а также промыслы. Умеренный климат; заливные луга, богатые пушниной леса создавали благоприятные условия для таких занятий.
Возвышается Северо-Восточная Русь при Владимире II Мономахе. Он, посланный отцом Всеволодом Ярославичем, попал сюда в 12 летнем возрасте. С тех пор Ростово-Суздальская земля прочно вошла в состав "вотчины" Мономаховичей. В свою очередь Владимир Мономах послал во Владимир своего сына Юрия. При Юрии, прозванном Долгоруким, выросла экономическая и политическая самостоятельность Владимирской земли. Главной опорой князя в этих землях были землевладельцы, городское сословие, верхушка купечества Сложившиеся социально-экономические условия способствовали установлению в Северо-восточной Руси княжеской монархии, т.к. в сильной княжеской власти были заинтересованы феодалы, получавшие земли за службу у князя.
Юрий Долгорукий воевал с Волжской Булгарией, с Новгородом. В борьбе против Киева он объединился с Черниговским князем Святославом Ольговичем. Эта встреча произошла в 1147 г. п Москве. После этого он захватил Киев и стал великим князем а 1155 г.
После смерти Юрия Долгорукого престол во Владимире перешел его сыну Андрею Боголюбскому, (1156 – 1174 гг.), перенесшему столицу из Киева во Владимир. Этот князь занимался строительством храмов во Владимиро-Суздальской земле, он украшал свою вотчину. Андрей Боголюбский был убит заговорщиками, не желавшими проведения и утверждения самодержавной политики. Его брат Всеволод Большое Гнездо (1176 – 1212 гг.) значительно расширил и укрепил великокняжескую власть, завоевал Киев, Чернигов, Рязань, воевал с половцами, волжскими болгарами. Это время расцвета Владимиро-Суздальской земли.
Через новгородскую землю, расположенную на Северо-Западе Руси, проходил важнейший торговый пуль "из варяг в греки". Она была богата лесами, реками, озерами. Природные условия Северо-Запада были суровы. Холодный климат, бедные почвы и обилие болот не позволяли хлебопашеству стать основой здешнего хозяйства. Нередко Новгороду приходилось ввозить хлеб из других земель, чаще всего из Суздальской. Более успешно развивались огородничество и скотоводство. На севере население жило в основном охотой на пушного и морского зверя, бортничеством и рыболовством.
Не особенно удобные для земледелия, географические условия Новгородчины были в то же время исключилельно благоприятны для торговли. Находясь на важнейших торговых пулях, Новгород рано стал крупным торгово-ремесленным центром. Важнейшим торговым партнером Новгорода егал самый крупный среди городов Ганзы-Любек.
Новгородцы ревниво охраняли свои торговые интересы. Для решения важнейших торгово-экономических и политических вопросов, а также защиты в Новгороде собирался высший орган власти – вече, но по своему характеру республика была аристократической. Вече приглашало для военного руководства и защиты торговых интересов князей. Оно могло и изгнать неугодного князя, и пригласить другого.
Важную роль в истории Руси играли Юго-Западные районы – Галицко-Волынская земля. Благоприятный климат и плодороднейшие черноземные почвы обеспечили этим районам высокий уровень развития сельского хозяйства. Реки Днестр, Прут, Южный Буг и Припять связывали Юго-Западную Русь с Черным морем, а впадающие в Вислу Сан и Западный Буг – с Балтийским. Через Галицию и Волынь пролегали важные сухопутные торговые пути, соединявшие Русь с Венгрией и Польшей, поэтому наряду с высоким уровнем развития земледелия, Юго-Запад вел широкую торговлю и уверенно богател.
Опираясь на обширные вотчины, местное боярство чувствовало себя достаточно сильным для того, чтобы противиться воле князей, и не раз вступало с ними в борьбу, отстаивая свои привилегии. Именно на Юго-Западе боярство стало мощной самостоятельной силой. Так в Галицко-Волынской земле сложился конфликтный тип власти.
Киев утратил свое прежнее политическое значение, хотя оставался крупнейшим городом и культурным центром. Из-за него шла ожесточенная борьба князей. В 1204 г. под ударами крестоносцев пап Константинополь, это привело к замиранию экономических и культурных связей с Византией. Заглох некогда оживленный торговый путь "из варяг в греки". В начале XII в. усилился отток населения из Киева в более спокойные и безопасные места
Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля в будущем составят основу формирования великорусской народности и государственности. Галицко-Волынская Русь станет ядром формирования украинской народности, при этом, собственную государственность она утратит.
Необходимо отметить, что социально – экономические отношения регулировалисьдревнейшим сводом законов Руси – Русской Правдой. Под этим названием известны три памятника: "Краткая Правда" – древнейшая, "Пространная", которая относится ко второй половине XII в., и "Сокращенная", основанная как на Пространной, так и на некоторых не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь Краткая Правда делится на Правду Ярослава (около 1016 г.), Правду Ярославичей (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. Пространная Правда, как считают некоторые исследователи, была составлена в начале XIII в. на основе Краткой с добавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий день периодизация древнейшего русского законодательства. В нем явственно предстает перед нами жизнедеятельность средневекового русского государства, традиционный мир и социально-экономический уклад наших предков.
3.2 Культура Днепровской Руси
Как известно, Днепровская Русь исторически представляла собой контактную зону между Скандинавией, Византией, Западной Европой и Арабским Востоком. Обладая собственной культурной традицией, Русь творчески усваивала влияние извне, что обеспечило ее органическое вхождение в общеевропейскую среду. Помимо чисто славянских элементов и влияния крупных соседних народов, культура Руси вобрала в себя многие черты зависимых и ассимилированных неславянских племен Поволжья, Причерноморья и Севера Европейской равнины.
Языческий элемент господствовал в культуре вплоть до начат XI века, когда он постепенно был вытеснен христианством. Особенно сильное влияние он оказал на фольклор. С давних времен развивалась устная народная поэзия –заговоры, пословицы, загадки, обрядовые песни, сказки. Особое место занимали былины. Былины киевского цикла, повествующие о жизни богатырей начали складываться в Х – Х1 вв. В них не только отражены исторические события, но и показана система ценностей и идеалов, господствовавшая в это время.
Принятие христианства определило культурное развитие на протяжении всего средневековья. В результате его воздействия наблюдается резкий скачок русской культуры, органическое вхождение в нее культурных достижений развитых народов. В первую очередь это сказалось на письменности и, как следствие, уровне образованности населения. В дохристианский период у славян уже была письменность, о чем свидетельствует ряд источников. Она была рисунчатая и, но всей видимости, сложная для изучения. Во 2 половине IX в. миссионеры Кирилл и Мефодий создали для славян глаголический алфавит, а на рубеже IX – X вв. – кириллический, приблизивший восприятие греческих книг. Грамотность получила широкое распространение во всех слоях общества. При Владимире I и Ярославе Мудром началось систематическое обучение детей, создаются первые школы, в том числе и для девочек. Можно с гордостью отметить, что на Руси была поголовная грамотность населения.
Ведущим жанром литературы становится летописание. Наиболее известным и значительным памятником этого времени является "Повесть временных лет" (1113 г.) монаха Нестора. В ее основе более ранние письменные документы. Летописи содержат много сведений об истории ранней Руси, легенд и представлений славян о мире. Второй но значимости жанр – религиозная литература. Древнейшее произведение – "Слово о законе и благодати" Митрополита Иллариона – первого русского иерарха (середина XI в.). Здесь сочетаются церковная проповедь и политический трактат. К этому же жанру относятся жития святых (Бориса и Глеба, Феодосия Печерского).
Очень распространен был жанр поучений (поучения Владимира Мономаха), хождения (Хождение Даниила). Выдающимся памятником является "Слово о полку Игореве".
Особое место в культуре занимает архитектура. Из Византии в качестве образца церковного строительства был заимствован крестово-купольный стиль. Среди ранних памятников можно выделить Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1031 – 1036 гг.), тринадцатикупольный Софийский собор в Киеве (1037 – 1040 гг.), Софийский собор в Новгороде (1045 – 1050 гг.). Все эти памятники, несмотря на византийские формы, имеют много своеобразных решений.
В изобразительном искусстве характерной чертой является строгое следование религиозным канонам. На первое место в Киевской Руси можно поставить мозаики и фреску, использовавшиеся в храмовом строительстве. С XI в. бурно развивается иконопись. И здесь господствует византийский канон.
Особым явлением были миниатюры, украшавшие книги (Остромирово Евангелие). Здесь можно встретить и портреты князей.
XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа и его государственности. Географически расположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказалась одновременно меж двух огней. С севера продолжались попытки захвата русских городов и земель потомками варягов – шведами. Положение еще более усугубилось с появлением на западных границах немецких рыцарей, развернувших активную военно-колонизационную деятельность в Прибалтике, а с восточных степей тем временем накатывалась новая волна кочевников – монголо-татар, врагов более страшных, сильных и жестоких, нежели их предшественники – печенеги и половцы.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 3278;