Процесс образования единого государства России. Свержение ига ордынских ханов
Несмотря на сложные внешнеполитические условия, монгольское иго, постоянные междоусобицы, Русь постепенно восстанавливается после разрушительного нашествия. Вновь поднимаются города, развивается торговля и ремесло. Развивается и сельское хозяйство. Постепенно набирает темп процесс закрепощения крестьян, появляются новые формы землевладения (условное держание). Новый закономерный этап исторического развития, следовавший за феодальной раздробленностью, был связан с объединением земель и созданием единого государства. Для этого были все необходимые предпосылки и условия. Экономическое развитие городов и торговли тормозилось феодальными границами и произволом князей. Городские ремесленные и торговые слои были заинтересованы в сильной власти, ограничивающей этот произвол и ликвидирующей границы между русскими землями. Серьезная внешняя угроза определяла необходимость политического и военного единства для отпора завоевателям. Национально-освободительная борьба против ига подготовила развитие национального самосознания, основанного на идее единства всего населения русских земель. У великих князей появляется надежная социальная опора для борьбы с боярским сепаратизмом – служилое дворянство.
Центром, возглавлявшим процесс объединения, стала Северо-Восточная Русь, где возвышаются Тверь и Москва. Москва впервые упоминается в летописи в 1147 г. Первым московским князем был сын Александра Невского Даниил (1276 – 1303 гг.). Ему и его сыновьям в ходе феодальных усобиц удалось присоединить Коломну, Переяславль, Можайск. В начале XIV в. Москва с переменным успехом уже спорит с Тверью за ярлык на великое княжение. Начало процесса объединения связывают с именем Ивана I Калиты (1328 – 1341 гг.), проводившим политику жестокой экономии. На вырученные средства он скупал земли разорявшихся князей, значительно расширив территорию княжества Для достижения своих целей он не брезговал никакими методами. Так, в 1327 г. он помог ханам Золотой Орды усмирить Тверь, за что получил ярлык на великое княжение. В Москву в 1326 г. переезжает и глава русской церкви митрополит Петр. Москва стала политическим и религиозным центром Руси. Большие средства пошли в казну Москвы после того, как хан передал Калите право сбора дани с русских земель. Теперь население платило дань и в казну ханов, и в казну Москвы.
Дальнейший подъем роли Москвы в объединении связан с именем внука Ивана Калиты Дмитрия Донского (1359 – 1389 гг.). Он расширяет территорию княжества, ведет строительство укреплений и создает сильное войско. В это время в Золотой Орде появляется тенденция раздробленности. Дмитрий воспользовался этим и попытался выйти из-под контроля орды. 1 августа 1378 п. он защищает рязанские и нижегородские земли от нашествия, разбив впервые войско монголо-татар на р. Воже, перестает платить дань Орде.
Летом 1380 г. хан Мамай, собрав большое войско, попытался наказать русские княжества за неповиновение. 8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва, где, благодаря поддержке большинства русского и православного населения, объединившихся по инициативе Сергия Радонежского, московский князь одержал победу. Это было началом освобождения от ордынского ига. Возрос авторитет Москвы. Правда, успех был кратковременным и в 1382 г. хан Тохтамыш восстановил власть Золотой орды над Русью, захватив Москву.
После смерти Дмитрия Донского правил его сын Василий I (1388 – 1425 тт.) без утверждения в Орде. Его смерть вызвала большую войну за московский престол (1433 – 1453 гг.), надолго отодвинувшую процесс объединения и освобождения Руси. Победил Василий II (1425 – 1462 гг.), который установил систему прямого наследования, во многом снизившую возможность конфликтов за первенство.
Восстановление территории и образование единого государства завершается в основном в период правления Ивана III (1462 – 1505 гг.) и Василия III (1505 – 1583 гг.). Иван III присоединяет к Москве Ярославское и Ростовское княжества, Великий Новгород, Тверь и Чернигово-Северские земли.
Таким образом, все не захваченные соседями земли бывшей Киевской Руси, были объединены под властью Москвы. Это дало возможность успешно бороться с ослабевшей Ордой. В 1480 г. на р. Угре татарские войска были отброшены от Руси и ордынское иго окончательно паю. Орда распалась на ряд более мелких ханств.
Укрепилось международное положение Руси, устанавливаются дипломатические отношения со многими государствами Европы. Благодаря женитьбе на византийской принцессе Софье Палеолог, Иван III мог но праву называть себя преемником византийских императоров (империя в 1453 – 1454 гг. была разгромлена турками-османами). Москва становится центром православного мира.
В 1497 г. создается достаточно централизованная система управления и вводятся единые российские законы – "Судебник Ивана III". Великий князь сосредотачивает в своих руках почти всю полноту власти. Бывшие московские бояре и зависимые от Москвы князья вошли в совещательный орган – Боярскую Думу. С этим органом приходилось считаться, поскольку его члены представляли реальную власть на местах и без их согласия действовать царю было сложно. Формула отношений была такой: "государь указал, бояре приговорили". В системе исполнительной власти существовало местничество – распределение должностей согласно знатности происхождения.
Страна была разделена на наместничества, управлявшиеся государевыми наместниками (часто из местных землевладельцев). В большом ходу была система кормления, при которой наместник собирал одновременно средства и в государеву, и в свою казну. На великокняжеских землях растет число дворян – людей, получавших поместья за службу. Это была основная опора царя. У церкви были отняты некоторые земли в пользу дворян. Ограничено было перемещение крестьян от одного владельца к другому двумя неделями осенью (Юрьев день – 26 ноября) при условии выплаты "пожилого" – особого налога. Это усиливало личную зависимость крестьян от землевладельцев. Все войско подчинялось лишь одному человеку – великому князю. Это ограничило возможности местных князей в спорах с Москвой.
Видимо, не являясь крупным военным стратегом, Иван III обладал талантом дипломата. Именно это привело к той ситуации на политической карте Европы, которую лаконично сформулировал не чуждый занятиям русской историей Карл Маркс: "Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, – была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах". В 1462 г. Иван III наследовал княжество, размеры которого не превышали 430 тыс. кв. км, при вступлении на престол внука – Ивана IV в 1533 Г. территория Руси увеличилась в шесть раз, достигнув 2800 тыс. кв. км.
Василий III продолжил дело отца. Он присоединяет Псков, Рязань и в ходе успешных войн с Литвой возвращает Смоленск. В 1510 г. монах Филофей обосновывает теоретически претензии Москвы на главенство в славянском и православном мире, выдвигая теорию "Москва – Третий Рим".
Таким образом, в начале XVI века объединение русских земель в единое государство было в основном завершено. Это открыло новые возможности для экономического, политического и культурного развития Руси, возвращения ее в число развитых европейских государств.
Лекция III. Российское государство в XVI – XVII веках.
XVI – XVII века — это период формирования и укрепления единого российского государства, складывания единого народно-хозяйственного механизма и особенного взгляда на рыночные аспекты жизнедеятельности. С появлением централизаторских устремлений пришли новые и вместе с тем традиционные взгляды на верховную власть и экономику государства. Русские государи по-особенному начинают рассматривать свою деятельность, свои задачи и само свое положение в государстве.
В этот период истории появляются государственные деятели широкого размаха, реформаторы политической, экономической и социальной жизни России. Под влиянием назревших экономических потребностей начинают ломаться старые порядки в государственном управлении и в быту, в религиозных установлениях местных церковных организаций и в культурной жизни.
Объединительные процессы укрепили самодержавие. Дальнейшая же централизация государственной власти понижала общественное, а следовательно и политическое значение высшего российского сословия (аристократии).
Усиливающаяся классовая борьба и противостояние внутри класса феодалов между старым боярством и поднимающимся дворянством требовали усиления централизованного государственного управления. После введения в закон отношений подданства, все сословия были уравнены перед лицом государственной власти. При этом, экономической основой подданнических отношений явилось преобладание государственной собственности на землю. В России, отмечал В.О. Ключевский, царь являлся своего рода вотчинником. Вся страна для него – это собственность, с которой он действует как полноправный хозяин. Количество князей, бояр и других вотчинников постоянно сокращалось: Иван IV свел их удельный вес в экономических взаимоотношениях в стране до минимума. Решающий удар по частной собственности на землю был нанесен институтом опричнины. С экономической точки зрения опричнина характеризовалась выделением в особый государев удел значительных территорий на западе, севере и юге страны. Эти территории были объявлены личными владениями царя. А это значит, что все частные собственники в опричных землях должны были или признать верховные права царя или подлежали ликвидации, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, бояр делились на мелкие поместные и раздавались дворянам за государеву службу в наследственное владение, но не в собственность. Таким образом, уничтожалась власть удельных князей и бояр, укреплялось положение служилых помещиков – дворян под властью царя-самодержца.
Территория, на которой образовалось русское централизованное государство, в основном находилась в зоне величайших в мире лесов, заболоченных земель со сравнительно небольшими тепловыми ресурсами, подзолистыми и дерновоподзолистыми почвами. Климат страны преимущественно континентальный, с резким понижением температуры по мере продвижения к востоку. Характерной чертой климата всегда был недостаток осадков, выпадавших в основном в течение двухтрех месяцев, что в хлебородных районах приводило к засухе, поражавшей страну примерно раз в три года. Ранние заморозки и снежный покров значительно сужали период, пригодный для сельскохозяйственных работ. Русский крестьянин имел в своем распоряжении не более 130 рабочих дней в течение года, и из них 30 уходило на сенокос. Находясь в жестком цейтноте, русский крестьянин должен был за это время реально вложить в землю такой объем труда, который европейскому крестьянину, находящемуся в более благоприятных условиях, трудно было даже представить. Практически это означало, что русскому крестьянину приходилось трудиться почти без сна и отдыха, днем и ночью, используя труд всех членов семьи – детей, стариков, женщин на мужских работах и т.д.
Крестьянину в Западной Европе ни в средневековье, ни в новое время такого напряжения сил не требовалось. Удобный для сельскохозяйственных работ период длится там 8–9 месяцев. Относительно низкая, для славян, урожайность (при пашенной системе земледелия) была связана и с плохим качеством удобрения земель, что определялось слабой базой скотоводства на основной территории России. Из-за отсутствия кормов и дефицита сена российский крестьянин имел малорослый, слабый и малопродуктивный скот, велик был и его падеж. Крестьянское хозяйство имело крайне ограниченные возможности для производства товарной земледельческой продукции, а необходимость постоянного участия в земледельческом производстве практически всех рабочих рук крестьянской семьи обусловила узость рынка рабочей силы, сезонный характер деятельности многочисленных промышленных заведений, их расположение ближе к ресурсам рабочей силы, а также и специфику производства.
Большое значение имела кустарная промышленность, так как 60% её продукции шла на экспорт. Но ни экспорт, ни производство для местного рынка не давали возможности быстрого накопления капитала. Отсюда – медленное развитие промышленного капитализма и корни традиционного вмешательства русского государства в сферу организации экономики. Поскольку все это требовало средств, то с помощью государственного механизма постоянно производилось изъятие известной доли совокупного прибавочного продукта.
Относительно низкая урожайность, ограниченность размеров крестьянской запашки оказали самое существенное влияние на формирование определенного типа государственности, развитие экономики, культуры, социальных отношений. Сравнительно короткое лето, непродолжительный растительный период, возможность града и других неблагоприятных явлений природы требовали сверхконцентрации усилий в определенный период, поздней же осенью и зимой темп работы замедлялся. В.О. Ключевский писал: «Русский человек знал, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться нежданным ненастьем. Это заставляло великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать многое в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс: но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду».Русские трудовые привычки отличаются и от трудовых привычек азиатских народов: рисоводство, в частности, требует размеренности и скрупулезности. Суровый климат располагает именно к коллективному ведению сельского хозяйства. В России сложились крепкие общинные традиции, которые стали препятствием для развития частной собственности крестьян на землю даже после отмены крепостного права. Естественно, что в течение столетий сложились представления об общине как высшей ценности. Традиционный образ жизнедеятельности и ритуал сезонных работ был спасительным для большинства крестьян; приемлем и привычен.
В 16 веке Москва становится центром эмиссиии рубля, центром русского денежного мира. В Москве деньги получили статус госудрственной идеи, стали инструментом идеолгии (их использовали для решения политических и геополитических задач). Рубль пользовался доверием в русском обществве, а это означало доверие к власти. При собирании земель рубль был одним из главных и действенных инструментов строительства единого государства. Московская монета включала в себя 80-90 золотников серебра. Содержала 220 денег или 30 гр кун. Один рубль 14 в – начала 15 в = 500 рублям 1913 года. Право покупки валюты было иключительно за московским правительством, которое допускало хождение иностранной монеты в стране, но они не становились ведущими, как в Новгороде (1410г). Система хозяйственного развития госудрства формировалась на основе внутреннего рынка и соответственно – не без русского рубля. Действенным методом для этого стала переориентация во внешней торговле и фискальной политике московского правительства, которое главным направлением сделала торговлю с Востоком. Сальдо восточной торговли (в отл от западной) не было активным; но эффект был другой... Русские продавали на Восток изделия своего производства и покупали товары массового спроса и полезные материалы для производственной сферы. Поэтому восточное направление не наносило ущерба денежной независимости госудрства. Следствием дружбы с Востоком стал переход на восточное (греческое) летоисчисление (конец 14 нач. 15 вв). В Росси изменилась податная реформа. Прямой налог – московская соха был более объективным и щадящим. Размер сохи зависел от качества объекта и субъекта.
В 16 в. Россия перешла на подворное облажение. И московская соха стала подрязделяться на мелкие окладные единицы (выть, доля), между которыми разверстывался оклад, падавший на целую соху (Ключевский: очень благоприятное налогооблажение). Более того, на реке Цыльми, приток Печоры, в 1391г были открыты себеряные россыпи!!! Рубль 16 века = 16 шиллингам и 16 пенсам. И был уже в 94 раза дороже рубля 1913 г. (дом в 16 веке, например, стоил 3 рубля). Доход государства составлял 1,5млн руб (данные Флетчера).
Пример благосостояния: владея обжей, то есть пространством земли, которую один человек мог обработать с помощью одной лошади, крестьянин сеял от 2,5 до 3,5 четвертей ржи и столько же овса. При хорошем урожае он получал доход от 3 до 5 рублей в год. Налоги в денеждном выражении с 1555 г: от 75 копеек до 1 рубля. Самые богатые люди России – Строгановы, состояние 300 тыс руб без земельных вледений. Имели 10тыс рабочих по найму. В казну платили от 40-до 200тыс рублей в виде налоговых отчислений (14 – 17вв).
О грамоте...Уровень грамотности среди населения был различным. Элементарная грамотность была распространена у посадских людей и крестьян. У последних уровень грамотности достигал 15-35%. Более высока была грамотность в среде духовенства, купечества, знати. Обучение грамоте производилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. За прохождение курса платили "кашей да гривной денег". В ряде школ, кроме обучения непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике ("Беседа об учении грамоте") и арифметике ("Цифирная счетная мудрость"). О развитии просвещения в XVI в. свидетельствует также факт создания при крупных монастырях библиотек. Большая библиотека (не найденная до сих пор) была в царском дворце. Рукописные книги принадлежали частным лицам различных категорий, в том числе простым горожанам и крестьянам.
О государе... Самым любимым и уважаемым государем в народе был Иван Васильевич (Грозный). В Летописи сказано: "народ по его кончине плакал". "Был строг, но справедлив". Обладал полной поддержкой средних и низших сословий русского общества. За время правления Грозного царя прирост населения страны составил 30-50%!(К смертной казни за это же время (за 50 лет) были приговорены примерно 3000 тысяч человек). Во многом это его заслуга в учреждении патриаршества на Руси. (при его сыне Федоре Иоанновиче 26 января 1589г).
В 16 веке Иваном Васильевичем была предпринята попытка решения проблемы централизации силовыми методами...В результате русский царь ввёл в России самодержавное правление с неограниченной властью монарха, опираясь, при этом, на поместное дворянство и народ. Весь последующий период, вплоть до абсолютизма Петра Алексеевича Романова, поступательное развитие Российской государственности, определялось поиском путей укрепления сильной царской власти, способной удержать единство государства и обеспечить ему стабильное развитие. Вот формула этого периода времени: Государство – есть союз народный, управляемый верховной властью( замысел и разработка – митрополита Макария 1482 – 1563 гг.) Опора всему был общественный договор, основанный на принципе обязательной службы. Суть его состояла в том, что казна брала на себя обязательство обеспечивать сословия всем "потребным"для жизнедеятельности и службы... Объектом договора становилась земля... Поэтому, во главе свех традиционных норм и порядков ставилась государственная собственность на землю и её недра. Таким образом, государственная собственность стала основой и опорой самодержавных порядков. Соборы – подлинно народная, особенная форма управления в России. Главной задачей Соборов являлась возможность установления общенародной поддержки царской власти и её деятелей...
Идеологию русского средневековья, русской старины завершают мировоззренческие постулаты самодержцев династии Романовых (17в).
В первой половине 17 века верховная власть "отделяет и разделяет своё понимание государева и земского дела от их земсого совета..." Стабилизация экономисеской и политической жизнедеятельности в стране при Михаиле Фёдоровиче Романове(1596 – 1645 гг.), позволило царским "политтехнологам" понизить значение соборов (для власти и всего народа). С 30-х годов 17 века они(соборы) становятся, по сути, совещаниями правительства с собственными агентами. От ныне, в них заседают не представители земли(общества), а носители службы... Русская власть избавлялась от опеки...Например, в 40-е годы 17 века была создана царская канцелярия...ей стали, негласно, подчиняться все приказы...По меткому выражению академика М.М. Богословского,Российское самодержавие эволюцинизировало от земского к бюрократическому (Из истории верховной власти в России. Петроград, 1918.). Начинается движение к абсолютизму...Со второй половины 17 века складывается государственная вертикаль управления(2 порядка верховного управления: личное и бюрократическое). Это означало вытеснение выборных в местном управлении...Лично-бюрократическое управление было гораздо манёвренее и универсальне... Более того, оно было действенее. Например, Счётный приказ-впервые объединил финансовое управление страны...Его указы – имели силу закона...Таким образом, задачей верховной власти становится опека над народной жизнедеятельностью и творческое воздействие на неё. Цель-создание монархии всероссийской(имперской). Уложение 1649 года ввело понятие государственного интереса, которому должны подчиняться все частные и общественные интересы.
Для чистого абсолютизма, к которому устремилась Россия, устанавливается новая концептуальная позиция власти (которая предусматривала отказ от старой, церковной концепции, т.к. церковь перестала быть арбитром в русском обществе- "отставка"церковной идеологии). И, так, Царь, должен был стоять не во главе правительстельственной администрации, а вне её и над ней...как помазанник Божий – источник всей жизнедеятельности в России. Царская власть должна быть над всем и всеми!!!
Признаки самодержавия: в системе власти не устанавливалось четкого соотношения права, законности и самодержавия. Концепция самодержавия как раз и строилась на том, что разделение властей никогда четко не устанавливалось. Главно опорой верховной власти со втрой половины 17 века становится дворянская бюрократия и институт крепостного права... Дума потеряла своё прежнее значение... Церковь становилась "орудием" в руках самодержавия... Есть мнение, что церковный раскол (1650 – 1660-е гг) был искусственно вызван властью: царь натравил Боярскую Думу на церковь...Между прочим, идея Российской империи пренадлежала патриарху Никону... Раскол мог быть своеобразным преодолением кризиса национально-государственной идеи... После смерти царя Алексея Михайловича(1676г.) принцип служения самодержавному государю возродился, получил новое ускорение и развитие... В целом, Российское государство представляло из себя систему политического равновесия (пример для всей Европы). Русская власть в ходе массированного наступления, решила задачу политической централизации государственной жизнедеятельности. При этом, нашими предками были достигнуты цели в созидательной и народохозяйственной деятельности по улудшению народного благосостояния ( политическое объединение было закрепленно экономически...)
Главными источниками новой концепции были успешное выполнение правительственного курса на развитие техники административной службы и теорий государственного и народного хозяйства, создание крупного производства (в частности, тяжёлой промышленности), основанного на государственном заказе, государственных субсидиях, выгодных концессиях, обеспеченных рабочей силой... Политико-экономическое развитие России в 17 веке обеспечивалось быстрым расширением границ государства и населения страны (в состав России вошла континетальная часть Азии, ограниченная на Севере Ледовитым океаном, а на Востоке – Тихим...
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1065;